Воспитание, его закономерности и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция

Краткое описание

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_konspekty.docx

— 139.39 Кб (Скачать файл)

     При работе с детьми художественного типа педагогу не надо тратить много слов, потому что в этом случае ученик интуитивно постигает содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритма и других средств музыкальной выразительности. При работе с учениками мыслительного типа, необходим внешний толчок со стороны педагога, который при помощи разнообразных метафор, сравнений, образных ассоциаций, активизирует воображение своего воспитанника и вызывает в нём эмоциональные переживания, сходные с теми, которые близки эмоциональному строю звучания разучиваемого произведения.

    Любой творец, создавая художественное произведение, стремится перевоплотиться в своих героев. Этот же психологический механизм срабатывает и в деятельности музыканта-исполнителя, и в деятельности слушателя. Уметь перевоплощаться должен не только композитор, но и исполнитель, и слушатель. Процесс постижения музыкального произведения исполнителем и слушателем в некотором роде сродни состоянию трансцендентальной медитации, когда оба, и исполнитель  и слушатель – оставляют свой обыденный мир чувств, представлений и переносятся в своём воображении в иные миры. Они испытывают чувства, которые может быть до этого им были неведомы, к ним приходят образы ранее незнакомые, в них рождаются мысли ранее не существовавшие.

     В настоящее время в теории и практике музыкального обучения много говорится о необходимости «доинструментального» периода обучения, содержанием которого является накопление учащимися того минимума художественных впечатлений, без которых невозможно вхождение в мир музыки. Задачей подготовительного периода следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные. Важным оказывается включение детей на занятиях в разнообразные виды художественной деятельности – чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен. По своему характеру музыкально-исполнительская деятельность имеет общие моменты с детской ролевой игрой. В обоих случаях всегда присутствуют два чётко выраженных плана действий – один в воображении, то есть преставлений некоторых предлагаемых обстоятельств, и реальный, воплощаемый в физических действиях. Это даёт основание для использования детской ролевой игры в качестве одного из эффективных средств подготовки к музыкально-исполнительской деятельности.

       Особенностью развитого музыкального воображения является его необычайно богатая вариативность. Следовательно, развитие и формирование вариативного подхода к исполняемому произведению может и должно лежать в основе развития у музыкантов творческого воображения. Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно. Но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве различных исполнительских трактовок. Стимулирование вариативного подхода к исполняемому произведению, построение нескольких исполнительских планов одного и того же произведения, ведёт к формированию у исполнителя богатого творческого воображения, повышает  художественную выразительность игры. Множественность трактовок достигается за счёт вариативного использования исполнительских средств выразительности – динамики, агогики, артикуляции, педализации.

     Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения, равно как и в общем улучшении качества музыкального исполнения. В практике современной психологии пациентам, желающим приобрести определённые навыки социального поведения (например, стать более уверенным в себе), рекомендуется подражать в своём поведении лицам, которые такими характеристиками обладают. В этом случае человек вживается, «входит в образ» другого человека и действует соответственно роли этого другого. Приём подобного рода получил название «имаготерапии», то есть терапии при помощи воображаемого образа. Или, репетируя дома, представляя себе, что находится в концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть, всеми фибрами души чувствуя публику (если боишься выступлений с новой программой). 

Темперамент и его роль в музыкальной деятельности.

   Когда мы наблюдаем  за людьми, то обращаем внимание  на различия в их поведении. Одни – быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Эти различия между собой люди заметили с давних времён. Ещё со времён Гиппократа утвердилось учение о темпераментах.

   Темперамент (лат. Temperamentum )- надлежащее соотношение черт. В современной психологии термином «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, то есть только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть, основан на свойствах нервной системы человека, связан со строением тела человека и обменом веществ в организме (три основных теории темперамента). Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Энергичный, увлечённый, страстный, целеустремлённый, агрессивный, невыдержанный, нетерпеливый, конфликтный, резкий, сначала делает, потом думает. Тактика: ни минуты покоя.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Оптимист. Жизнерадостный, отзывчивый, общительный. Его трудно обидеть. Имеет много знакомых, но мало друзей (сверхобщительность). Склонен к зазнайству, легкомысленный, поверхностный, ненадёжный. Тактика: доверяй, но проверяй.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Пессимист. Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию, скромность, низкая работоспособность,  мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость, обидчивость. Верный друг и очень требователен к себе. Тактика: не навреди.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.  Тактика: не торопи.

 

Педагогические рекомендации.

    Знание черт  темперамента детей позволяет  правильнее понимать некоторые  особенности их поведения, даёт  возможность варьировать приёмами  воспитательных воздействий. Например, отрицательная оценка педагога  на ученика с сильной нервной  системой оказывает стимулирующее  воздействие, а на ученика со  слабым типом нервной системы  после отрицательной отметки  замечены подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Следовательно, различные реакции учеников, требуют  различной педагогической тактики. Педагогам следует учитывать  различия темперамента при составлении  расписания, замене одного урока  другим, так как это может нарушить  нормальную работу класса. Дети  с некоторой инертностью не  могут сразу включаться в новую  деятельность, для них затруднительно  переключаться с одного занятия  на другое даже на уроке  по одному и тому же предмету. В тоже время  у детей с  высокой подвижностью частые  смены деятельности нередко поддерживают  рабочее состояние на уроках.

     Особо следует  обращать внимание на детей  холерического и меланхолического  темперамента. Первым необходимо  систематическое удерживание от  бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них  привычку к более спокойной  и равномерной работе. У вторых  надо развивать уверенность \в  своих силах, поощрять их активность,  требовать поступков, связанных  с преодолением трудностей.

     Дети со  слабой нервной системой нуждаются  в чётком режиме и определённом  ритме работы. В соответствующих      условиях воспитания и при  слабом типе нервной системы  может развиваться сильная воля, и, наоборот, при  сильном типе  нервной системы в условиях  «тепличного» воспитания могут  возникнуть признаки недостаточной  энергии, беспомощности. Не всякий  холерик рентабелен и не всякий  сангвиник отзывчив. Такие свойства  должны вырабатываться. Это предполагает  и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

     Ребёнка необходимо  постепенно научить сознательно, регулировать своё поведение  и деятельность. У представителей  разных типов темперамента это  происходит по-разному. Одному  легче  выработать быстроту и энергичность  действий, другому легче выработать  выдержку и хладнокровие. Свойства  темперамента сказываются в том, что для одного ученика нужны  одни приёмы выработки тех  или иных психических качеств, а для другого – другие.

Черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени. Определённые проявления темперамента и его свойств могут ограничиваться, направляться в то или иное русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, свойства темперамента сказываются на чертах поведения, но не предопределяют первостепенное значение,  имеют воспитательные воздействия и вся система отношений  растущего человека к окружающему миру.

 

 

 

 

Характер и его структура. Формирование характера.

1.Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающему миру. Характер – это совокупность устойчивых психических свойств личности и привычных, стереотипных способов поведения.

В переводе с греческого слово «характер» (charakter) означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства. Наиболее яркое, отчётливое проявление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности.

2.Физиологическая основа.

а) формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Однако темперамент не определяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

б) На формирование характера также влияет динамический стереотип (система условных рефлексов, которые образуются на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей). Выражение динамического стереотипа – привычки, потребности, навыки человека. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

3.Свойства характера.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила-слабость, твёрдость – мягкость, цельность – противоречивость.

4.Черты характера и его структура.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах. В зависимости от  того, какая группа является для личности референтной (это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и для других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций) и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще встречаются два подхода.

Первый. Все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют:

  • Волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность)
  • Эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость)
  • Интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность)

Другой. Черты характера рассматриваются в соответствии с отношением человека к чему-либо. То есть характер – это устойчивая система отношений, которая формируется в практике (в поступке).

  • Группа черт, которая характеризует отношение человека к деятельности. Эти черты характера связаны с наличием жизненных целей, с устойчивыми интересами, со степенью выраженности у индивида мотивации достижения успеха или избегания неудач (самостоятельность, подражательность, отклонение от риска и ответственности, недобросовестность, инициативность, соревновательная активность и т.д.)
  • Другая группа является его отношением к людям (честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость)
  • Не менее показательна группа черт характера, определяющее отношение человека к самому себе (скромность, самовлюблённость, самокритичность, самоуверенность)
  • Ещё одна группа черт характера проявляет отношение человека к собственности, вещам (бережливость, аккуратность, щедрость, жадность, расточительность, неряшливость).

5.Акцентуации характера.

Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Проявление происходит в тех ситуациях, когда задействуется именно эта уязвимая точка характера, в других случаях человек ведёт себя адекватно, без срывов и потрясений. Содействуют нарушениям поведения, неврозам, психозам, если не воспитывать – то они будут получать психологические травмы.  Ярко проявляются в подростковом возрасте (90%).

Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы