Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа
Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
Введение……………………………………………………..…………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития……………………………………………….. 6
1.1. Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства……..6
1.2. Развитие восприятия ребенком в норме…………………………………….8
1.3 Характеристика детей с нарушениями речевого развития и особенности развития у них восприятия ……………………………………………………..13
Вывод по главе 1…………………………………………………………...…….20
Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 22
2.1 Организация и содержание исследования по развитию восприятия……..22
2.2. Диагностика уровня развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 25
2.3. Результаты диагностики……………………………………………………39
Вывод по главе 2………………………………………………………………....45
Заключение ………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...50
Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития
2.1 Организация исследования и содержание методик по развитию восприятия у детей с нарушениями речевого развития
Методика «Закрась рисунок».
Цель: Определение способности цветового восприятия.
Материал: 3 картинки с изображением цветных рисунков и 3 картинки с изображением тех же рисунков, но в черно-белом варианте.
Процедура проведения: Ребенку дают аналогичные рисунки с цветным изображением и с черно-белым изображением и цветные карандаши многих оттенков. После того, как ребенок посмотрел на цветные изображения в течение одной минуты, их убирают. Ему нужно закрасить черно-белый рисунок в соответствии с увиденным цветным.
На проведение теста отводится 10 минут. По окончании теста рисунки сравнивают и определяют количество ошибочно выбранных цветов.
Инструкция: На картинках нарисованы фрукты (необходимо их назвать). Но злой волшебник забрал у них все цвета. Используя карандаши, раскрась картинку так, чтобы фрукты приобрели свои настоящие цвета.
– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 3 мин и не допустил ни одной ошибки;
– 4 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 4 мин и не допустил ни одной ошибки;
– 3 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 5 мин и допустил 1 ошибку;
– 2 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 7 мин и допустил 2 ошибки;
– 1 балл – ребенок справился с заданием меньше чем за 9 мин и допустил 3 ошибки.
Методика «Тест с пирамидкой»
Цель: определение способности восприятия величины. Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.
Материал: пирамидка из десяти колец разного размера.
Процедура: ребенку предлагается собранная пирамидка из десяти колец разного размера. На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее ребенок должен самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец. Время выполнения задания 1 минута.
Инструкция: собери пирамидку так, чтобы самое большое колечко было внизу, на нем лежало колечко чуть меньше и т.д., а сверху бы лежало самое маленькое колечко.
Оценка результатов:
– 5 баллов – ребенок расположил верно все кольца;
– 4 балла – ребенок расположил верно 9 колец;
– 3 балла – ребенок расположил верно 7 колец;
– 2 балла – ребенок расположил верно 5 колец;
– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания.
Методика «Тест с геометрическими фигурами»
Цель: определение способности восприятия формы, то есть способности зрительного восприятия геометрических фигур; понимание отношения части и целого, сходства и различия.
Материал: доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.
Процедура: фигуры на глазах у ребенка вынимаются из доски и складываются на стол рябом с ребенком. Необходимо разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Время проведения теста 5 минут.
Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.
Инструкция: размести все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой.
Оценка результатов:
– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 1 мин;
– 4 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 2 мин.;
– 3 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 3 мин.;
– 2 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 4 мин;
– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за отведенное время.
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель: определить уровень пространственного восприятия. При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.
Инструкция: Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов теста:
– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 30 сек;
– 4 балла – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 31 до 40 сек.;
– 3 балла – ребенок затратил на выполнение задания от 41 до 50 сек.;
– 2 балла – ребенок израсходовал на выполнение задания от 51 до 60 сек.;
Составим сводную таблицу результатов по обследованию уровня сформированности цветового восприятия детей контрольной группы на основе методики «Закрась рисунок»
Таблица 1. Результаты обследования цветового восприятия детей контрольной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Количество ошибок в выборе цвета, шт. |
Оценка, баллы |
Алеша С. |
2,1 |
0 |
5 |
АндрюшаА. |
1,7 |
0 |
5 |
Андрей С. |
2,0 |
0 |
5 |
Антон М. |
2,9 |
0 |
5 |
Борис Л. |
3,2 |
0 |
4 |
Василий Г. |
2,4 |
1 |
4 |
Вера Д. |
1,9 |
0 |
5 |
Гена Ж. |
2,3 |
0 |
5 |
Дима Ю. |
2,2 |
0 |
5 |
Дарья А. |
2,1 |
0 |
5 |
Егор М. |
2,0 |
0 |
5 |
Женя В. |
2,7 |
0 |
5 |
Зина П. |
2,8 |
0 |
5 |
Миша Д. |
2,8 |
0 |
5 |
Мария А. |
3,2 |
0 |
4 |
Нина З. |
2,8 |
0 |
5 |
Надя Р. |
3,4 |
0 |
4 |
Оля П. |
2,9 |
0 |
5 |
Павел С. |
2,5 |
0 |
5 |
Римма Ю. |
2,4 |
0 |
5 |
Средний балл |
4,80 |
Информация о работе Восприятие детей с нарушениями речевого развития