Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

 

Воспитание, его закономерности и принципы

Воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

(«воспитать»: вырастить (ребёнка), воздействуя на его духовное и физическое развитие; дать образование, привить навыки поведения в обществе, сформировать характер или его отдельные черты).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Можно выделить следующие закономерности (П. И. Пидкасистый, 1996):

•  воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.

•  содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

•  соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

•  только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

•  организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

•  воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Выделяют следующие основные принципы:

•  первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога к формирующимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;

•  второй принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения.

•   третий принцип воспитания. Этот принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач (методы убеждений – формирование взглядов, представлений, понятий через внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения; методы упражнений – организация деятельности, стимуляция позитивных её мотивов через поручения, требования, состязания, показа примера, создание ситуаций успеха; методы оценки и самооценки – оценка поступков, стимулирование деятельности через критику, поощрения, замечания, наказания, контроля, самоконтроля, самокритики).

В процессе воспитания необходимо побудить ребёнка к осуществлению самовоспитания. Ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Сущность музыкального воспитания

Издревле, ведущая роль в нравственном, интеллектуальном, эстетическом совершенствовании личности признавалась за музыкальным воспитанием. Это связано:

  1. С особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику человека (в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений создаётся художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека);
  2. Со способностью музыки моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека;
  3. С исключительно сильным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

   Музыкальное воспитание  можно понимать и в широком  или в более узком смысле. В  широком смысле – это формирование  духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального  восприятия  и эстетической оценки  жизненных явлений. В таком понимании  – это воспитание человека.

   В более узком – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

   Основные пути  осуществления воспитания:

  1. Развитие способности воспринимать музыку (слушание);
  2. Развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, инструментальное исполнительство);
  3. Усвоение нужных знаний (музыкальная грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремиться воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и её содержания, и особенности её воздействия на человека. Для педагога-музыканта, который ставит перед собой задачу такие цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания.

Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, и влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

 

 

Эмоциональная сфера личности

Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть - все это различные формы субъективного отношения человека к действительности.

Слово ``эмоция'' происходит от латинского слова ``emovere'', что значит возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, к самому себе и окружающим.

 

   Физиологическая  основа. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь – с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг  двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования, где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

  

Эмоции характеризуются следующими особенностями:

1) Субъективным  характером. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер. Например, одному человеку тот или иной предмет, объект или событие нравится и вызывает у него положительные эмоции, другому тот же самый предмет, объект или событие не нравится, вызывает неудовольствие и, следовательно, гнев, отвращение, презрение;

2) Крайним многообразием  качественных особенностей. Это многообразие часто обнаруживается в «разноцветной гамме оттенков» переживаний человеком одной и той же эмоции. Например, негодование, гнев, злорадство, злоба, зависть, ревность.

3) Пластичностью. Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Например, человек может испытывать радость при встрече с другим человеком, в процессе интересной работы, любуясь природой, читая книгу с увлекательным сюжетом и т. д.

4) Динамичностью. Эмоции могут быстро сменять друг друга, иногда самым парадоксальным образом («от любви до ненависти – один шаг»);

Функции эмоций.

  1. Приспособительная, которая обеспечивает возможность работы в аварийном режиме короткое время (напр., инстинкт самосохранения). Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
  2. Участие в процессе обучения и накопления опыта. При взаимодействии организма с окружающей средой, закрепляются те навыки и знания, которые сопровождаются положительными эмоциями, и наоборот;
  3. Коммуникативная. Эмоции участвуют в процессе общения, являются тонко дифференцированным языком общения и понимания друг друга;
  4. Отражательно-оценочная. Через эмоцию мы узнаем о потребностной значимости для нас происходящего;
  5. Побудительная. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.

 

Проявления эмоций

Эмоциональные реакции связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения''. Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы