Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21
Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
- Зрительная 23%
- Моторно-слуховая 23%
По результатам исследования
можно сделать вывод.
У 55% учащихся была выявлена высокая
слуховая память. Дети положительно относятся
к учебе, любят выполнять разнообразные
задания на слух, учебный материал усваивается
легко.
32% учащихся имеют средний уровень
зрительной и моторно-слуховой памяти.
Ребенок положительно относится к
учебе, предъявляемые требования воспринимают
адекватно, хорошо развита зрительная
и моторно-слуховая память, внимательно
слушают задания.
13% учащихся имеют низкий уровень комбинированной памяти. Дети положительно относятся к учению, интересными являются первые уроки. На уроках не могут долго сидеть спокойно, прослушивают задания учителя, запоминают поверхностно.
Если сравнить результаты, которые были получены в ходе обработки данных по итогам констатирующего и контрольного исследования, мы легко заметим, что количество запоминаемых слов при различном способе запоминания увеличилось, что можно проследить на диаграммах, представленных ниже.
Констатирующий эксперимент
- Слуховая
44%
- Зрительная 20,5%
- Моторно-слуховая
20,5%
Методика для «Диагностики
опосредованной памяти» .
Заданные выражения |
Рисунки и объяснение испытуемого |
Количество баллов |
Веселый праздник |
Человек радуется и у него есть воздушный шарик – веселый праздник. |
1 |
Богатство |
Нарисована гора денег - богатство. |
1 |
Дружба |
Два человека пожимают друг другу руки – дружба. |
1 |
Беззубый дед |
|
1 |
Сердитая учительница |
У учительницы открыт рот, значит она ругается, а еще грозит указкой – сердитая учительница. |
1 |
Любовь |
Нарисовано сердце – любовь. |
1 |
Смелый поступок |
Маленький человечек не побоялся большого и заступился за друга. |
1 |
Болезнь |
Человек лежит в постели, ему плохо – болезнь. |
1
|
Страх |
Ему страшно, и он кричит - страх |
1 |
Счастье |
Человек улыбается, ему весело – веселье. |
0 |
10 баллов – очень высоко
развита опосредованная
9 баллов – высоко развита опосредованная
слуховая память
8-6 баллов – средне развита опосредованная слуховая память.
5-2 балла – низко развита
опосредованная слуховая
0-1 балл – слабо развита
опосредованная слуховая
Испытуемый Максим П. набрал 9 баллов, следовательно, у него высоко развита опосредованная слуховая память. Приёмы, которым мы обучали детей, помогли в развитии памяти, т. е. ребенок лучше действует ассоциацией между словом и рисунком.
Методика « Диагностики долговременной памяти».
Уровни запоминания:
- высокий – 75 — 100%;
- средний – 50 — 75 - низкий – 30 — 50 %
- ниже 30% - очень низкий уровень.
- 70%
- 30 %
Из диаграммы видно,
что 70% от количества испытуемых имеют
средний уровень запоминания. Это означает,
что учащиеся положительно относятся
к учебе, внимательно слушают задания.
30% от количества испытуемых
имеют низкий уровень запоминания. Это
означает, что ребенок недостаточно
положительно относится к учебе, к урокам
готовится не регулярно, нуждается
в контроле со стороны учителя.
- 65 %
- 35 %
Ограниченным сроком
государственной преддипломной практики
нельзя обойтись для проведения долговременной
целенаправленной работы по развитию
и коррекции памяти младших школьников.
Несмотря на это, в результате оказания
целенаправленного воздействия на учащихся
с целью развития памяти явилось изменения
результатов исследования в лучшую сторону.
Из результатов проведенных методик можно сделать следующие выводы:
1. Дети пользовались приемами запоминания, которым мы их учили (мнемотехнический).
2. В младшем школьном возрасте у школьников развивается комбинированный тип памяти
Это свидетельствует подтверждения гипотезы, о том что процесс развития памяти младших школьников будет эффективным, если будут созданы условия и использованы приёмы для её развития.
Заключение
Память — это высший психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения прошлого опыта.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Проблема развития памяти младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Поэтому познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Память человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о формировании и развитии этого свойства психики. Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию памяти младшего школьника:
- обеспечение внутреннего
принятия детьми цели
- обсуждение результатов
деятельности и применение прид
- организация домашнего
задания по принципу
различных групп в условиях обучения.
Развивая познавательную активность, воспитывая
стремление к знаниям, мы
развиваем личность маленького человека,
умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Вопросы развития познавательной активности
младшего школьника актуальны, важны для
каждого педагога, которому небезразлична
судьба своих учеников.
В ходе прохождения Государственной преддипломной практики мной проводилось контрольное исследование памяти учащихся 2 «Б» класса Золотухинской средней общеобразовательной школы, результаты которого приведены во второй части выпускной квалификационной работы.
На протяжении всей практики велась непрерывная коррекционная работа по развитию памяти учащихся как во время уроков (фрагмент уроков см. в приложение 1, 2,4 ), так и во внеучебное время.
Проводилась игра «Заметь и запомни», направленная на развитие зрительной памяти и наблюдательности, варианты которой так же приведены в приложении (фрагмент занятия см. в приложение 3) .
По окончанию всей коррекционной работы проводило повторной исследование памяти младших школьников.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Список литературы
1. Андреев,О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев– Екатеринбург: Кеси-Пресс, 2002.
2. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф Ануфриева., Костромина С. Н.. - 3-е изд., переработанное и доп. - М.: изд. Ось-89, 2003.
3. Асмолов ,А.Г. От действия к мысли:
пособия для учителя. / А.Г. Асмолов
Г. В Бурменская., Володарская
И. А. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
4. Венгер,А.А. Психологическое обследование младших школьников / А. А., Венгер Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005.
5. Волков ,Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков - М.: Академический Проект, 2004.
6. Выготский,Л.С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. – М., 2002.
7. Гамезо,М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо - М: Педагогическое общество России, 2003.
8. Головей,Л.А. Практикум по возрастной психологии. / - Л. А., Головей Рыбалко Е. СПб.: Речь, 2005.
9. Давыдов,В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.,2009
10. Дружинин,В.Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин - СПб Питер, 2004.
11. Дубровина,И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / - И. В. Дубровина М.: Академия, 2006.
12. Дубровина,И.В. Практическая психология образования./ И. В., Дубровина Прихожан А. М., Зацепин В. В. - 4-е изд., Питер, 2007.
13. Дубровина, И.В. Психология. / И. В., Дубровина Данилова Е. Е., Прихожан А. М. - 3-е изд., стереотипное. - М.: изд. Академия, 2004.
14. Карпенко,Л.А. Краткий психологический
словарь. / – Л. А. .Карпенко М.: Политиздат.,
1995.
15. Крайг ,П. Психология развития / П .Крайг. - СПб.: Питер, 2010.
16. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/ В. А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2006.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И. Ю. Кулагина - 2-е издание. - М.: УРАО, 2004.
18. Кулагина,И.Ю.Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, Колюцкий В. Н. - М.: Творческий Центр Сфера, 2006.
19. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника// Психология младшего школьника/ К. П. Мальцева - М.: изд. АПН РСФСР, 2009.
20. Марцинковская,Г.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии/ Г. Д. Марцинковская - М.: Линка-Пресс, 2007.
21. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьника/ А.М. Матюшкин - М.: Педагогика, 2001.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000,
23. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учеб. Заведений. / Р. С. .Немов - М.: Просвещение: Владос, 1995.
24. Подласый,И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. / И. П .Подласый - М.: Владос, 2009.
25. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова - М.: Аспект Пресс, 2010.
26. Семаго, Н. Я., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / . Н. Я. Семаго., Семаго М. М. - СПб.: Речь, 2005.
27. Смирнов, А. А. Память и ее виды. / А. А. .Смирнов - М.: Правда, 1998.
28. Смирнов, А. А. Психология ребенка
и подростка./ . А. А Смирнов. - М.:
Работник просвещения, 2005.
29. Солодилова, О. П. Возрастная психология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. / О. П. Солодилова - М.: Проспект, 2005.
Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста