Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определить взаимосвязи между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Объект исследования: уровень притязаний и мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Задачи исследования:
Анализ особенностей уровня притязаний как психологической характеристики личности;
Изучение проблемы мотивации достижения с позиций отечественной и зарубежной психологии;
Рассмотрение проблемы развития мотива и мотивации достижения успехов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. теоретические аспекты изучения уровня притязаний и мотивации достижений в современной психологии

6
1.1 Уровень притязаний как социально-психологическое явление…..
6
1.2 Проблема мотивации достижений в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………..

12
1.3 Проблема развития мотива и мотивации достижения успехов в современной научной литературе……………………………………………

20
2. Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы………………………………………………


27
2.1 Организация исследования Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………

27
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………
28
2.3 Рекомендации руководителям по повышению мотивации и уровня притязаний сотрудников……………………………………………..

36
Заключение………………………………………………………………
42
Список использованных источников………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы.doc

— 105.27 Кб (Скачать файл)

Следовательно, и основным механизмом, обеспечивающим эффективность процесса развития мотивации достижения, будет механизм целеполагания (Е. Е. Лушникова, 1995). В дальнейшем на основе мотивов ставших чертами индивидуальности происходит развитие потребности в достижении и стремлении к самореализации, самосовершенствованию.

А. В. Сальков в своем исследовании в качестве основы процесса развития мотивации достижения рассматривает уровни ценностного выбора, а именно - возможности реализации осознанного выбора личностью в новой социальной ситуации. Он выделяет следующие типы возможных стратегий [21, с.152].

1.   Активно-созидательный, базирующийся   на   высокой   выраженности   стремления   к   успеху   и ориентации на привлекательность успеха. Наиболее эффективный тип поведения.

2.   Активно-созерцательный, базирующийся   на   стремлении   избегания   неудач   и   ориентации на достижение успеха. В данном случае препятствием для эффективности деятельности будет неуверенность в выборе средств достижения, отсутствие регулярности и систематичности в принимаемых решениях.

3.   Неопределенный (вариативный), базирующийся на стремлении к  успеху и ориентации на ожидание  неудачи. Препятствием для эффективности  деятельности является несоответствие  этих двух детерминант.

4.   Пассивный, базирующийся  на стремлении к избеганию  неудач и ориентации на привлекательность  неудачи. Данный тип наименее  эффективный, характеризуется абсолютно  пассивной жизненной позицией (А. В. Сальков, 2002).

Анализ вышеописанных моделей позволил выделить следующие подходы к развитию мотивации достижения в зарубежной психологии: эмоционально-когнитивный (Д. МакКлелланд); атрибутивно-поведенческий (М. Воверг, С. Круг, М. Хэнел); личностной причастности (Р. де Чармс); и тенденции в отечественной психологии: повышение уровня самосознания (Л. М. Митина); изменение профессиональной самооценки  (Е. В.Козиевская); целеобразование (Е. Е. Лушникова); ценностно-смысловое направление (А. В. Сальков). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.

 

2.  Гендерные аспекты взаимосвязи  уровня притязаний и мотивации  достижений у работников обслуживающей  сферы

 

2.1 Организация  исследования Подбор диагностического  инструментария

 

Цель проведения исследования состояла в выявлении гендерных аспектов взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы.

В исследовании приняло участие 60 человек: 30 мужчин (группа «А») и 30 женщин (группа «Б») – работники обслуживающей сферы.

Для достижения поставленной цели в качестве диагностического инструментария мною были выбраны следующие методики:

- «Исследование уровня притязаний» (методика А.И.Липкиной) (Приложение 1);

- Методика диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса (Приложение 2).

Методика «Исследование уровня притязаний» А.И.Липкиной предполагает собой заполнение опросника. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа ответить на вопросы опросника. До начала выполнения учебного задания экспериментатор раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следующей инструкцией: "Когда Вы завершите фиксированный этап предложенного Вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. Помните, что вопросы относятся к той ситуации, которая складывается в момент, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процессе работы с опросником Вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого Вы обводите кружком на правой сторонe бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны – +3; если согласны – +2; если скорее согласны, чем не согласны – +1; если Вы совершенно не согласны – –3; если не согласны – –2; если скорее не согласны, чем согласны – –1; наконец, если Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается".

Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного.

Методика диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса. Личностный опросник, предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

- Низкая мотивация к успеху;

- Средний уровень мотивации;

- Умеренно высокий уровень мотивации;

- Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

 

 

2.2 Анализ и  интерпретация результатов

 

Результаты диагностики испытуемых с помощью методики А.И,Липкиной оформлялись в виде сводных таблиц: таблица 2.1 – группа «А» (Приложение 3) и таблица 2.2 – группа «Б» (Приложение 4). Обработанные результаты и подсчитанные средние значения по каждой шкале для каждой группы представлю в виде сводной таблицы 2.3.

Таблица 2.3 - Результаты диагностики уровня притязаний

Группа

Среднее по группе

%

Разница,%

Внутренний мотив

Женщины

2.4

11,4

8,6

Мужчины

4,2

20

 

Познавательный мотив

Женщины

3,8

18,1

6,7

Мужчины

2,4

11,4

 

Мотив избегания

Женщины

2,1

10

1,9

Мужчины

1,7

8,1

 

Состязательный мотив

Женщины

1,9

9,1

2

Мужчины

1,5

7,1

 

Мотив смены деятельности

Женщины

2,6

12,4

1,9

Мужчины

2,2

10,5

 

Мотив самоуважения

Женщины

3,0

14,3

4,8

Мужчины

3,8

18,1

 

Значимость результатов

Женщины

0,7

3,3

6,7

Мужчины

2,1

10

 

Сложность задания

Женщины

1,4

6,7

0,4

Мужчины

1,5

7,1

 

Волевое усилие

Женщины

1,8

8,6

4,8

Мужчины

0,8

3,8

 

Оценка уровня достигнутых результатов

Женщины

2,9

4,3

1,4

Мужчины

0,6

2,9

 

Оценка своего потенциала

Женщины

2,4

11,4

4,7

Мужчины

1,4

6,7

 

Намеченный уровень мобилизации усилий

Женщины

2,8

13,3

3,8

Мужчины

2,0

9,5

 

Ожидаемый уровень результатов

Женщины

0,4

1,9

13,3

Мужчины

3,2

15,2

 

Закономерность результатов

Женщины

1,0

4,8

0,5

Мужчины

0,9

4,3

 

Инициативность

Женщины

0,4

1,9

4,3

Мужчины

1,3

6,2


 

 

Проанализируем полученные результаты.

У женщин более высокие результаты по следующим шкалам:

  • на 6,7% -  познавательный мотив, характеризующий интерес субъекта к результатам своей деятельности, также является обобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более частных мотивов, удовлетворение которых опосредовано результатом. 
  • на 1,9% - мотив избегания. Это говорит о том, что им более свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат с вытекающими из этого последствиями, в отличие от предыдущего, содержание которого составляет положительное стремление к результату. 
  • на 2% более - состязательный мотив. Содержание этого мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата как превышение уровня результатов других субъектов. За этим мотивом также может стоять группа более частных мотивов, таких, как мотив престижа, власти и др.
  • на 1,9% - мотив смены деятельности.
  • на 1,9% они более склонны к проявлению мотива смены деятельности
  • на 4,8% - склонность прилагать волевые усилия
  • на 1,4 % оценка уровня достигнутых результатов
  • на 3,8% - намеченный уровень мобилизации усилий
  • на 4,7% - оценка своего потенциала

Мужчины более высокие результаты по следующим шкалам:

  • на 8,6% - внутренний мотив, связанный непосредственно с процессом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность заданием самим по себе, отражает те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
  • на 1,8% - склонность ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
  • на 6,7% - тенденция значимости результатов.
  • 4,8% - мотив самоуважения;
  • 6,7% - значимость результатов%
  • 13% - ожидаемый уровень результатов
  • 4,3% - инициативность.

Однако хотелось бы отметить тот факт, что выявленные различия довольно малы – максимальная выявленная разница – 8,6%.

С целью проверки наличия гендерных различий в уроне притязаний выполним матстатистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты приведены в Приложении 5 (таблица 2.4). В ходе матстатистического анализа был получен результат tЭмп = 0, находящийся в зоне незначимости. Это говорит о том, что у работников обслуживающей сферы отсутствуют гендерные различия в уровне притязаний.

Результаты диагностики испытуемых группы «А» методикой диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса приведены в таблице 2.5 (Приложение 6).

Для наглядности отображения полученных данных, отобразим полученные результаты в виде диаграммы (рисунок 2.1 Уровень мотивации достижений испытуемых группы «А»).

Рисунок 2.1 - Уровень мотивации достижений испытуемых группы «А»

 

В результате анализа рисунка 2.1  можно отметить, что для большинства испытуемых (63% - 19 человек) характерен средний уровень мотивации достижений,  для 20% (6 человек) – очень высокий, для 10% (3 человека) – высокий, для 7% (2 человека) – низкий.

Результаты диагностики испытуемых группы «Б» отражены в таблице 2.6 (Приложение 7) и диаграмме (рисунок 2.2 «Уровень мотивации достижений испытуемых группы «Б»).

Рисунок 2.2 - Уровень мотивации достижений испытуемых группы «Б»

 

В результате анализа рисунка 2.2 можно отметить, что для 60% (18 человек) характерен средний уровень мотивации достижений,  для 7% (2 чел.) – очень высокий, для 30% (9 чел.) – высокий, для 3% (1 чел.) – низкий.

Проанализировав данные, приведенные в таблицах 2.5 и 2.6 можно сказать, что в целом по группе характерны следующие показатели мотивации достижения успеха (рисунок 2.3): средний уровень – 62% (37 человек), высокий уровень – 20% (12 человек), очень высокий – 13% (8 человек), низкий – 5% (3 человека).

Рисунок 2.3 - Уровень мотивации достижений в целом по группе

 

Мною было выявлено, что для  мужчин и женщин, работающих в обслуживающей сфере, характерен средний уровень мотивации достижения успехов. Для людей с таким уровнем мотивации достижения успехов характерно:

  • предпочтение трудиться в условиях побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);
  • мотивация достижения не постоянно приводит к гораздо более высоким, чем у остальных результатам;
  • взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях невысокого либо умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;
  • предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;
  • редкие поиски эффективных, новых методов решения задач, средний уровень склонности к новаторству;
  • периодически возникают случаи прерывания занятий, без доведения их до конца.

Информация о работе Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы