Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

жесты (движения рук),

мимика (движения мышц лица),

пантомимика (движения всего тела),

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

 Виды эмоций

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

 

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

 

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы).

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Развитие эмоциональной сферы личности

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями (понимание своих эмоций и чувств – важный момент в становлении личности).  Для развития эмоциональной сферы необходимо:

  • Знакомить детей с основными эмоциями
  • Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и др.)
  • Способствовать проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)
  • Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства и настроения
  • Помочь ребёнку отрегулировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев)

1.Эмоции и чувства формируются  в процессе общения ребёнка  с взрослыми и со сверстниками.

    • При недостаточных эмоциональных контактах происходит задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
    • Воспитатель (педагог) должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребёнком.
    • Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств ребёнка – радости, нежности, сочувствия, гнева и др.

2.Развитие эмоций и  чувств связано с развитием других психических процессов, в наибольшей степени с речью.

3.Также развитию эмоциональной  сферы способствует специально  организованная деятельность (творческая).

Развитие эмоциональной сферы в музыкальной деятельности

   Эмоциональная отзывчивость  к окружающей действительности, необходимая как основа нравственного  и эстетического воспитания, будет  эффективнее развиваться в той  деятельности, которая более требует  эмоциональности, то есть в музыкальной. Музыкально-учебная деятельность закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни, что связано с развитием художественного вкуса, познавательных интересов, воображения, фантазии.

   Особенности музыки, её эмоциональная сила заключается  в том, что она способна показать  богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей  среды. При помощи своего эмоционального  языка, музыка воздействует на  эмоции, чувства, влияет на мировоззрение  человека.  Особенностью восприятия  музыкальных произведений (особенно  инструментальных и не программных) заключается в том, что они  активизируют личностные переживания. Визуальное восприятие – сопереживание.

      Необходимо, чтобы ребёнок сопереживал содержание  музыкального произведения, воспринимал  эмоциональную выразительность  музыки, находил самовыражение в  своём творчестве. В процессе  восприятия музыки необходимы  глубина и острота осознанности  переживаний (без этого теряется  смысл такой деятельности). Ведь  переживания для слушателя –  главный источник содержательных, эстетических, нравственных и мировоззренческих  представлений. И если в процессе  восприятия нет анализа своего  настроения, происходит слушание, а  не «слышание» музыкального произведения, общение с ним как фоном. Полнота и глубина переживаний зависит от навыков слухового анализа музыкальных тем и их развития в композиции (форме). Когда слушателю доступно лишь общее эмоциональное содержание, то это не даёт ему возможность действительно понять и принять произведение.

    Как правило, в одном музыкальном произведении мы имеем дело с несколькими эмоциями, оттенки которых могут быть самыми разнообразными. Человек может отчётливо воспринимать и переживать только те чувства, для которых он имеет адекватное вербальное определение и название (расширение эмоционального словаря проясняет и расширяет границы переживаемых чувств). Не все музыканты могут в своём исполнении одинаково хорошо выражать эмоции всех модальностей. Природный темперамент ограничивает уровень исполнительских достижений музыканта. С ростом профессионального мастерства расширяется доступность выражения переживаний не входящих в его природный темперамент. Мастерство проявляется в способности выразить значительно большее количество оттенков и граней эмоциональных состояний.   

 

 

 

 

 

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

1. Социальная ситуация развития  в младшем школьном возрасте 

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Система «ребёнок – учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.

2. Учебная деятельность - как ведущая  деятельность младшего школьного  возраста 

Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей:

  1. активно развивается теоретическое мышление
  2. возникают новые виды деятельности (музыкальная, спортивная, трудовая, художественное творчество)
  3. изменение самого себя как субъекта учения – происходит формирование личности ребёнка
  4. приобретение ребёнком умения подчинять свою работу массе обязательных для всех правил; подчинение правилам формирует у ребёнка умение регулировать своё поведение (формирование волевой сферы и самоконтроля)
  5. в процессе учебной деятельности узнаёт о своих способностях (углубляется самооценка)
  6. учебная деятельность по форме коллективная- поэтому ребёнок учится взаимодействовать, общаться с другими людьми (интенсивное развитие коммуникативных способностей)

Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Наиболее интенсивно учебная деятельность осуществляет свою функцию развития личности тогда, когда только складывается, то есть в младшем школьном возрасте.

У младших школьников сохраняется склонность к игре. Но игры, которые используются в обучении, должны носить не развлекательный, а развивающий характер. Через игровые формы легко усваивается даже очень сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы