Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Терещенко.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Как видно из полученных данных (Табл. №25) разница в выполнении произвольных движений у испытуемых с органическим нарушением мозга до и после проведения коррекционной программы статистически значима. С органическим нарушением мозга не способны полноценно выполнять произвольные движения, в отличие от здоровых испытуемых, но после проведенной коррекции отмечается положительная динамика в осуществлении произвольных движений. Наличие положительной динамики доказывает гипотезу исследования, что тестовые методики в топической диагностики существенно повысит качество и скорость самой топической диагностики.

Так же в ходе работы были выполнены поставленные задачи:

              1.Анализ  теоретического материала по данной тематике

              2.Проведение  констатирующего и контрольного  эксперимента.

              3.Разработка  и проведение психокоррекции

              4.Анализ  полученных результатов

Заключение

Таким образом, Полученные результаты дают основания  для рассмотрения перспектив применения клинической нейропсихологии к решению таких вопросов как прогноз развития деменции, профилактическое и лечебное фармакологическое воздействие, направленное на компенсацию (или стабилизацию) дефицитарности психических функций, обусловленной атрофическими и дисгемическими процессами и изменениями метаболизма в нервной ткани. Получены данные, позволяющие рассматривать различные формы шизофрении, различные стадии алкоголизма в связи о дисфункцией правого или левого полушарий мозга или нарушением (изменением) межполушарного взаимодействия. Намечаются пути подхода к изучению эпилепсии, психопатий, неврозов с позиций выявления с помощью нейропсихологического исследования минимальных мозговых дисфункций как одной из патогенетических предпосылок формирования этих расстройств. Нейропсихологическая диагностика органического слагаемого в системе механизмов, обусловливающих психические аномалии, представляется значимой в комплексе с другими подходами.

К числу  новых разделов в области клинической  нейропсихологии относится и исследование влияния различных фармакологических средств на высшие психические функции. В этом плане важно отметить одну из сущностей нейропсихологического метода исследования - рассмотрение психических функций как системы взаимосвязанных звеньев, реализация каждого из которых обеспечивается деятельностью определенных структурно-функциональных мозговых зон.

Имеющиеся на сегодняшний день данные показывают, что различные фармакологические  препараты избирательно воздействуют на те или иные составляющие в структуре и динамике психических функций и, соответственно, на различные образования мозга. В клиническом аспекте важно учитывать возможность разнонаправленного действия одного и того же препарата на разные параметры в пределах одной функции (улучшение одних и ухудшение других). Тонкая нейропсихологическая диагностика структуры дефекта психической деятельности позволяет выбрать "мишень" для адекватного фармакологического воздействия, направленного на нормализацию деятельности мозга в целом и его отдельных областей. Необходимо отметить, что в решении вопросов об эффективности и особенностях действия медикаментозной терапии на восстановление психических функций особое значение приобретает стандартизация процедуры нейропсихологического исследования и разработка системы количественных оценок. Этот раздел клинической нейропсихологии - один из важных в плане перспектив ее развития и диапазона выхода в различные области практического здравоохранения в связи с задачами профилактики, оценки динамики течения болезни, ее прогноза, разработки и осуществления реабилитационных мероприятий в сочетании фармакологического и психолого-педагогического воздействия на восстановление психических функций. 
Акцентируя внимание на новых направлениях развития клинической нейропсихологии, мы не "подводим черту" под изложенными в данном пособии наиболее разработанными к настоящему времени ее разделами. Это, в первую очередь, относится к необходимости дальнейшего изучения нейропсихологических синдромов, обусловленных церебральной сосудистой патологией. Вместе с тем практика клинической работы показывает, что и в фундаменте клинической нейропсихологии - синдромологии локальных опухолевых поражений мозга, созданном А.Р. Лурией, имеется много путей и возможностей дальнейшего развития.

Рекомендации:

Для эффективности  коррекционной работы соблюдаю принципы:

1Принцип осознания совершаемых действий.

          Действия  сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик  сейчас работает?", " Ваши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.

2Принцип развернутости освоения навыков.

          Темп  и механизм освоения навыков у  разных испытуемых неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений испытуемого в оптимальном именно для него режиме.

3Принцип обратной связи.

          По  ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия испытуемого для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет испытуемого быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Р. Лурия и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. М., 1982.

2. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. М., 1975.

3. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных Методические рекомендации. Сост. Кроткова 0.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. М., 1983.

4. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М., 1985.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

8. Лурия А.Р., Коновалов А.Н., Подгорная А.Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. М., 1970.

9. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1966.

10. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1976.

11 Функции лобных долей мозга /Под ред. Хомской Е.Д., Лурии А.Р. М., 1982.

12 Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.

13 Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

14 Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

15 Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург «деловая книга» 1999

16 Клиническая психология 3-е издание  под редакцией Б.Д. Корвосарского.  Питер 2007

17 Клиническая психология 2-е международное  издание под редакцией М. Пере, У Баурмана. Питер 2007

18 Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.  Учебное пособие для студентов  высших  учебных  заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19 Основы специальной психологии  под редакцией Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия» 2006

20 Репина Н.В, Воронцов Д.В,  Юматова И И. Основы клинической психологии. Ростов н/Д: Феникс 2003

21 Шаповал И.А Специальная психология: Учебное пособие. М.: 2005

22 Хомская Е.Д. Хрестоматия по  нейропсихологии. М : 2004

23 Хомская Е.Д. нейропсихология  4-е издание. Питер 2005


Информация о работе Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани