Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат
Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное высшее учебное заведение
«Запорожский Национальный
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
«Возрастные особенности развития внимания»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4
Проблема изучения основных
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1
Диагностика, коррекция и
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2
Методика проведения
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема
развития внимания в разных возрастах
всегда была и остаётся актуальной.
Не только учёные-исследователи
Несколько слов стоит сказать об использованной литературе. В том, что касается первой части моей работы, огромную роль сыграло учебно-методическое издание Комаровой Т.К. «Психология внимания». В этой работе я нашла очень ёмкую и полезную информацию о внимании, написанную в научном стиле и понятным языком. Видно, что автор ответственно отнёсся к поставленной задаче и описал явления внимания, а также невнимания с точностью и без лишних деталей, что мне и было необходимо, так как моя работа не посвящается целиком явлению внимания. Для того, чтобы понять, что такое возрастная психология, я использовала работу «Возрастная и педагогическая психология» авторов Гамезо М.В., Петровой Е.А., Орловой Л.М., а также учебник Шаповаленко И.В. «Возрастная психология» для изучения истории возникновения возрастной психологии и для собственно третьей и последней части моей работы. Последний труд действительно очень интересен для прочтения, включает в себя огромное количество информации, интересной не только для людей, специализирующихся на психологии, но и для расширения кругозора в общем. Я также использовала большое количество других работ и источников, о которых подробнее напишу в списке использованной литературы.
1. Общая характеристика вниман
1.1 Понятие внимания
На вопрос о том, что такое внимание нет однозначного ответа, в первую очередь из-за того, что под понятием «внимание» стоит не только психический процесс, но и свойство личности, и психическое состояние. Для начала стоит разобраться в том, что такое внимание как психический процесс.
Упоминание
внимания как психического процесса
встречается ещё у философов
Средних веков, таких как Фома
Аквинский. Также проблема внимания
поднималась в различных
В настоящее время существует большое количество определений внимания, данных разными авторами. Все они сходятся на том, что внимание - важнейший фактор в реализации человеческой деятельности.
Так, например, Комарова Т.К. предлагает следующее определение внимания: «внимание это направленность и сосредоточенность сознания на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость»[6.]. Для того, чтобы до конца осознать это определение, следует разбить его на части, каждую из которых нужно отдельно проанализировать. Направленность сознания, иными словами, это избирательность или селективность сознания, благодаря которой выделяются зона ясного сознания, то есть, то чёткое поле, предмет, любой объект, на котором сосредоточено внимание, и зона неясного сознания, другими словами, фон, который выглядит размыто, неотчётливо. Другим значением обладает понятие сосредоточенности в вышеупомянутом определении. Сосредоточенность это сила удержания, глубина внимания, время, на которое личность удерживает в своём внимании объект. Следующей частью является устойчивая значимость, то есть постоянно поддерживаемая важность, значимость объекта для личности, либо, ситуативная, то есть зависящая от ситуации, значимость.
Переходя к проблеме внимания как свойства личности, следует указать, что это понимание внимания чрезвычайно важно, несмотря на то, что в основном учёными исследуется именно первая проблема. Внимание как свойство личности проявляет себя как черта характера, по-другому можно назвать это явление внимательностью. Она проявляется как по отношению к каким-либо предметам, явлениям окружающей жизни и проявляется в виде любознательности, заинтересованности, так и по отношению к другим людям, возможно животным, и проявляется как нежность и забота к близким людям.
И наконец, внимание как психическое состояние. Состояние внимания тоже, как и черту личности, можно назвать внимательностью, но смысл этого слова совсем другой. Внимательность это длительное или короткое состояние, с котором находится человек, фон деятельности человека. Человек может находиться в состоянии внимательности или невнимательности. И в первом и во втором случае это ярко выражено внешним состоянием человека, определённой позой тела, выражением лица. В первом случае человек всем видом показывает свою заинтересованность предметом, его внимание узко направлено, взгляд чёткий, выражение лица осмысленное. В состоянии невнимания видна рассеянность человека, ярко выражен блуждающий взгляд, поза тела показывает незаинтересованность, стремление уйти от предмета.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов. Внимание - многостороннее понятие, заключающее в себе одновременно процесс, свойство и состояние. Рассматривая понятие внимания в данной работе, мы имеем в виду именно психический процесс. Далее рассмотрим основные явления, связанные с вниманием и невниманием то есть феноменологию внимания.
1.2 Феноменология внимания
Существует два обратных друг другу, но неизбежно связанных между собой явления - внимание и невнимание. С каждым из них связаны определённые процессы, проходящие в психике человека. Для начала рассмотрим объективные и субъективные явления, связанные с протеканием акта внимания. Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:
- на психофизиологическом уровне - это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;
- на мышечном, двигательном уровне - это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т.п.);
- характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т.д.
Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:
- формальными характеристиками
когнитивных содержаний
- характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес - отсутствие интереса, удивление - безразличие и т.п.);
- характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий - отсутствие напряженности, активность - пассивность и т.п.).[6.]
Также обязательно нужно указать на разделение опыта на фокальную и периферическую часть. Сосредоточенность внимания связано именно с фокальной частью, а рассредоточенность, смутность понимания - с периферической. С фокальной частью связаны многие эффекты внимания, его свойства. Первым и важнейшим является действенность. Фокальная часть состояния внимания обеспечивает связанность внимания с другими психическими явлениями. Неслучайно внимание называют «монархом сознания»[6.], так как оно как бы контролирует, объединяет все психические процессы под своей деятельностью, организует поток актуальных мыслей, и переживаний человека. Также фокальной части внимания свойственна эмоциональная окраска предмета, на которое направлено внимание. Так, классическим примером является опыт, проведённый Чарльзом Тартом. Он собрал в аудитории людей, поставил перед ними стул, а на стул положил сумку. Учёный предложил всем присутствующим направить всё своё внимание на сумку, думать о ней как о своей сумке, как о чём-то любимом и родном, даже ассоциировать себя с ней. Через пять минут, когда внимание достигло своего пика, резким ударом ноги он сбивает сумку на пол. При этом замечалось, что у людей был сильный эмоциональный всплеск, а иногда даже физическое ощущение боли.
Внимание может не только организовать, но и дезорганизовать деятельность человека. Так продолжительное произвольное внимание приводит к сильному переутомлению, головным болям, усталости. Таким образом, невнимание не всегда является недостатком, а как бы предохраняет психику человека от лишней для него информации. Постепенно переходя к феноменологии невнимания, стоит также отметить, что названные выше явления часто являются важными признаками для классификаций, так как в совокупности, такие явления дают различные состояния человека.
Явление, наиболее изученное в сфере невнимания, это рассеянность. Помимо истинной рассеянности существует также мнимая рассеянность или «липкое внимание», ученическая рассеянность или «порхающее внимание», старческая рассеянность. Истинная рассеянность характеризуется размытым взглядом, снижением активности и интеллектуального напряжения, смутными образами в голове. Мнимая рассеянность на самом деле подразумевает под собой глубокую внутреннюю концентрацию на объекте, узость и сосредоточенность внимания. «Ученическая рассеянность» так названа потому что обычно ученики младших классов тяжело воспринимают учёбу в школе, потому что их внимание не сосредоточенно на чём-то одном, а порхает с одного предмета на другой, что, естественно, мешает заниматься. Наконец старческая рассеянность вызвана уже невозвратимыми физиологическими процессами старения, у старых людей очень плохо переключается внимание и недостаточна активность концентрации внимания.
Также в феноменологии внимания следует отметить направленное невнимание, то есть человек специально игнорирует некоторые неприятные мысли, не обращает внимания на неприятных людей, неприятные ассоциации с целью всё это забыть и исцелить свою психику. Наконец, существует такое явление, как привычное невнимание. В нашей каждодневной жизни существует множество предметов, и некоторые из них, из-за привыкания к ним, вызывают такую на себя реакцию. Человек может не замечать тиканья часов или давления одежды, он не фиксирует на этом внимания, потому что это для него привычно, так же как было вчера и будет завтра.
1.3 Основные функции внимания
Внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека[]; эта функция называется селективной.
Внимание обладает также контролирующей функцией, обеспечивающей оценку как деятельности в общем и целом, так и определённых её этапов.
Информация о работе Возрастные особенности развития внимания