Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28

2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками

Заключение 53

Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

     Нормы и ценности группы выступают для него как собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка - в самостоятельности, личной автономии. Подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляется личностная нестабильность. Она выражается, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками организма [13]. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

     Взаимоотношения со сверстниками у большинства подростков определяются тремя категориями: широким понятием «компания», более узким понятием «группа» и понятием «дружба». Функции групп и компаний отличаются друг от друга. Группа, как правило, помогает подростку держаться на уровне современной моды и других веяний времени, а если заглянуть поглубже, то группа может служить и некоей «испытательной площадкой» для развития социальных взглядов и личных оценок подростка, В отличие от группы, более крупная и диффузная, более безлич­ная компания подбирается обычно на основе общих интересов и общих социальных мероприятий, а не взаимных симпатий индивидов. По мере развития подростков группы из предста­вителей одного пола постепенно меняются на группы, состоя­щие из представителей обоего пола [22].

     Некоторые подростки либо по собственному выбору, либо от­вергнутые сверстниками оказываются изолированными - одиноч­ки, которые не принадлежат ни к группам, ни к компаниям. Как и дети, помладше, подростки бывают необыкновенно равнодушны и даже жестоки к тем из своих ровесников, которые им не нравят­ся. Для многих из таких изолированных подростков отрочество и юность могут стать трудным периодом.

     Люди, не умевшие ладить со сверстниками в детстве и юношестве, более склонны к неврозам и психическим расстройствам, к грубому поведению с окружающими, преступной деятельности, к различным нарушениям сексуального характера. Ряд психологов провели тщательно исследование школьников, основанное на показателях умственного развития, посещаемости школы, успехов в учебе и других видов деятельности, взаимоотношений с учителями и сверстниками. Через 11 лет служба психического здоровья сравнила эти показаниями с  вновь  полученными  данными и  выявила,   что из  всех первоначальных показателей наиболее верно предопределяют будущее душевное здоровье человека его взаимоотношения со сверстниками  в детстве.

     Среди подростков и молодых людей, которые в детстве были в разладе со сверстниками, также более высокий процент правонарушителей и преступников. Нет оснований сомневаться, что разлад во взаимоотношениях со сверстниками ведет к  самым различным формам эмоциональной и социальной неприспособленности [28].

     Поэтому деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основные новообразования этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому «сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления»[3]. Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую позицию в жизни».

    Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы эту позицию Л.И.Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но те не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе… и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь»[4].

     В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В  содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.

Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И.Божович, находится главное новообразование подросткового возраста.

     С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменяется именно в этом возрасте. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий, он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы  эти весьма глубинны, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии [7].

    Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию»[5].

     Еще одно новообразование, возникающее в подростковом возрасте это самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересам и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, не заканчивается в это время «оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности подростка».[6]

     В подростковом возрасте самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего значения в жизни.

     Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

 

1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков

 

 

     Девиантное поведение – действия, не соответствующие официально установленным ими фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданием и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются аморальное поведение, распущенность, алкоголизм, наркомания, правонарушения, криминализация субъекта, самоубийства, проституция [15]. В настоящее время не существуют единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ведь оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнения с какой-то нормой.

Девиантное поведение можно подразделить на две категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевает наличие явной или скрытой патологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающие какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном поведении. Делинквент (правонарушитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях предусматривает собой уголовно наказуемые действия.

     В рамках теории  девиантное поведение растет, если при наличии общих целей, социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем.

     С позиции концепции социализации, лицам с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению считается нормальными или общество относится к ним достаточно толерантно.

     Подростковая девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85 % девиантных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, то есть без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой [11]. Но не стоит забывать и о просчетах школы, ведь именно там подросток проводит большую часть своего времени. Многие психологи говорят о так называемых школьных неврозах или фобиях: упорном нежелании посещать школу, связанном, в частности, с неуспеваемостью. Но, как справедливо замечает М.И.Буянов, у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые не проявлялись бы в школе или не были связаны с ее посещением. Тем не менее, они не имеют единой этиологии, и нужно тщательно разбираться, что именно травмирует подростка: плохая успеваемость или конфликт с учителями или напряженные отношения с одноклассниками, и зависит ли это главным образом от социальной ситуации или же от индивидуальных особенностей подростка. Трудность распознания подростковой психологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста.

     Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивирован­ным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социаль­ные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нор­мальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается самосознании и толкает на поиск в других направлениях [14].

     Важнейший фактор такого развития - девиантные сверстники. Наличие девиантной груп­пы: 1) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; 2) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; 3) уменьшает эффектив­ность личных и социальных контрольных механизмов, которые мог­ли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

     При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увели­чивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинорматив­ные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормаль­ных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из обще­ния с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиан­тного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка Е семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы.

     Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными  группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

     Подростковая агрессия чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, непонимание родителей и т.д.). Изощренную жестокость нередко проявляют сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки [5].

     После того как факт отклоняющегося поведения установлен, необходимо выяснить, что побуждает подростка поступать вопреки требованиям и ожиданиям со стороны окружающих. Мотив его отклоняющегося поведения бывает всегда ориентирован на определенную социальную сферу. Что бы его понять, необходимо знать средовые позиции человека или его средовые ориентации.

     В общих чертах остановимся на некоторых закономерностях мотивообразования представлений человека о допустимом и недоступном со средой. Первый уровень - микросреда непосредственного общения. Это люди, которых мы знаем, зависим от них, дорожим их мнением. Второй уровень складывается из подчинения нормам того общества, к которому человек причисляет себя по собственному выбору. Третий уровень складывается во взаимодействии с обществом в целом (социальной макросредой). При этом человек не покидает своей микросреды.

Информация о работе Девиантное поведение