Восприятие детей с нарушениями речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития……………………………………………….. 6
1.1. Восприятие в психологии: определение, классификация, свойства……..6
1.2. Развитие восприятия ребенком в норме…………………………………….8
1.3 Характеристика детей с нарушениями речевого развития и особенности развития у них восприятия ……………………………………………………..13
Вывод по главе 1…………………………………………………………...…….20
Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 22
2.1 Организация и содержание исследования по развитию восприятия……..22
2.2. Диагностика уровня развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития………………………………………………………………. 25
2.3. Результаты диагностики……………………………………………………39
Вывод по главе 2………………………………………………………………....45
Заключение ………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

восприятие.docx

— 99.58 Кб (Скачать файл)

Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети с ОНР называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность.

Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребёнку с ОНР воспринять и героев художественных произведений.

Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:

1. не понимается ни  эмоция, выраженная в картине, ни  ее сюжет;

2. правильно воспринимается  эмоция, хотя сюжет ясно не  понимается;

3. осознается сюжет картины  и адекватно воспринимается ее  эмоциональное содержание.

Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети дошкольного возраста с ОНР: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, улавливают легче, нежели выражение грусти и печали. Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей дошкольного возраста с ОНР, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает восприятие на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.

Выводы по главе 1

Итак, по итогам данной главы можно сделать следующие выводы:

1. Познавательные психические  процессы играют значительную  роль в жизнедеятельности человека. Всякое восприятие является восприятием  объективной действительности. Константность  заключается в том, что основные  чувственные качества восприятия  и при некотором изменении  субъективных условий восприятия  следуют за остающимися постоянными  свойствами воспринимаемых предметов.

2. Восприятие человека  предметно и осмысленно. Как познавательный  процесс, восприятие включается  в процесс исторического развития  сознания. Сенсорное воспитание, направленное  на формирование полноценного  восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт.

3. Существует множество  доказательств того, что без речевого  общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не  может стать полноценным человеком. Своевременное и полноценное  овладение речью является первым  важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной  психики и дальнейшего правильного  развития ее.

4. В предпочтении ребенком  с ОНР одного или другого  признака предмета существенная  роль принадлежит слову. Фиксируя  предмет, слово выделяет в качестве  его основного опознавательного  признака форму. Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребёнок с ОНР в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей. Детям-дошкольникам с ОНР трудно правильно воспринимать картинку. Дети с ОНР дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей.

5. Значительные изменения  в дошкольный период наблюдаются  в восприятии пространства по  его главным признакам. Не сразу  воспринимает ребёнок с ОНР  произведение искусства в качестве  такового; на первых ступенях  развития для ребенка характерно  действенное, утилитарное отношение  к нему. Сложный психический процесс, каким является восприятие человека  человеком, формируется вместе с  развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности  в общении, познании и в труде. Уже в конце первого - начале  второго месяца жизни ребёнок  с ОНР начинает выделять взрослого  из окружающей среды, сначала  улыбкой, потом — комплексом оживления  реагировать на него.

 

 

Глава 2. Организация процесса развития восприятия у детей с нарушениями речевого развития

2.1 Организация исследования и содержание методик по развитию восприятия у детей с нарушениями речевого развития

 

Предмет исследования: возможности развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

Объект исследования: дети дошкольного возраста 3-4 года, воспитанники детского сада «Елочка» г. Надыма с нормальным развитием речи, из которых была сформирована контрольная группа (20 человек) и с нарушениями речевого развития (20 человек).

Цель: провести практическое исследование, направленное на выявление возможности развития уровня восприятия при помощи нескольких методик.

Гипотеза: Уровень развития восприятия детей с нарушениями речевого развития можно скорректировать при помощи специально составленной программы.

Рассмотрим и охарактеризуем данные методики подробнее.

 

Методика «Закрась рисунок».

Цель: Определение способности цветового восприятия.

Материал: 3 картинки с изображением цветных рисунков и 3 картинки с изображением тех же рисунков, но в черно-белом варианте.

Процедура проведения: Ребенку дают аналогичные рисунки с цветным изображением и с черно-белым изображением и цветные карандаши многих оттенков. После того, как ребенок посмотрел на цветные изображения в течение одной минуты, их убирают. Ему нужно закрасить черно-белый рисунок в соответствии с увиденным цветным.

На проведение теста отводится 10 минут. По окончании теста рисунки сравнивают и определяют количество ошибочно выбранных цветов.

Инструкция: На картинках нарисованы фрукты (необходимо их назвать). Но злой волшебник забрал у них все цвета. Используя карандаши, раскрась картинку так, чтобы фрукты приобрели свои настоящие цвета.

Оценка результатов:

– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 3 мин и не допустил ни одной ошибки;

– 4 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 4 мин и не допустил ни одной ошибки;

– 3 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 5 мин и допустил 1 ошибку;

– 2 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 7 мин и допустил 2 ошибки;

– 1 балл – ребенок справился с заданием меньше чем за 9 мин и допустил 3 ошибки.

Методика «Тест с пирамидкой»

Цель: определение способности восприятия величины. Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

Материал: пирамидка из десяти колец разного размера.

Процедура: ребенку предлагается собранная пирамидка из десяти колец разного размера. На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее ребенок должен самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец. Время выполнения задания 1 минута.

Инструкция: собери пирамидку так, чтобы самое большое колечко было внизу, на нем лежало колечко чуть меньше и т.д., а сверху бы лежало самое маленькое колечко.

Оценка результатов:

– 5 баллов – ребенок расположил верно все кольца;

– 4 балла – ребенок расположил верно 9 колец;

– 3 балла – ребенок расположил верно 7 колец;

– 2 балла – ребенок расположил верно 5 колец;

– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания.

Выводы об уровне развития восприятия величины.

 

Методика «Тест с геометрическими фигурами»

Цель: определение способности восприятия формы, то есть способности зрительного восприятия геометрических фигур; понимание отношения части и целого, сходства и различия.

Материал: доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.

Процедура: фигуры на глазах у ребенка вынимаются из доски и складываются на стол рябом с ребенком. Необходимо разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Время проведения теста 5 минут.

Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.

Инструкция: размести все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой.

Оценка результатов:

– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 1 мин;

– 4 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 2 мин.;

– 3 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 3 мин.;

– 2 балла – ребенок справился с заданием меньше чем за 4 мин;

– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за отведенное время.

 

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель: определить уровень пространственного восприятия. При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.

Инструкция: Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов теста:

– 5 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 30 сек;

– 4 балла – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 31 до 40 сек.;

– 3 балла – ребенок затратил на выполнение задания от 41 до 50 сек.;

– 2 балла – ребенок израсходовал на выполнение задания от 51 до 60 сек.;

– 1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 70 сек.
Выводы об уровне развития восприятия:
  • 5 баллов – очень высокий;

  • 4 балла – высокий;

  • 3 балла – средний;

  • 2 балла – низкий;

  • 1 балл – очень низкий.

 

2.2. Диагностика  и сравнительный анализ уровня развития восприятия у детей без патологии и детей с нарушениями речевого развития

Составим сводную таблицу результатов по обследованию уровня сформированности цветового восприятия детей контрольной группы на основе методики «Закрась рисунок»

Таблица 1. Результаты обследования цветового восприятия детей контрольной группы

Имя ребенка

Время, затраченное на выполнение задания, мин.

Количество ошибок в выборе цвета, шт.

Оценка, баллы

Алеша С.

2,1

0

5

АндрюшаА.

1,7

0

5

Андрей С.

2,0

0

5

Антон М.

2,9

0

5

Борис Л.

3,2

0

4

Василий Г.

2,4

1

4

Вера Д.

1,9

0

5

Гена Ж.

2,3

0

5

Дима Ю.

2,2

0

5

Дарья А.

2,1

0

5

Егор М.

2,0

0

5

Женя В.

2,7

0

5

Зина П.

2,8

0

5

Миша Д.

2,8

0

5

Мария А.

3,2

0

4

Нина З.

2,8

0

5

Надя Р.

3,4

0

4

Оля П.

2,9

0

5

Павел С.

2,5

0

5

Римма Ю.

2,4

0

5

Средний балл

4,80

Информация о работе Восприятие детей с нарушениями речевого развития