Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21
Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
30. Сорокоумова, Е. В. Возрастная психология. Краткий курс. / Е. В Сорокоумова - СПб Питер, 2006.
31. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. / В. П Стрекозин - М.: Просвещение, 2006.
32. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж. Н. Тельнова - Омск,2009.
33. Урунтаева, Г. А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А Урунтаева., Афонькина Ю. А. - М.: Просвещение: Владос, 2008.
34. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды./ Д. Б Эльконин. - М., 2010.
Приложение 1
Фрагмент урока по русскому языку, проведенного во 2 «Б» классе МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курской области.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орфографическая пятиминутка | |
- Ребята, сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. 1) Сами крошки, Боятся кошки: Под полом живут, Туда все несут. 2) Ползун ползет, Иголки везет. 3) С неба падают зимой И кружатся над землей, Легкие пушинки, Белые … 4) Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф. Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … 5) Если дождик, мы не тужим, Бойко шлепаем по лужам. Станет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять. - Давайте подумаем, какое опасное место было во всех отгадках?
- Правильно ребята. - А теперь запишите у себя в тетрадях отгадки которые вы запомнили. У для выполнения этого задания есть пять минут. Приступайте - давайте прочитаем , что у вас получилось. |
Это мыши.
Это ёжик.
Снежинки.
Жираф.
Это калоши.
Сочетание жи/ши пиши с буквой «И».
|
В ходе проверки этого задания было выявлено, что из 20 учащихся класса 7 человек вспомнили и записали все отгадки, 6 человек – 4 отгадки, 4 человек – 3 отгадки, 3 человека – 2 отгадки.
Приложение 2
Фрагмент урока по русскому языку, проведенного во 2 «Б» классе МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курской области.
Тема урока: Повторения имени существительного
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Работа над упражнением | |
На доске написано стихотворения А. Блока. Учитель предлагает прочитать стихотворение. - Какую картину вы себе
представили при прочтении - Какие чувство вызвало у вас это стихотворение? - Сколько предложений в этом стихотворении? - Ребята, прочитайте стихотворение хором. Учитель закрывает доску. - Ребята, теперь вы должны
будете написать это Открывает учитель доску и проверяют вместе с учащимися как написано стихотворение. |
Дети читают стихотворение про себя.
- Прошел дождь, на траве капельки от дождя и еще, а далеко гремит гром.
- Чувство радости, свежести, восторга.
- Два предложения.
- Дети читают хором.
- Дети пишут стихотворение по памяти в своих тетрадях. |
В ходе проверки списывания с доски стихотворения по памяти, что из 20 учащихся 15 не допустили не одной ошибки и написали стихотворение верно, 3 допустили 4 ошибки, заменили слова и орфографические ошибки и 2 допстили 2 ошибки — орфографические.
Приложение 3.
Игра «Заметь и запомни»
Проведенная во 2 «Б» классе
МОУ «Золотухинская средняя обшеобразовательная
школа» Курской области на внеклассном
занятии.
Тема: « Какой
внимательный Я!»
Эта игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность. Красочный ее пример под названием «Игра Драгоценностей» описан в романе Р. Киплинга «Ким».
Игра состоит в следующем: на столе мы выкладывали 10 различных предметов и прикрывают их газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить.
Эта игра может иметь множество вариантов:
Дети с интересом приняли эту игру и начали играть. С начало подсматривали, оргументируя,что боялись ошибиться. После того как уже несколько раз проиграли, дети стали уверенными и больше не подсматривали. Из 20 учащихся в начале ошибалось 50% детей, к концу игры ошибались 25% учащихся.
Детям игра понравилась, в последствии
они играли на переменах.
Приложение 4
Фрагмент урока по литературному чтению, проведенного во 2 «Б» классе МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курской области.
Тема урока: Знакомство с рассказом Н. Носова « На горке».
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
III . Работа с текстом | |
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР - Так что же это за
слово? - Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Давайте прочитаем и узнаем. Чтение текста учащимися по цепочки. - Понравился ли вам рассказ? - Среди ваших друзей есть похожие на Котьку? Ребята я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей. - Найдите в тексте что, что делали ребята? - Кто с ребятами не строил горку? - Почему он не вышел? Какой он? -Найдите в тексте, что произошло, когда ребята ушли обедать? - Что из этого вышло? -Как на это отреагировали ребята? - Чем дело кончилось? -Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели? Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? Давайте, озаглавим каждую картинку и составим план. Дети составляют план. Ребята, а это что у нас получилось? Что нам помогает делать план? - Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. - Прочитайте. - Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст.
Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица Котьки, или от лица другого персонажа.
|
«На горке»
- Да любим. На горке весело, играем со своими друзьями.
- как друзья строили и катались га горке.
- Понравился. Очень интересный и Поучающий. - Нет. Мы с друзьями все делаем вместе, помогаем друг другу.
- Почему Котька так поступил? - Что делали ребята?
- Ребята собирались строить горку и позвали Котьку. - Котька. - Котьки не хотелось работать, ему было лень. Хитрый. - Котька вышел на улицу и хотел покататься. Но не смог залезть на горку. Тогда он ее посыпал песком и взобрался. Теперь он съехать не смог. - Горка была испорчена. - Постарался аккуратно на горку забраться, а если не получается попросил помочь кого-нибудь из друзей.
План
- Картинный план.
- Словесный план.
Дети пересказывают рассказ.
|
Приложение 5.Методика 1. Диагностика
типа памяти.
Цель исследования: определение типа памяти
методом воспроизведения по-разному воспринятых
слов.
Материал и оборудование: Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
I
II
дирижабль самолет пароход волк
лампа
яблоко бабочка парта коньки
карандаш ноги сапоги самовар
гроза
утка
обруч
мельница журнал гриб прогулка
попугай
листок столб сено трактор
Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.
Экспериментатор читает первый ряд слов с интервалом 4-5 сек. между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ребенок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 мин.Затем экспериментатор показывает слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученик после 10-секундного перерыва также записывает по памяти на листочке.
Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова третьего ряда, а ребенок шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва воспроизводит слова на листочке.
После перерыва в 10 мин. Для запоминания предъявляются слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ребенок одновременно следит по карточке, шепотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем запомнившиеся слова записывает.
Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.
Приложение 6.
Методика 2. Диагностика опосредованной
памяти
Цель исследования: выявить эффективность опосредованного запоминания и проанализировать характер ассоциаций.
Необходимый материал: лист бумаги, карандаш.
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и словосочетания:
Веселый праздник, богатство, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, любовь, смелый поступок, болезнь, страх, счастье.
После чтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова или словосочетания. Если за отведенное время ребенок не успел сделать рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или словосочетание.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками, вспомнить те слова и словосочетания, которые ему были зачитаны.
Приложение 7.
Методика 3. Долговременная память.
Цель исследования: Определить эффективность запоминания и долговременность слуховой памяти.
Необходимый материал: лист бумаги, карандаш.
Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко, учительница, машина, роща,яблоко, чайник, бабочка, ножницы.
Испытуемому предлагается ряд слов для запоминания на слух.
Экспериментатор читает ряд слов с интервалом 4-5сек. между словами. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтоб дети запомнили. После 10-минутного перерыва ребенок записывает на листочке запомнившиеся слова.
Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста