Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование гендерных отношений как предметной области современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику гендерных исследований в социальной психологии, с определением объекта, предмета, целей, задач гендерных исследований и раскрытием понятия «гендер», как центральной категории гендерных исследований.
2. Проанализировать становление гендерных исследований посредством проведения ретроспективного обзора взглядов на проблему пола до появления гендерных исследований и определить их отличия от взглядов гендерных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...……….7
1.1. Предмет и объект гендерных исследований. Понятие гендера в гендерных исследованиях………………………………………....………….7
1.2. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии……………………………….…………………….13
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ……...…..21
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях………………………..…………….……21
2.2. Гендерные исследования в изучении социально-психологического статуса женщин………………………………………………….…………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gendernye_issledovania_v_sotsialnoy_psikhologii.docx

— 104.47 Кб (Скачать файл)

В частности, С. Кесслер и У. Маккенна, полагая, что пол является лишь одной из разновидностей гендера как системы социальных отношений, предлагают оставить за понятием «пол» только сферу значений, напрямую связанных с репродуктивной активностью7.

В противовес мнению вышеназванных исследователей, стремящихся внести элемент социальности в категорию биологического пола, Джоан Скотт предлагает разрешить проблему соотношения терминов «пол» и «гендер», отрицая исключительную социальность гендера и включая в него природную, биологическую специфику8.

Некоторые исследователи полагают, что есть не только биологический пол, но и другие уровни пола:

- церебральный (определяет «мужской» или «женский» стили мышления);

- морфологический пол (мужские или женские половые органы);

- психологический пол («мужские» или «женские» психологические особенности).

Однако противопоставлять уровни пола друг другу все же не стоит: они тесно взаимосвязаны9.

Агеев В.С. в статье «Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком» поясняет, что гендер имеет отношение как раз к «духовной» стороне человека, в отличие от пола. Гендер – социальная надстройка, возникающая в результате социализации человека, какого бы пола он ни был: мужского или женского10.

Существует ряд общих моментов, характерных для раскрытия понятия «гендер».

Во-первых, всеми авторами подчеркивается отличие гендера от биологического пола, отмечается социальная природа его происхождения (гендер рассматривается как социальный конструкт).

Во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных исследований при отсутствии соотносимого общего единого и дифференцированного понятийного аппарата.

Выводы:

Рассмотренные объект, предмет, цели и задачи гендерных исследований, позволяют утверждать о наличии специфических особенностей гендерных исследований в социальной психологии:

1. Гендерные исследования – новая область знания и образования. Гендерные исследования – это изучение социально-культурной дифференциации и стратификации по признаку пола,  воспроизводимой в обществе.

2. В настоящее время гендерные исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики, второй – как образовательной практики, включающей разработку и преподавание гендерно-ориентированных учебных дисциплин11.

3. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне общества, так в семье и в личной жизни. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер».

4. В психологических публикациях категория «гендерные отношения», как базовое понятие гендерных исследований практически не встречается.

5. Термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер соответствует социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»).

 

 

1.2. История развития гендерных  исследований в отечественной  социальной психологии

 

Гендерная проблематика в психологии в нашей стране приобретает все большую популярность. Интерес к гендерным проблемам стимулирует научные

изыскания как на уровне теории, так и на практике. Если еще несколько лет назад отечественные психологи знакомились с гендерной тематикой лишь по публикациям зарубежных авторов, то в последние годы к изучению гендерных

проблем в психологии стали обращаться и отечественные исследователи.

В работах отечественных психологов, как правило, рассматривается небольшой круг вопросов, касающихся гендерных проблем, а именно: возникновение и развитие гендерных исследований в психологии, особенности организации и проведения исследований гендерной направленности, содержательные характеристики гендерных стереотипов.

Работы, представляющие систематизированное и обобщающее гендерное знание в какой-либо из областей психологической науки, а также публикации обобщающего характера, практически отсутствуют12.

Теперь рассмотрим, как развивались гендерные исследования в отечественной психологии. Эта проблематика начала разрабатываться совсем недавно, примерно с середины 90-х годов. До этого момента в советской психологии существовал период, который, по мнению И. Кона [1997], можно определить как период «бесполого сексизма». В учебной и научной психологической литературе не было даже таких понятий, как «пол», «половые различия». Несмотря на тщательное избегание изучения и анализа проблем психологии пола и межполовых отношений, иногда все же появлялись психологические работы, в которых эти проблемы затрагивались, чаще всего в

контексте анализа половых различий. Это работы Б. Ананьева [1969], Кона [1979], Т. Репиной [1984], В. Абраменковой [1988], В. Кагана [1987], И. Лунина [1988].

В целом в становлении гендерной проблематики в психологии можно выделить 4 этапа.

На первом этапе (60-е годы XX века) гендер был обоснован как социокультурный феномен, рассмотрен как принцип социальной стратификации, на основании которого конституируется доминирование в обществе «мужского» и подавление «женского».

На следующем этапе (70-е годы XX века) гендерные исследования были сосредоточены на изучении женской психологии, ее специфики, установление равновесности, равнозначимости гендерных систем, их права, их права на отличие друг от друга.

В 1990-е годы в качестве альтернативы феминистскому уклону гендерных исследований появились работы ориентированные на изучение психологии мужчин. Сложившаяся в рамках феминистических теорий проблематика была опрокинута на новое предметное поле – мужскую психологию. В фокусе внимания оказались социальное конструирование маскулинности, многообразие ее видов, конкретные инварианты гендерной идентичности мужчин в современном обществе. Критическому анализу, деконструкции подвергаются искусственные, ригидные, зачастую непомерные для обычных мужчин традиционные образцы мужественности, нередко выступающие причиной невротизации мальчиков, трудностей в их гендерной социализации.

В этом периоде количество психологических работ, посвященных гендерной тематике, существенно увеличилось. Теоретическими основаниями для данных работ в основном являлись: психология пола, как раздел дифференциальной психологии и вопросы пола и взаимоотношений мужчин и женщин, рассматриваемые в классических психологических концепциях Фрейда, Юнга, Адлера, Хорни.

На современном этапе развития гендерных исследований акцент делается на механизмы формирования гендерной идентичности, ее культурно-обусловленные инварианты, влияние происходящих в современном обществе изменений на гендерную социализацию личности, анализ нарушений в гендерной идентификации, рассмотрение взаимодействия организмических, социальных и психологических факторов в ходе ее становления.

Особое внимание уделяется исследованию психологического пола и его вариантов, изучению смысловых механизмов реализации гендерной идентичности личности, анализу регулирующей и смысло - образующей роли личности в процессе становления гендерной идентичности. Гендерная идентичность рассматривается как сложный системный конструкт и элемент личности, взаимосвязанный со всеми личностно-принимаемыми образами «Я».

По-прежнему уточняется тезариус гендерологии, расширяется круг понятий, используемых в гендерных исследованиях: биологический пол, гендер, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерный дисплей, гендерная политика, гендерный контракт и др.

Можно выделить следующие теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно - ориентированные изыскания:

- психология половых различий;

- женская психология;

- социально-конструктивистское направление.

Психология половых различий - это раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью либо ассоциирующиеся с ней. Акцент в работах этого направления сделан на выявлении различий между людьми разного пола в психологических характеристиках и особенностях поведения. При этом изучаются такие вопросы, как: значимость психологии половых различий и их оценка, причины и устойчивость психологических различий, обусловленных полом, половые различия и полоролевое поведение.

На основе огромного эмпирического материала были зафиксированы определенные различия в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола. При оценке полученных результатов критике подвергались те варианты объяснений, в которых утверждалось мужское психологическое преимущество. Большое внимание было уделено изучению процедурных моментов в исследованиях, способных предопределить ожидаемые результаты. Итогом исследований половых различий в западной психологии явилось осознание факта наличия психологических различий между людьми разного пола не как статичного, а как процессуального феномена. Причем важен не сам факт наличия или отсутствия межполовых психологических различий, но анализ контекста их создания и следствий неравенства, проистекающего из этого факта.

Отечественные исследователи также обратились к изучению всего многообразия спектра проблем, порождаемых межполовыми различиями в психологической сфере.

Работы российских ученых, посвященные проблеме психологии половых различий, можно разделить на две группы: к первой относятся те, в которых представлены результаты исследований западных психологов, освещающие различия в одной из сфер личности или в отдельной психологической характеристике (Т. Виноградова и В. Семенов 1993, Т. Бендас 2000 и раздел о половых различиях в учебнике Либина 1999). В указанных работах рассматриваются результаты зарубежных исследований, посвященных половой дифференциации в детском и взрослом возрастах. Особое внимание уделяется половым различиям в интеллектуальной сфере и сфере поведения.

Отечественные авторы, как и их зарубежные коллеги, полагают, что за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различии между полами детерминировано влиянием социального контекста.

Ко второй группе относятся статьи, основанные на результатах собственных эмпирических исследований, посвященных изучению психологических различий между полами (Арутюнян, 1992; Алешина, Волович, 1991; Знаков, 1999; Кудинов, 1998; Романов, 1997; Хасан, Тюменева, 1997). Основная слабость этих работ заключается в отсутствии явной рефлексии тех теоретических подходов и концептуализации, в рамках которых проводилось исследование. Большинство авторов исходят из положения, что анатомо-физиологические различия между полами закономерно будут определять и различия в психологической сфере. Так, например, С. Кудинов, ссылаясь на работы, проведенные в школе Б. Ананьева, утверждает, что «...пол как важнейший анатомо-физиологический фактор, безусловно, сказывается на проявлении личностных особенностей человека»13.

Авторы исследования, посвященного особенностям присвоения социальных норм детьми разного пола, исходят из признаков женского и мужского начал, выражающихся в оппозициях понятий «мужское» и «женское»14. Поэтому они либо никак не объясняют выявленные различия в психологических характеристиках представителей разного пола, либо объясняют их влиянием традиционных полоролевых представлений.

Можно отметить, что авторы, знакомые с западной гендерно - ориентированной психологической литературой, придерживаются социокультурной парадигмы половых различий (Арутюнян, Алешина и Волович); авторы, не использующие ссылки на зарубежные источники, склоняются к социобиологической парадигме (Знаков, Кудинов, Хасан и Тюменева).

Второе направление развития гендерных исследований в психологии можно определить как женские исследования в психологии. В этих работах акцент сделан на изучении психологии женщин. В основном это направление развивается в рамках практической психологии, в контексте психологической помощи женщинам, страдающим от внутриличностных конфликтов, психологического и физического насилия и воздействия, сексуальных домогательств. Сторонницы этой ветви исследования исходят из представлений о существующем глобальном угнетении женщин; работают они в основном в психологических кризисных центрах помощи женщинам. Совсем немного научных работ, подготовленных в рамках данного направления гендерных исследований в психологии. К ним можно отнести работы Л. Поповой [1996], О. Митиной и В. Петренко [2000]. Объяснением слабого развития данного направления в отечественной психологии может служить неприятие феминистских идей в нашей стране.

Третье направление гендерных исследований в психологии - это собственно гендерные исследования, которые проводятся в рамках социально-конструктивистского направления. Теоретическим основанием для этих исследований служит гендерный подход, который сконцентрирован на том, как специфическое поведение и роли приобретают гендерную окраску, как в труде проявляются гендерные различия и как социальные структуры отражают гендерные ценности и преимущества.

Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии