Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа
Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания.3
П. М. Якобсон предложил свою классификацию мотивов учебной деятельности. Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения ____________________
1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.:
Просвещение, 1990. С. 183.
2. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 256 с.
3. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии. 1987. №5.
С. 123
учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. д. Вторая разновидность мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, но имеющей положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Учиться побуждают потребности в знаниях, любознательность, стремление познать новое.1
А. К. Маркова отмечает, что познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.2
Основными
факторами, по её мнению, влияющими
на формирование положительной
устойчивой мотивации к
1.Содержание учебного
материала. Содержание обучения
выступает для учащихся в
2. Организация
учебной деятельности. А. К. Маркова
и соавторы отмечают, что изучение
каждого раздела или темы
Мотивационный
этап — это сообщение, почему
и для чего учащимся нужно
знать данный раздел программы,
какова основная учебная
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
2. Формулировка основной
учебной задачи как итога
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
На операционально-
____________________
1. Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы
мотивации учебной деятельности. // Вестник СГУ. 2005.
2.Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.:
Просвещение, 1990. С. 183.
возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать
положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Рефлексивно-оценочный
этап связан с анализом
3. Коллективные
формы учебной деятельности.
Известно, что во многих случаях
групповая форма учебной
4. Оценка учебной
деятельности. Мотивирующая роль
оценки результатов учебной
5.Стиль педагогической
деятельности учителя. На формирование
мотивов учения оказывает
В процессе
обучения мотивационная сфера
подвергается значительным
1.2 Особенности мотивации учения подростков.
__________________
1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 199.
В
ходе обучения и учебной
«
В содержании мотивации учения
подростков раскрывается
Оценивая
связанные с учебной
Потребности
личности в ходе обучения
Первой
особенностью мотивации
школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется
_____________________
1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 179.
2. Абрамова Г.С. Нравственный
аспект мотивации учебной
психологии. 1985. №6. С. 40.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С. 159.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М, 1999. С. 127.
неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает.1
Удовлетворение
учебной деятельностью
Степень
адекватности самооценки
В отличие
от старших школьников, для которых
отметка становится
Повышение
интереса к одному предмету
протекает у многих подростков
на фоне общего снижения
слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной
деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они
____________________
1. Психология подростка. Полное руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 159.
2. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 204.
3. Психология подростка. Полное руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 163.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред.
Д.И.Фельдштейна. М.: Меж. педагогическая академия, 1995. С. 230.
понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок.1
Главным
мотивом поведения и
Как отмечает М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.3
Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из в года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или тем, кто списывает и пользуется подсказкой.4
2. Психологические различия мальчиков и девочек.
Уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтобы стать мужчиной
____________________
1. Психология подростка. Полное руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 162.
2. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. С.
152.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. С. 143.
Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков