Усваивая названия предметов и их отдельных
частей, дети учатся обобщать и дифференцировать
предметы по наиболее важным признакам.
В большой степени восприятия детей зависят
от их предшествующего опыта. Чем чаще
ребенок сталкивается с различными предметами,
чем больше он узнает о них, тем полнее
он может воспринять и в дальнейшем правильнее
отражать связи и отношения между ними.
Неполнотой детского опыта, в частности,
объясняется и то, что при восприятии малоизвестных
вещей или рисунков маленькие дети часто
ограничиваются перечислением и описанием
отдельных предметов или их частей и затрудняются
объяснить их значение в целом.
Первые годы жизни детей — это период
выработки основных межанализаторных
условно-рефлекторных связей (например,
зрительно-двигательных, зрительно-осязательных
и др.), образование которых требует непосредственных
движений и действий с предметами.6
В этом возрасте дети, рассматривая предметы,
в то же время ощупывают и осязают их. В
дальнейшем, когда указанные связи становятся
более прочными и дифференцированными,
непосредственные действия с предметами
бывают менее необходимы, и зрительное
восприятие делается относительно самостоятельным
процессом, в котором двигательный компонент
участвует в скрытой форме (производятся
главным образом движения глаз).
Важное
значение для развития восприятия и наблюдательности
в дошкольном и младшем школьном возрасте
имеет игра. В игре дети дифференцируют различные
свойства предметов — их цвет, форму, величину,
вес, а так как все это связывается с действиями
и движениями детей, то тем самым в игре
создаются благоприятные условия для
взаимодействия различных анализаторов
и для создания многостороннего представления
о предметах.
Большое значение для развития восприятия
и наблюдательности имеет рисование и
лепка, в процессе которых дети учатся
правильно передавать контуры предметов,
различать оттенки цветов и т. д. В процессе
игры, рисования и выполнения других заданий
дети приучаются самостоятельно ставить
перед собой задачу наблюдения. Тем самым
уже в старшем дошкольном возрасте восприятие
делается более организованным и управляемым.
В раннем возрасте в процессе действий
с предметами ребенок накопил определенный
опыт, словарный запас, понимает обращенную
к нему речь.
Благодаря этим достижениям младший
дошкольник начинает активно осваивать
окружающий мир и в процессе этого освоения
формируется восприятие.
Восприятие младших дошкольников (3-4
года) носит предметный характер, т.е. все
свойства предмета, например, цвет, форма,
вкус, величина и другие, не отделяются
у ребенка от предмета. Дети видят их слитно
с предметом, считают их нераздельно принадлежащими
предмету.
При восприятии дети видят не все свойства
предмета, а только наиболее яркие, а иногда
и одно свойство, и по нему отличают предмет
от других предметов. Например, трава зеленная,
лимон кислый. Действуя с предметами, дети
начинают обнаруживать их отдельные свойства,
разнообразие свойств в предмете. Это
развивает их способность отделять свойства
от самого предмета замечать похожие свойства
в разных предметах и разные в одном предмете.7
На развивающих занятиях этот принцип
взаимодействия с предметами и их свойствами
учитывался. В связи, с чем к каждому занятию
подбирался и изготавливался наглядный,
демонстрационный и раздаточный материал.
1.3 Характеристика детей
с нарушениями речевого развития и
особенности развития у них восприятия
Существует множество доказательств
того, что без речевого общения, т.е. без
социальной (общественной) среды, человеческое
существо не может стать полноценным человеком.
Истории известны случаи, когда в силу
каких-то трагических обстоятельств дети
младенческого возраста попадали в логово
животных (волков, пантеры, собак) и были
ими вскормлены. Когда люди обнаруживали
этих детей в возрасте после трех лет и
возвращали их в человеческое общество,
то всегда оказывалось, что они имеют повадки
вскормившего их животного и совершенно
не обладают теми элементами психики,
которые отличают человека от животного:
у них не был сформирован мыслительный
аппарат, не было высших эмоций, их невозможно
было научить речи (Сохин Ф.А.) [9].
Известны многочисленные случаи,
менее трагические, но столь же печальные,
происшедшие по невежеству взрослых: дети
оказывались психически недоразвитыми,
плохо усваивали речь (с трудом учились
в школе), потому что родители не занимались
их речевым развитием, когда они были в
младенческом, раннем детском и в дошкольном
возрасте.
Так, В.А. Сухомлинский описывает
случай из своей практики директора школы.
Ученик этой школы, родившийся в семье
железнодорожника, жившего на железнодорожном
разъезде и воспитывавшийся в дошкольные
годы бабушкой, совершенно глухой женщиной,
которая в силу своего недуга не могла
реагировать на речевые действия внука,
оказался почти немым. Усилия учительницы
начальных классов развить его речь не
дали результата, нельзя было обучить
его и грамоте. Хотя этот мальчик родился
с предпосылками для нормального развития,
но отсутствие речевого общения оказалось
причиной того, что интеллект ребенка
не развился.
Воспитатель обязан помнить,
что речь - инструмент развития высших
отделов психики растущего человека. Обучая
ребенка родной речи, одновременно способствуют
развитию его интеллекта и высших эмоций,
готовят почву для успешного его учения
в школе, для творческого поведения его
в трудовой деятельности. Задержка речевого
развития на первых возрастных ступенях
не может быть компенсирована впоследствии.
Своевременное и полноценное
овладение речью является первым важнейшим
условием становления (появления) у ребенка
полноценной психики и дальнейшего правильного
развития ее. Своевременное - значит начатое
с первых же дней после рождения ребенка;
полноценное – значит достаточное по
объему языкового материала и побуждающее
ребенка к овладению речью в полную меру
его возможностей на каждой возрастной
ступени.8
Внимание к развитию речи ребенка
на первых возрастных ступенях особенно
важно потому, что в это время интенсивно
растет мозг ребенка и формируются его
функции. Физиологам известно, что функции
центральной нервной системы именно в
период их естественного формирования
легко поддаются тренировке. Без тренировки
развитие этих функций задерживается
и даже может остановиться навсегда.
Воспитатель должен помнить
и об обратной зависимости: мозг развивается
(совершенствуются механизмы интеллекта),
если в процессе речевого общения ребенок
тренирует мышцы своего речевого аппарата,
т. е. если с ребенком говорят, выслушивают
его. Чем раньше научится ребенок энергично
и правильно артикулировать звуки (и модулировать
интонацию), тем раньше он окажется способным
к внутренней, более высокой форме владения
речью, поскольку внутренняя речь - это
тоже речедвижения, работа мышц органов
речи.
Таким образом, есть прямая
связь между развитием речи и, следовательно,
интеллекта ребенка и развитием мускулатуры
органов речи, или, как принято говорить,
развитием артикуляционных, произносительных,
навыков.
Наблюдая развитие восприятия
у детей дошкольного возраста с ОНР, ученые
выявляют еще более четко, чем у детей
раннего возраста, сложность этой формы
чувственного познания действительности.
Споры о том, какой признак предмета
является основным для его восприятия,
продолжаются среди психологов и при обсуждении
особенностей чувственного познания предметов
детьми дошкольного возраста.
Спорным в детской психологии
является вопрос о том, на что опирается
ребёнок с ОНР в своем восприятии предмета:
на его целостное отражение или на узнавание
отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд,
Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что
и здесь нет однозначного и единственно
правильного ответа. С одной стороны, в
восприятии целого незнакомого предмета
ребёнок с ОНР, по утверждению Г. Фолькельта,
передает лишь свое общее «впечатление
от целого»: «нечто дырявое» (решетка)
или «нечто колющее» (конус). Находясь
«во власти целого» (Зейферт), дети с ОНР
якобы не умеют выделять составляющие
его части. На эту же «власть целого» указывают
и многие авторы, изучавшие детские рисунки.
Они объясняют такие факты якобы неспособностью
ребенка-дошкольника к познавательной
аналитической деятельности из-за его
слишком ярко выраженной эмоциональности.9
Осмысливание предмета по одной
несущественной его части называется
синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие
целого, не основанное на его анализе.
В продуктивности восприятия
ребенком предмета огромное значение
имеет действие, которым пользуется ребёнок
с ОНР при восприятии. Так в процессе восприятия,
ребёнок с ОНР приобретает свой личный
опыт, усваивая одновременно опыт общественный.
Развитие восприятия характеризуется,
таким образом, не только изменением его
точности, объема, осмысленности, но и
перестройкой самого способа восприятия.
Этот процесс чувственного познания становится
все более совершенным.
Детям-дошкольникам с ОНР трудно
правильно воспринимать картинку.
Намеченные А. Бинэ и В. Штерном
стадии позволили раскрыть эволюцию процесса
восприятия ребенком сложного объекта
- картины и увидеть, что дети с ОНР в процессе
умственного развития переходят от фрагментарного
восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов,
никак между собой не связанных, к выявлению
сначала их функциональных связей (что
человек и делает), а затем и к раскрытию
более глубоких отношений между предметами
и явлениями: причин, связей, обстоятельств,
целей (Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина
Г.В.) [4].
На самом высшем уровне дети
с ОНР истолковывают картинку, привнося
свой опыт, свои суждения в то, что изображено.
Они раскрывают внутренние связи между
предметами путем осмысления всей изображенной
на картинке ситуации. Однако переход
к этому высшему уровню понимания никак
нельзя объяснить возрастным созреванием,
как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Исследования
(Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева,
А.А. Люблинская, Т.А. Кондратович) показали,
что особенности описания ребенком картинки
зависят, прежде всего, от ее содержания,
знакомого или мало знакомого ребёнку
с ОНР, от структуры картины, динамичности
или статичности сюжета.10
Огромное значение имеет сам
вопрос, с которым взрослый обращается
к ребёнку с ОНР. Спрашивая детей с ОНР
о том, что они видят на картинке, воспитатель
ориентирует ребенка на перечисление
любых предметов (важных и второстепенных)
и в любом порядке. Вопрос: «Что делают
здесь на картинке?» - побуждает ребенка
к раскрытию связей функциональных, т.е.
действия. Когда детей с ОНР просят рассказать
о событиях, изображенных на картинке,
ребёнок с ОНР пытается понять изображенное.
Он поднимается на уровень истолкования.
Таким образом, один и тот же ребёнок с
ОНР во время эксперимента может в один
день показать все три стадии восприятия
картинки (Обухова Л.Ф.) [3].
Восприятие детьми картины
нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового
содержания. Л.С. Выготский экспериментальным
путем установил, что стадии восприятия,
выявленные В. Штерном, характеризуют
не развитие восприятия картин, а соотношение
между восприятием и речью на определенных
ступенях развития. Большое значение в
художественном восприятии, в понимании
смысла изображенного имеет композиция
произведения, степень совпадения смыслового
и структурного центров картины.
Оценочные суждения детей с
ОНР дошкольного возраста еще примитивны,
но они свидетельствуют о зарождении умения
не только почувствовать красивое, но
и оценить.
При восприятии художественных
произведений имеет значение не только
общее отношение ко всему произведению,
но и характер отношения, оценка ребенком
отдельных героев.
Имеет значение в художественном
восприятии и степень близости, доступности
образа. Так, например, младшие дошкольники
с ОНР в ролях находчивых, юмористических
персонажей чаще всего предпочитают видеть
животных с антропоморфическими признаками,
проявивших себя положительно в знакомых
им сказках; средние дошкольники - животных,
сказочных человечков, детей ровесников;
старшие - чаще просто наиболее занимательного
и находчивого, наиболее веселого персонажа
(Филичева Т.Н. Чиркина Г.В.) [3].
Дети с ОНР старшего дошкольного
возраста значительно чаще младших оказываются
способными воспринять в художественном
произведении не только внешний, но и внутренний
комизм, юмор, иронию. В процессе развития
художественного восприятия у детей с
ОНР появляется понимание выразительных
средств произведения искусства, что ведет
к более адекватному, полному, глубокому
его восприятию.
Умелое применение музыки, художественного
слова положительно сказывается на понимании
дошкольниками картин, помогая глубже
воспринять художественные образы, воплощенные
в них. Интересные приемы, развивающие
эмоциональную отзывчивость, наблюдательность,
пробуждающие художественный вкус.
Важно сформировать у детей-дошкольников
с ОНР правильную оценку героев художественного
произведения. Эффективную помощь в этом
могут оказать беседы, особенно с использованием
вопросов проблемного характера. Они подводят
ребенка к пониманию ранее скрытого от
них «второго», истинного лица персонажей,
мотивов их поведения, к самостоятельной
переоценке их (в случае первоначальной
неадекватной оценки).
Восприятие ребенком человека
является необходимым актом проявления
и удовлетворения важнейшей социальной
потребности -потребности в общении. В
то же время именно в процессе общения
с взрослыми особенно интенсивно развивается
восприятие его ребенком. Развитие общения
с взрослым, изменение его содержания
дает возможность ребёнку с ОНР не только
тоньше дифференцировать внешний облик
окружающих людей, но и воспринимать их
с разных сторон, вычленять их существенные
функции. Так уже в процессе делового общения
взрослый выступает для ребенка не только
как человек, способный удовлетворить
его органические потребности, но и как
организатор знакомства с общественным
опытом действий с предметами, как руководитель
ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно
важно, что в этот период сензитивный для
развития речи, взрослый выступает для
ребенка и как носитель речевых форм общения.
Овладение речью оказывает значительное
влияние на процесс формирования у ребенка
восприятия человека. Именно благодаря
этому человек начинает выступать в восприятии
ребенка как лицо, обладающее не только
непосредственными чувственно данными
свойствами, но и сигнализируемыми ими
психическими свойствами.