Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:20, реферат
Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла, безусловно, важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.
Введение
Глава 1. Психологическая природа гнева
1.1. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в зарубежной психологии. Теории агрессивности.
1.2. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в отечественной психологии. Теории агрессивности.
1.3. Виды гнева
1.4. Методы изучения гнева
1.5. Работа психолога по борьбе с гневом
1.6. Особенности гнева на разных этапах онтогенеза
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Можно сделать вывод, что центральное место для всех психоаналитических теорий занимает положение о том, что агрессия является средством по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, что агрессивное проявление почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни других позитивных социальных изменений в структуре человеческого общества не могут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.
Проблема агрессивности, тревожности, насилия привлекает представителей не только психоаналитической ориентации. Изучение природы проявления этих свойств посвящены работы А.Басса, Д.Долларда, Л. Берковца, А. Бандуры, Д.Уотсона и др.
Фрустрационная теория: агрессия и фрустрация.
Эта теория возникла как противопоставление концепции влечений. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Д. Доллард. Его основной вывод: «агрессия всегда есть следствие фрустрации». Был высказан вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии: можно высказаться, сочинить рассказ, нарисовать картину. И все это выступает в качестве реакций, замещающей реальное проявление агрессии и насилия – это эффект катарсиса. Эффект катарсиса используют для реконструкции агрессивного поведения. Согласно воззрениям Долларда, агрессия – не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального
равновесия. Теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Схема агрессии – фрустрация базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение, замещение.
Агрессия – понимается,
как намерение навредить
Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществления реакции. Величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток) после которых наступает фрустрация.
Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого нападения. Торможение актов агрессии является дополнительной фрустрации, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.
Замещение – это стремление
участвовать в агрессивных
Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия - фрустрация». Замечено было, что люди, которые испытывают фрустрацию, не обязательно ведут себя агрессивно и наоборот.
В дальнейшем сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии фрустрации является Л. Берковец. Он показывал влияние социально – психологических параметров - т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека.
1. Это дополнительная переменная, характеризующая возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональная реакция на фрустрирующий раздражитель.
2. Агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.
Он ввел три существенных поправки в схему «агрессия – фрустрации»:
а). Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.
б). Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий.
в). Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два значительных самостоятельных течения.
- Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно – агрессивной гипотезы, продолжают исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий.
- Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных ситуаций, классификация и типологии реакций на фрустрацию.
Представителем был С. Розецвейг. Он выделил три типа причин, вызывающий фрустрацию.
1. Лишение (privation) –
отсутствие необходимых
2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности.
3. Конфликт – одновременное
существование двух
Агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. При фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций.
Теория социального научения: бихевиоральная модель.
Эта теория показывает, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального направлении. Д. Уотсон рассматривал проявление агрессии, насилия как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение. Использование методов подкрепления и наказания оказывает существенное влияние на формы проявления агрессии и уровень ее интенсивности. Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способов действия человека.
Здесь внимание уделяется изучению первичных посредников социализации, а именно родителей на обучение детей агрессивному поведению. Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей бывают агрессивные дети. Представителем такой теории был А. Бандура. Он выдвинул три момента анализа агрессивного поведения:
Человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем сильнее, совершеннее они становятся. Имеют значения и успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех - силу тенденции торможения. Важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Подкрепление – это какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские или враждебные жесты.
Различают две формы подкрепления:
- положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
- отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Существует множество способов подкрепления, например, поощрение и наказание.
Используется четыре вида подкреплений:
1. Если в след за реакцией ребенка следует положительное подкрепляющие средство, то результат – положительное поощрение.
2. Если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.
3. Если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат – положительное наказание.
4. Если отрицательное подкрепляющие средство устраняется после реакции, то результат – отрицательное поощрение.
Постоянное, положительное подкрепление отдельных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Наблюдение и подкрепление агрессии развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты.
Гуманистическое направление.
Работы К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза и др. исследуют и объясняют проявление агрессии и насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс считал, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора.
Агрессия и насилие являются разновидностью психологической защиты, маской. Агрессия есть ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующей представлению индивида о самом себе.
Человек испытывает необходимость принятия себя, своих качеств. Он стремится к счастью, к хорошей жизни. Если он ориентирован на мнение других о себе – то испытывает напряженность, волнение, тревогу, беспокойство по поводу подобных оценок.
Человек стремится оправдать их ожидания и требования, поэтому он уже не свободен, ограничен в возможностях выбора действий, а как высказывал К. Роджерс, агрессия – это вынужденное ответное действие на ограничение свободы.
Особенности семейного воспитания и агрессивность подростков
Исключительно важную роль в приобретении социального опыта ребенком играет семья. Она отражает потребность ребенка в физическом и духовном воспроизводстве населения. Исчезновение семьи может поставить под угрозу само существование человечества. И в то же время, семья - это очень личное, уникальное сообщество единственных, неповторимых людей, которые закладывают в личности ребенка ведущие начала индивидуального "Я" и коллективного взаимодействия.
Э. Фромм говорил: "Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем" (Фромм Э., 1998).
В семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Именно семья является важнейшей средой становления личности, главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.
Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном в результате процесса воспитания и социального научения.
Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений детей. Воспитательные воздействия чаше всего осуществляются на основе механизма подкрепления. Поощряя поведение, которое родители считают правильным, и, наказывая за нарушения определенных установленных правил, они формируют основную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка внутренней потребностью.
Кроме сознательных, целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых родителями, на ребенка влияет вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, уровень материального благосостояния, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи.
Психологами выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем других факторов, например, таких как школа, улица, средства массовой информации. В силу этого, любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности воспитывающихся в ней детей. От климата в семье во многом зависит процесс и результат приобретения ребенком социального опыта.
Таким образом, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании важнейшую функцию. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В зависимости от взаимоотношений, царящих между членами семьи, отношения родителей к ребенку и стиля воспитания у ребенка формируется тот или иной стиль поведения, те или иные характерологические особенности.