Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Специфика музыкальных эмоций
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.docx

— 84.14 Кб (Скачать файл)

4 четверть — «Народ  — великий художник».

Естественно, что изучение предлагаемого материала должно проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и методике работы с учащимися, с разработкой «подпрограммы», направленной на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений, формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном, своеобразном отражении окружающей действительности.

Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов.

Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как «Ярмарка». Звенят бубны, трещат ложки, пляшут скоморохи. И здесь же работают мастера – сами дети. Они расписывают городецкие доски, хохломские ложки, жостовские подносы.

В современной музыкальной педагогике совершенно справедливо указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае, если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как «своя», внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми.

Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара -психофизиологические возможности детей.

При подборе песенного репертуара необходимо учитывать диапазон мелодии, интервальные ходы, продолжительность музыкальных фраз и трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр, упражнений, плясок обращается внимание на темповые и динамические изменения, постепенность усложнения движений.[15]

Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста.

Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

Подбор репертуара для конкретного класса, хорового коллектива, юных солистов — дело творческое и далеко не столь легкое, как может показаться. Хорошо подобранный репертуар должен включать в себя песни напевные (кантиленные) и песни энергичные, бодрые. Однако важно не только разнообразие характера песен, но и их тематика. Для полноценного воспитания детей далеко не безразлично, о чём они будут петь. Особенно важно использовать песни на животрепещущие темы, которые роднят ребят с думами и чувствами всего народа, сближают школьную жизнь с событиями сегодняшнего дня. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять.

Важной составляющей детского репертуара должны служить произведения народного детского музыкального творчества.  

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества.[16]

Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно- песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой — явилось результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых, терцовых, реже квартовых попевок. Строящиеся на напевных интонациях клича, они отражают естественные понижения и повышения разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к более сложным по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат — ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.

Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством, необходимо учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту — ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.

Художественные формы, связанные с детской музыкально-поэтической, игровой культурой, составляют одну из интереснейших областей русского фольклора. Сопровождая с самого рождения рост и развитие ребенка, они прочно входили в сознание, формировали поведенческие нормы, жизненно-бытовой уклад детей сообразно общепринятой традиции. В лаконичных и простых на первый взгляд формах раннего детского пестования, игрового фольклора, в закличках, приговорках заключен богатейший, совершенно особый образно-поэтический мир.

Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало – сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метро-ритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом.[17]

Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок, поёт козлятам коза.

Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.

Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование.

2.2. Диагностика развития музыкальных  эмоций

Диагностика проводилась на базе III «А» класса средней школы № 269 п. Островной Мурманской области.

Таблица № 1 (данные на начало года)

Ребёнок

Фамилия, имя

Весёлое

Грустное

Торжественное

Азарова Аня

высокий

средний

средний

Бабабекова Женя

средний

средний

средний

Бабушкина Оля

высокий

средний

средний

Волошина Яна

средний

средний

средний

Волынский Саша

средний

средний

низкий

Михайлова Таня

средний

средний

низкий

Науменко Олег

средний

средний

средний

Полушкин Дима

низкий

средний

средний

Сироткина Лена

низкий

средний

низкий

Тропинин Влад

средний

средний

средний


Таблица № 2 (данные на конец учебного года)

Ребёнок

Фамилия, имя

Весёлое

Грустное

Торжественное

Азарова Аня

высокий

средний

высокий

Бабабекова Женя

средний

высокий

средний

Бабушкина Оля

высокий

высокий

высокий

Волошина Яна

средний

высокий

высокий

Волынский Саша

высокий

средний

средний

Михайлова Таня

средний

высокий

средний

Науменко Олег

средний

средний

высокий

Полушкин Дима

средний

высокий

средний

Сироткина Лена

средний

средний

средний

Тропинин Влад

средний

высокий

высокий


Низкий уровень выражения эмоции выражается в несоответствии мимики, жестов, окраске голоса соответствующему настроению произведения.

Средний уровень выражения эмоции выражается в неустойчивом эмоциональном состоянии, отсутствии некоторых выразительных приёмов исполнения (мимики, жестов, окраске голоса).

Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и внешнего облика настроению произведения.

2.3. Методика развития музыкальных  эмоций детей младшего школьного  возраста

В школе урок музыки является органической частью системы эстетического воспитания и во многом он ориентирован на нравственное развитие школьника. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение к музыкальному искусству, самодеятельность учащихся должны осуществляться в продуманной и последовательной системе.[18]

Урок музыки отличается своими специфическими видами деятельности: слушание и анализ музыкального произведения, движение под музыку, импровизация. Они не могут быть отделены механически друг от друга, поскольку взаимно связаны и порой взаимопроникают друг в друга. В процессе слушания музыки учащиеся приобретают определенные музыкально-теоретические знания, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа. В процессе хорового пения развиваются певческий голос и все компоненты музыкального слуха (звуковысотный, ритмический, гармонический, тембровый). Развитие исполнительских навыков в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку, импровизации делает учащихся активными, заинтересованными, эмоционально отзывчивыми участниками учебного занятия.

Задача уроков музыки — научить ребят активно общаться с прекрасным, творческому отношению к музыке. Это возможно при условии не только освоения и осмысления отдельного произведения, но и знания истории его создания, основ теории музыки, закономерностей ее развития.

Одной из основных задач музыкального воспитания учащихся начальной школы является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой, к пониманию её жизненного содержания. Дети 7—8-летнего возраста не умеют ещё полноценно воспринимать музыку, отражать в своем сознании развертывающийся во времени музыкальный образ. В то же время они свободно определяют общее настроение, реагируют на простейшие средства музыкальной выразительности, темп, динамику, регистр.[19]

Поэтому одной из главных задач является развитие общей музыкальности у детей. Она включает в себя три основных признака:

- способность чувствовать  характер, настроение музыкального  произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ;

- способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее  яркие и понятные музыкальные  явления. Это требует элементарной  музыкально-слуховой культуры, произвольного  слухового внимания, направленного  на те или иные средства  выразительности;

- проявление творческого  отношения к музыке.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.

Необходимо помнить, что воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.

В классном хоровом пении участвуют все без исключения учащиеся данного класса. Правда, вначале дети, поющие неверно, мешают общему пению, чистоте интонирования; но необходимо помнить, что слух у детей развивается постепенно, в процессе обучения. Развитие вокально-хоровых навыков процесс длительный.

Если ученик поет неверно, это еще не свидетельствует о плохом музыкальном слухе. Возможно, что он слышит хорошо, но голос его не слушается, не подчиняется. В таком случае отсутствует координация между слухом и голосом. Через некоторое время, когда голосовой аппарат разовьется, диапазон его расширится, чаще всего выясняется, что у ученика есть и слух, и необходимый уровень вокально-хоровых данных. Если ученик поёт чисто только некоторые звуки в середине диапазона, это значит, что ограничены его вокальные возможности, а не слух. Вывод о том, что у ребенка плохой слух, нельзя делать поспешно. Дети же с плохим слухом не только не должны освобождаться от пения, музыкальных занятий, но им следует уделять больше внимания как временно отстающим в учебном предмете.

Информация о работе Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста