Воображение детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курс 2 Особ ВООБРАЖЕНИЯдетей раннего возраста Исакова авг 2012.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

При выполнении задания методики № 2 у испытуемых детей не обнаружено высокого уровня словесной формы воображения без опоры на действия. Средний уровень развития словесной формы воображения без опоры на действия, проявляющейся в умении представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог имеют 37,5% (6 детей). Аня, Гриша, Костя, Маша, Настя и Олег с интересом отнеслись к заданию, они активно начинали разговор по телефону, но не смогли его развернуть. Взрослому пришлось своими вопросами побуждать ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывать, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса). Низкий уровень развития словесной формы воображения без опоры на действия имеют 62,5% (10 детей). Анжела, Вова, Вика, Даша, Денис, Катя и другие дети не смогли выполнить задание. Даже при подсказках взрослого они не смогли начать разговор по телефону, взрослый  подсказывал этим детям  формулировки  всех  вопросов,  побуждая  ребенка отвечать за  маму.

При выполнении задания методики № 3 у испытуемых детей не обнаружено высокого уровня словесной формы воображения на основе заданного сюжета. Средний уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета, который проявляется в умении обособить позиции персонажей, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею имеют 18,75% (3 детей). В режиссерской игре Аня, Вова и Олег лишь частично справились с заданием, им помогал взрослый. И все равно эти дети постоянно сбивались на одинаковые действия с любой куклой. Низкий уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета имеют 81,25% (13 детей). Анжела, Вика, Гриша, Даша, Денис, Катя, Костя, Максим, Маша и другие дети не смогли провести режиссерскую игру. Взрослому пришлось полностью вести сюжетные диалоги, побуждая ребенка производить только игровые действия в соответствии с этими диалогами.

Исходный общий уровень (по сумме баллов по всем трем методикам) словесных форм воображения испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Исходный общий уровень развития словесных форм воображения  у детей раннего возраста

 

Согласно данным рисунка 2,

- высокого уровня развития воображения нет ни у кого из детей;

- средний уровень развития воображения имеется у 25% (4 детей). Аня, Гриша, Настя и Олег достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый;

- низкий уровень развития воображения имеют 75% (12 детей). Эти дети не справились с заданиями даже при активной помощи взрослого.

Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития словесных форм воображения преимущественно находится на низком уровне. Особенностями словесных форм воображения детей раннего возраста являются:

- неумение представить игровые образы и по ним смоделировать игру по сюжетной схеме рассказа с опорой на словесную инструкцию;

- неразвитость словесной  формы воображения без опоры  на действия, которая проявляется в неспособности ребенка представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог;

- неспособность вообразить  позиции персонажей в игре, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею на основе заданного сюжета.

Все это необходимо учитывать при разработке психолого-педагогической программы развития воображения у детей раннего возраста.

 

2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей раннего возраста (формирующий этап эксперимента)

 

На формирующем  этапе эксперимента в группе детей раннего возраста была реализована психолого-педагогическая программа развития воображения.

Цель программы: развитие воображения детей в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения.

Задачи программы:

1.Развитие воображения на основе детализации, отгадывания образов, развитие выразительности движений, пластики.

2. Развитие словесных форм воображения, освоение  элементарных приемов придумывания небылиц.

3. Развитие воображения в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения на основе словесной инструкции, без опоры на действия и на основе заданного сюжета.

Организация работы с детьми: занятия проводятся по подгруппам (4-5 детей). Длительность занятия  – 15-20 мин.

План занятий  с детьми представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1

План  занятий с детьми раннего возраста по развитию воображения

 

№ пп

Тема

Цели и задачи

1

2

3

1

Игровые задания  и упражнения

развитие воображения на основе детализации, отгадывания образов, развитие выразительности движений, пластики

2

Игровые задания и упражнения

развитие воображения  в игровых действиях с предметами

3

Игровые задания  и упражнения

развитие словесных  форм воображения, освоение  элементарных приемов придумывания небылиц

4

Игра-импровизация по текстам рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова «Елочка»,

Е. Чарушин «Утка  с утятами»).

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  на основе словесной инструкции

5

Игра-импровизация по тексту сказки, которую рассказывает воспитатель (К.Ушинский «Петушок с семьей»)

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  с опорой на словесную инструкцию

6

Игра-импровизация по текстам коротких рассказов и  стихов, которые рассказывает воспитатель (Н. Павлова «На машине», «Земляничка»)

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  с опорой на словесную инструкцию

7

Режиссерские  игры с игрушками 

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  без опоры на действия

8

Режиссерские  игры с игрушками

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  на основе заданного сюжета

9

Режиссерские  игры с игрушками

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  на основе заданного сюжета


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

10

Режиссерская  игра по сказке «Колобок»

развитие воображения  с опорой на словесную инструкцию

11

Режиссерская  игра по сказке «Репка»

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  на основе заданного сюжета

12

Режиссерская  игра по сказке «Кот, лиса и петух»

развитие воображения  в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения  на основе заданного сюжета


 

Игровые задания и упражнения, которые использовались на первых 3х занятиях с детьми, представлены в приложении 2.

На 4-6 подгрупповых занятиях проводились игры-импровизации по текстам коротких рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

На 7-12 подгрупповых занятиях проводились режиссерские игры, в основе которых лежит непосредственный опыт ребенка, т.е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. Воображение ребенка развивается, благодаря тому, что сущность режиссерской игры дошкольника заключается в том, что она  имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля [13, с.34]. Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.  Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре ребенка кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками, большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая – зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.  Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, т. е. представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене» [13, с.35]. Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

При проведении режиссерских игр учитывались особенности  данных игр у детей четвертого года жизни: сюжеты режиссерских игр с игрушками были несложны. Чаще всего они представляли собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей невелико – один-два, отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.

Материал и  оборудование для режиссерских игр  детей раннего возраста.

1.Наличие у ребенка  индивидуального пространства для игры. Каждому ребенку оно было выделено с помощью ширмы, отдельного столика.

2. Наличие у ребенка  мелкого игрового и неигрового  материала в избытке. Это   мелкие игрушки, животные (кошечки,  собачки, медведи), птицы (курочка,  петушок), кубики, посуда, и различные предметы быта – веревки, коробочки, пуговицы, и т.п.

В режиссерской игре взрослый играет очень важную роль, потому что детям четвертого года жизни постоянно требуется  его помощь. Это связано с тем, что дети этого возраста опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушками типа хоккеист, космонавт, пожарник, не совпадают с этим опытом (а так оно обычно и бывает), игра разваливается. Чтобы этого не произошло нужна помощь взрослого.

Взрослый занимал позицию помощника, руководителя режиссерской игры. Он побуждал детей к управлению по ходу сюжета действиями игрушек, к проговариванию происходящие в игре события, поощрял ассоциативные действия детей в режиссерской игре: когда тот или иной предмет оборудования, атрибут или игрушка наталкивали ребенка на изменение сюжета. Например, попавшаяся на глаза пластмассовая тарелка из набора игрушечной посуды вызывала образ куклы, которую кормят, и ребенок проигрывал сцену обеда; машинка, стоящая невдалеке, вела к появлению в сюжете линии путешествия, поездки куда-то. Взрослый постоянно оказывал помощь каждому ребенку в процессе игры путем постановки заданий творческого или проблемного характера, наводящих вопросов и т.д.

В режиссерской игре происходит развитие словесных форм воображения, потому что речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, дает им оценку, т.е. это описательно-повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре события, и для которой характерно большое количество звукоподражаний. Развивается и ролевая речь.

Таким образом, в ходе реализации программы у детей раннего возраста шло развитие воображения на основе детализации, отгадывания образов, развитие воображения в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения. Дети осваивали элементарные приемы придумывания небылиц, овладевали умениями самостоятельно вести режиссерскую игру. Это способствует развитию воображения.

 

2.4. Результаты  опытно-экспериментальной работы

 

Для проверки эффективности  разработанной нами психолого-педагогической программы рaзвития воображения у детей раннего вoзрaстa был проведен контрольный этап эксперимента. В нем использовались те же методики, что и в начале эксперимента.

Результаты, характеризующие итоговый уровень развития воображения  у детей раннего возраста по каждой из трех методик представлены в протоколе (приложение 3) и на рисунке 3.

Рис. 3. Итоговый уровень развития словесных форм воображения  у детей раннего возраста по методикам Н.Н. Палагиной, в %

 

Согласно данным рис.3, результаты контрольного этапа эксперимента следующие. При выполнении задания методики № 1 у 18,75% (3 детей) обнаружен высокий уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию. В начале эксперимента детей с этим уровнем не было. В конце эксперимента Аня, Костя и Настя активно и самостоятельно участвовали в разыгрывании сказки «Теремок», проявляли фантазию, придумывали диалоги. Средний уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию, проявляющейся в умении составить игру по сюжетной схеме рассказа имеют 75% (12 детей), в начале эксперимента было только 31, 25% (5 детей) с этим уровнем. В конце эксперимента Анжела, Вова, Гриша, Даша, Денис, Катя и другие дети вначале с помощью взрослого играли в «Теремок». Потом каждый из детей продолжил игру самостоятельно, а взрослый лишь подсказывал характеристики и действия новых персонажей. Низкий уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию в конце эксперимента имеет только 6,25% (1 ребенок), в начале эксперимента было 68,75% (11 детей). Вика не смогла выполнить задание даже после подсказок и помощи взрослого.

При выполнении задания методики № 2 у 25% (4 чел.) испытуемых детей обнаружен высокий уровень словесной формы воображения без опоры на действия, проявляющейся в умении представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог. Аня, Костя, Настя и Олег самостоятельно разговаривали по телефону с мамой, потом еще с другом (подругой). В начале эксперимента детей с этим уровнем не было. Средний уровень развития словесной формы воображения без опоры на действия в конце эксперимента имеют 37,5% (6 детей), столько же было и в начале эксперимента. Анжела, Вика, Даша, Денис, Катя, Никита с интересом отнеслись к заданию, они активно начинали разговор по телефону, но не смогли его развернуть. Взрослому пришлось своими вопросами побуждать ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывать, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса). Низкий уровень развития словесной формы воображения без опоры на действия имеют 37,5% (6 детей), в начале эксперимента было 62,5% (10 детей). Вова, Гриша, Максим, Маша, Саша и Тимур не смогли выполнить задание. Даже при подсказках взрослого они не смогли начать разговор по телефону, взрослый  подсказывал этим детям  формулировки  всех  вопросов,  побуждая  ребенка отвечать за  маму.

Информация о работе Воображение детей раннего возраста