Гендерные различия на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Содержание

Введение …………………………………………………………………..стр. 3
1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек. ….......стр. 6
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.…… …..стр. 6
2. Особенности мотивации учения подростков…………….………...стр. 10
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……….…....…стр. 13
2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков…….…….стр. 17
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………..стр. 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…стр. 20
2.3 Выводы……………………………………………….. ……………стр. 23
Заключение …………………………………………………………...…стр. 24
Библиография…………………………………………………………...стр. 27
Приложения……………………………………………………………...стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

1Гендерных различий на учебную мотивацию подростков.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания.3

П. М. Якобсон предложил свою классификацию мотивов учебной деятельности. Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения ____________________

1.Маркова А.К. Формирование  мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.:

   Просвещение, 1990. С. 183.

2. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 256 с.

3. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии. 1987. №5.

    С. 123

 

учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. д. Вторая разновидность мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, но имеющей положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Учиться побуждают потребности в знаниях, любознательность, стремление познать новое.1

           А. К. Маркова отмечает, что познавательные  мотивы формируются в ходе  самой учебной деятельности, поэтому  важно как эта деятельность  осуществляется.2

      Основными  факторами, по её мнению, влияющими  на формирование положительной  устойчивой мотивации к учебной  деятельности, являются:

    1.Содержание учебного  материала. Содержание обучения  выступает для учащихся в первую  очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных  телевизионных передач и тому  подобных средств. Поэтому учебный  материал должен подаваться в  такой форме,  чтобы вызывать  у школьников эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, активизирующим  познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Учебный  материал должен опираться на  прошлые знания, но в то же  время содержать информацию, позволяющую  не только узнать новое, но  и осмыслить прошлые знания  и опыт, узнать уже известное  с новой стороны.

    2. Организация  учебной деятельности. А. К. Маркова  и соавторы отмечают, что изучение  каждого раздела или темы учебной  программы должно состоять из  трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и  рефлексивно-оценочного.

        Мотивационный  этап — это сообщение, почему  и для чего учащимся нужно  знать данный раздел программы, какова основная учебная задача  данной работы. Этот этап состоит  из трех учебных действий.

   1. Создание учебно-проблемной  ситуации, вводящей в содержание  предстоящей темы.

   2. Формулировка основной  учебной задачи как итога обсуждения  проблемной  ситуации.

   3. Рассмотрение вопросов  самоконтроля и самооценки  возможностей  по изучению данной темы.

     На операционально-познавательном  этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями  и операциями в связи с ее  содержанием. Существенное влияние  на

____________________

1. Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы

    мотивации учебной  деятельности. // Вестник СГУ. 2005.

2.Маркова А.К. Формирование  мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.:

   Просвещение, 1990. С. 183.

возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать

положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.

     Рефлексивно-оценочный  этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

     3. Коллективные  формы учебной деятельности.  Известно, что во многих случаях  групповая форма учебной деятельности  создает лучшую мотивацию, чем  индивидуальная. Кроме того, подсознательно  возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

     4. Оценка учебной  деятельности.  Мотивирующая роль  оценки результатов учебной деятельности  не вызывает сомнения. Важно, чтобы  в оценке давался качественный, анализ учебной деятельности  учащихся, подчеркивались положительные  моменты, сдвиги в освоении учебного  материала, выявлялись причины имеющихся  недостатков, а не только констатировалось  их наличие.

     5.Стиль педагогической  деятельности учителя.  На формирование  мотивов учения оказывает влияние  стиль педагогической деятельности  учителя, различные стили формируют  различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю»  мотивацию учения, мотив «избегания неудачи» и задерживает формирование «внутренней»  мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

       В процессе  обучения мотивационная сфера  подвергается значительным изменениям. Человек, овладевая учебной деятельностью, раскрывает в ней все новые  аспекты, грани, способные удовлетворить  его потребности. Динамика мотивационной  структуры во многом определяется  уровнем академических успехов. На разных этапах обучения  различные мотивы становятся  ведущими. Это явление можно назвать  «дрейфом» мотивов. Мотивация организует  целостное поведение, повышает учебную  активность, влияет на формирование  цели и выбор путей ее достижения. Таким образом, мотивация оказывает  существенное влияние на весь  процесс генезиса психологической  системы деятельности.1

 

1.2 Особенности мотивации  учения подростков.

__________________

1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 199.

         В  ходе обучения и учебной деятельности  происходит развитие и трансформация  мотивационной структуры субъекта  деятельности. Это развитие идет  в двух направлениях: во-первых, общие  мотивы личности, трансформируются  в учебные; во-вторых, с изменением  уровня развития учебных умений  и навыков изменяется и система  учебных мотивов. Вполне естественно, что все многообразие потребностей  не может быть замкнуто на  учебную деятельность. В ней он  удовлетворяет только часть своих  потребностей. Но даже эта часть, претерпевает определенную трансформацию  в плане конкретных условий  и формы их удовлетворения. Поэтому  процесс формирования мотивов  учебной деятельности заключается, прежде всего, в дальнейшем раскрытии возможностей учения по удовлетворению потребностей ученика в конкретных формах.1

        «  В содержании мотивации учения  подростков раскрывается важный  показатель его психического  развития: с ним связано появление  новых средств регуляции поведения. Такими средствами в подростковом  возрасте становятся понятия. Именно  понятие, - слово, - средство овладения  психическими процессами, средство  подчинения их своей воле, средство  направления их деятельности  на разрешение жизненных задач. Слова должны обязательно отражать  личный опыт подростков, их переживания  и взаимодействия с людьми, которые  раскрываются в словесной, понятийной  форме».2

        Оценивая  связанные с учебной деятельностью  факторы, способные удовлетворить  потребности, ученик, учитывая свои  способности, а также условия  деятельности, решает принять или  не принять учебную деятельность, и если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие деятельности порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает конкретную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности.3

      Потребности  личности в ходе обучения находят  свой предмет в деятельности  и, таким образом, происходит формирование  структуры учебных мотивов и  их осознание. В результате этого  процесса устанавливается личностный  смысл деятельности  и отдельных  ее аспектов.4

        Первой  особенностью мотивации учебной  деятельности является возникновение  у

школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется

_____________________

1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 179.

2. Абрамова Г.С. Нравственный  аспект мотивации учебной деятельности  подростков // Вопросы

    психологии. 1985. №6. С. 40.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С. 159.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М, 1999. С. 127.

 

неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает.1

       Удовлетворение  учебной деятельностью возрастает  по мере усложнения предмета, увеличения в нем доли творческих  компонентов, позволяющих ученику  проявлять личную инициативу, реализовывать  багаж знаний и умений. По мере  роста учебного мастерства ученик  начинает видеть пути самовыражения, самоактуализации в деятельности. Учебные неудачи приводят к формированию отрицательной мотивации.2

      Степень  адекватности самооценки учебных  способностей подростков в значительной  степени влияет на мотивацию  учения. У учащихся с адекватной  самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, приводит к фрустрациям, снижению  мотивации и активности в обучении.3

       В отличие  от старших школьников, для которых  отметка становится показателем  уровня их знаний, для учащихся  средних классов она является, прежде всего, знаком поощрения  или порицания, выражением общественного  мнения и средством завоевания  определённой позиции, для многих.4

       Повышение  интереса к одному предмету  протекает у многих подростков  на фоне общего снижения мотивации  учения и аморфной познавательной  потребности, из-за чего они начинают  нарушать дисциплину, пропускать  уроки, не выполняют домашние  задания.       У этих  учащихся меняются мотивы посещения  школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит  к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того, чтобы  знать, а для того, чтобы получать  отметки. Все это объясняется  тем, что у подростков еще

слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной

деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они

____________________

1. Психология подростка. Полное  руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 159.

2. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. С. 204.

3. Психология подростка. Полное  руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 163.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред.

    Д.И.Фельдштейна. М.: Меж. педагогическая академия, 1995. С. 230.

 

понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок.1

      Главным  мотивом поведения и деятельности  учащихся средних классов в  школе является, как считает Л. И. Божович, стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и т.п. имеют ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость.2

      Как отмечает  М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.3

       Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из в года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или тем, кто списывает и пользуется подсказкой.4

 

2. Психологические различия  мальчиков и девочек.

 

Уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтобы стать мужчиной

____________________

1. Психология подростка. Полное  руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 162.

2. Мудрик А.В. Время поисков  и решений, или старшеклассникам  о них самих. М.: Просвещение, 1990. С.

    152.

3. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы. СПб: Питер, 2000. С. 143.

Информация о работе Гендерные различия на учебную мотивацию подростков