Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:36, контрольная работа
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.
«Такие люди страшно ревнивы (им хочется сохранить свое исключительное положение) и одновременно они очень неуверенны в себе и тревожны, когда надо решить конкретную задачу. И хотя не всегда они обязательно терпят крах, но размер успеха никогда не равен самомнению нарцисса, который откровенно заявляет о своем превосходстве над всеми (хотя испытывает неосознанное чувство подчиненности)» (Фромм, 1973).
Инцестуальный симбиоз
Третья из рассматриваемых Фроммом патологий — это инцестуальный симбиоз, т. е. чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет. Инцестуальный симбиоз является одной из форм фиксации на матери. Мужчины с таким психическим отклонением нуждаются в женщине, которая будет заботиться о них, создавать им комфорт, восхищаться ими; они могут испытывать страх, тревогу и даже впасть в депрессию, если их желания не исполняются. Подобное состояние не приносит особого вреда и в целом не препятствует нормальному течению повседневной жизни. Однако люди, подверженные инцестуальному симбиозу, настолько зависят от хозяина — человека, который заменяет им мать, что практически теряют свою индивидуальность. Инцестуальный симбиоз возникает у младенца как естественная привязанность к матери, более основательная, нежели сексуальный интерес, развивающийся, как правило, на эдипальной стадии.
«Нормальные инцестуозные узы — это естественная стадия в развитии индивида, в то время как злокачественные инцестуозные влечения — патологическое явление, которое встречается там, где развитие нормальных инцестуозных связей оказалось каким-то образом нарушено» (Фромм, 1973).
Фромм больше соглашался с Салливаном, чем с Фрейдом, когда утверждал, что привязанность к матери основана на потребности в безопасности, а не на потребности в сексе. «Сексуальные стремления являются не причиной фиксации на матери, а результатом этой фиксации» (Фромм, 1964, р. 99).
Люди, живущие в отношениях инцестуального симбиоза, испытывают сильную тревогу и страх, если этим отношениям что-либо угрожает, — они считают, что не способны жить без человека, заменяющего им мать. Хозяином для таких людей может служить не только другой человек, но и семья, клан, церковь, страна. Инцест отрицательно сказывается на умственных способностях человека, делает его неспособным к настоящей любви и препятствует достижению независимости и личностной целостности.
Фромм писал по этому поводу:
«Тенденция оставаться привязанным к матери или человеку, ее заменяющему, а также к семье, племени является врожденной для всех людей. Она контрастирует с другой не менее естественной тенденцией — быть рожденным для того, чтобы развиваться, расти. Если психологическое развитие человека протекает нормально, то вторая тенденция одерживает верх. В противном случае выигрывает ее противоположность — склонность к симбиозным отношениям, рождающая в человеке несостоятельность и ограниченность» (Фромм, 1964, р. 107).
У некоторых людей, имеющих особенно тяжелые психические отклонения, — таких как, например, Адольф Гитлер — некрофилия, нарциссизм и инцестуальный симбиоз комбинируются и образуют так называемый синдром упадка. Этих людей привлекает смерть, они получают удовольствие от уничтожения тех, кто, по их мнению, находится у них в подчинении. Наиболее распространенная мотивировка, которой они оправдывают свои действия, — это интересы родины, клана, партии. Фромм противопоставлял синдром упадка синдрому роста, состоящего из комбинации противоположных качеств, таких как биофилия, любовь и абсолютная свобода.
Эмпирические доказательства теории.
Большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток. Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции.
Принципы психотерапии, основанной на данной теории.
Целью фроммовской психотерапии является установление доверительных и искренних отношений с пациентами с целью восстановления их утраченного единства с миром. Несмотря на то что Фромм учился в эпоху господства ортодоксального психоанализа, ему быстро наскучила стандартная техника, применявшаяся Фрейдом. «Со временем я понял, что неудовлетворенность возникает из-за того, что я не соприкасаюсь с жизнью моих пациентов, не участвую в ней» (Фромм, 1986, р. 106). Поэтому Фромм ввел собственную систему психотерапии, которой дал название гуманистический психоанализ, т. к. его больше интересовали межличностные аспекты терапевтических сеансов. Он считал, что целью терапии является самопознание пациента, поскольку без знания самих себя люди не способны познать другого человека или вещь.
Терапия должна быть построена на межличностных отношениях психотерапевта и пациента. Врач должен относиться к пациенту «как человек к человеку, с предельным вниманием и предельной искренностью» (Фромм, 1963, р. 184). В результате такого отношения пациент почувствует, что он общается с человеком, а не проходит курс лечения. Несмотря на то что внутри этих отношений может иметь место эффект переноса и даже контрпереноса, важно другое — то, что два человека вовлечены в процесс общения друг с другом.
Пытаясь лучше узнать пациентов, Фромм часто расспрашивал их о содержании снов и вызванных ими ассоциациях. Он считал, что сны, подобно мифам и сказкам, выражены на языке символов — единственном языке, который может быть понят всеми людьми без исключения (Фромм, 2009). Однако символика снов не является универсальной. Некоторые сны имеют случайный характер и зависят от настроения, в котором человек лег спать; другие сны могут быть связаны с этническими и культурными стереотипами, третьи могут даже зависеть от климата, в котором живет человек. Символ как таковой многозначен. Например, увиденный во сне огонь может значить для одних людей тепло и дом, а для других — смерть и разрушение. Так же и солнце: для людей, живущих в очень жарком климате, оно может символизировать угрозу, в то время как для живущих в холодном климате — жизнь.
Фромм был убежден: для того чтобы понять пациента, психотерапевт не должен слишком углубляться в науку. Человека можно по-настоящему понять лишь при условии человеческого отношения к нему и проявления искреннего интереса к его жизненным проблемам. Пациент должен рассматриваться не как носитель болезни и не как вещь, но как живой человек, с такими же, как и у психотерапевта, потребностями.
Сравнительная таблица анализируемой теории и теорий, альтернативных ей.
Близкими к данным теориям являются гуманистически направленная теория личности а. Маслоу и феноменологическая теория К. Роджерса.
Рассмотреть, как подход, предложенный Фроммом, соотносятся с теориями-антагонистами по 12 критериям (табл. 1), а также рассмотрим основные достоинства и недостатки рассматриваемых теорий (табл. 2). В данной работе не будем пытаться сделать здесь исчерпывающий анализ, а просто бегло оценим основные теоретические направления по каждому критерию.
Таблица 1.
Научная проблема | Решение проблемы в анализируемой теории (Э. Фромм) | Решение проблемы в теориях-антагонистах (психоанализ - Фрейд) | Решение проблемы в теориях-антагонистах (бихевиоризм - Скиннер) |
1.Проблема биологического и социального | социальная основа поведения | биологическую основа поведения | Социальная основа поведения |
2.Ключевая роль в изменении личности со временем | сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Развитие человека рассматривается в связи с его собственной природой и потребностями. Они детерминируют ход развития личности. | развитие личности проходит через четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. | Научение. Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни Поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.
|
3. Проблема причин поведенческих отклонений | Депривация и фрустрация потребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. | Сложное взаимодействие между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека | Люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. |
4.Свобода—детерминизм | Свобода | детерминизм | детерминизм |
5.Холизм—элементализм | Холизм | Холизм | элементализм |
6.Конституционализм— | Инвароментализм | Конституционализм | инвайронментализм |
7.Изменяемость—неизменность | Изменяемость | неизменность | Изменяемость |
8.Проактивность—реактивность | Средняя позиция | Проактивность (умеренная) | реактивность |
9.Субъективность—объективность | Субъективность | Субъективность | объективность |
10.Гомеостаз—гетеростаз | гетеростаз | Гомеостаз | - |
11.Познаваемость— | непознаваемость | Познаваемость | Познаваемость |
12.Рациональность— | Рациональность | иррациональность | - |
Таблица 2.
Достоинства и недостатки теорий.
Достоинства теории | Недостатки теории |
1. Ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.
2.Концентрирует внимание на важных аспектах человеческого существования
2.Пытается признать холистские, интегрированные аспекты личности
4. Показывает, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.
| 1. Не доступна эмперическомц исследованию, в виду ее глобальности.
2. Может исключать некоторые явления (бессознательные процессы, защиты и т.д.) из исследований и психотерапии
2.Испытывает недостаток в объективных измерениях поведения
3. Невозможность делать наблюдения, абсолютно свободные от пристрастий и предубеждений
4. Указывает высшую степень развития личности в идеализированной, практически недостижимой форме
|
Выводы ( по тезисам)
— Основной тезис Фромма таков, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в своеобразную ошибку природы. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и с себе подобными.
— В этом стремлении к объединению стимулирующими факторами выступают четыре экзистенциальные потребности: в установлении связей (сближение с другим через подчинение, власть или любовь), в преодолении себя (способность подняться над своим пассивным существованием, создавая или разрушая собственную жизнь), в чувстве укорененности (рождающем чувство стабильности мира, снова ставшего для человека родным домом), в самоидентичности («Я — это Я, и никто другой»), в системе взглядов (развитие последовательного, взвешенного взгляда на мир, опирающегося на традицию). Фромм считал, что результатом неудовлетворения любой из этих потребностей становится психическое заболевание, поэтому мы стремимся их удовлетворить более или менее эффективными способами.
— Потребность в установлении связей может быть удовлетворена через подчинение, власть или любовь, но лишь любовь приносит истинное удовлетворение. Потребность в преодолении удовлетворяется посредством разрушения или созидания, однако радость приносит только последнее. Потребность в корнях может быть удовлетворена путем фиксации на матери или движения к самореализации и целостности. Потребность в самоидентичности — путем принадлежности к какой-либо группе или посредством созидательного движения к индивидуальности; и наконец, потребность в системе ценностей может быть иррациональной или рациональной, причем лишь рациональная философия является реальной базой для личностного роста.
— Фромм различал одну продуктивную и четыре непродуктивные ориентации личности. Продуктивная ориентация формируется на основе: любви, труда и мысли (имеется в виду мысль как характеристика активной работы сознания). Поведение психически здоровых людей представляет собой соотношение этих трех ипостасей в той или иной пропорции. Ключевым свойством здорового индивида является биофилия, т. е. любовь к жизни. Люди с непродуктивной ориентацией распределяются по четырем типам: рецептивный, эксплуативный, накопительский и рыночный.
— Противоположностью биофилии является некрофилия, или влечение к смерти, разрушению, упадку. Некрофилия — одна из трех характерных черт, составляющих синдром упадка, двумя другими являются нарциссизм — чрезмерное увлечение собой и инцестуальный симбиоз — пожизненная привязанность человека к матери или тому, кто ее заменяет.
— Экономическая и политическая свобода, отвоеванная человеком в ходе исторического развития, стала причиной многих бед, среди которых наиболее мучительными для человека является непреодолимое чувство изоляции и оторванности от мира. Бремя свободы, свалившееся человеку на плечи, явилось причиной глобальной тревоги и чувства одиночества в этом мире. Чтобы избавиться от этих чувств, одни люди используют механизмы избегания (mechanisms of escape) — авторитарность, деструктивность, подчинение. Другим удается достичь единства с миром и обрести подлинную свободу, т. е. спонтанное поведение здоровой целостной личности.
— Фромм считал, что люди идут к психотерапевтам в поисках удовлетворения своих первоочередных человеческих потребностей — в установлении связей, самопреодолении, укорененности в мире, самоидентичности и системе ценностей.
— Концепция Фромма высоко оценивается социологами-теоретиками, а также некоторыми философскими течениями. Тем не менее ее научный, т. е. логический и эмпирически доказательный, потенциал откровенно слаб. Поверхностность многих положений и абсолютное доверие к интуиции сводит на нет возможность ее систематического применения на практике.
Информация о работе Гуманистическая теория личности Эрих Фромм