Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ведищева Мария диплом.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)
  1. формирование ценностного отношения к своему здоровью («Знай себя», «Береги себя»), адекватная регуляция своего состояния и самочувствия.

Цель коррекционной программы, реализуемой в центре, заключалась  в стимулировании внутреннего личностного  роста, раскрытии потенциальных  возможностей, развитии самосознания и саморегуляции, выработки новых  отношений и форм общения с  людьми.

В ходе коррекционной работы использовались такие методы, как  тренинги, сюжетно-ролевые игры, социодрама, ролевые игры, психокоррекционные техники.

Большинство ребят, с которыми мы работали в центре, имели большой  девиантный опыт: бродяжничество, токсикомания, курение, дромомания и т.д. Озлобленность, обида, мстительные чувства и  в то же время чувство вины - вот что влияет на взаимоотношения таких подростков друг с другом и окружающими. Потеряно базовое доверие к миру, а с этим и умение принимать себя, такого как есть. Типичные черты «трудных» - низкая самооценка, неумение контролировать свои поступки, неспособность нести за них ответственность. Очень низко оценивая свою жизнь, подростки не способны ценить высоко и жизнь других.

В самом начале работы было принято решение создать атмосферу  равенства «трудного» отряда среди  других. Ребят не только не изолировали, но и активно включали в спортивные и массовые мероприятия. Это помогло  адаптации детей, повышению их самооценки. Совместное существование и общение  позволило “трудным” подросткам расширить и обогатить свой внутренний мир и привести к более широкому выбору в направлении их дальнейшей деятельности.

Подведя итог вышесказанному, подчеркнем, что коррекционно-воспитательная деятельность направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов  поведения и формирование новых  с целью достижения самореализации личности в обществе, осуществляемой социально-педагогическими средствами. Это разрушение проявляется в  изменении взглядов, переосмыслении, переоценивании многого в жизни, и в результате чего происходит коррекция  поведения личности в соответствии с нормами, принятыми в социальном окружении, обществе в целом. Благодаря  этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок  и т.п.

Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях  социальных отклонений в поведении  подростка, юноши, вызванных, главным  образом, социальными нарушениями. Помощь, оказываемая личности подростка, имеет здесь характер коррекционно-воспитательной деятельности. Ее цель – разрушение проявляющихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям  общества.

2.2. Анализ основных  методов коррекции и эффективность  применения.

Характерологический опросник К. Леонгарда, предназначенный для выявления акцентуаций характера. Опросник включает в себя 88 вопросов (см. Приложение 2), 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. 

При подсчете баллов по каждой шкале опросника Леонгарда для  стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число (см. Приложение 2). Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера. 

Автор опросника выделяет 10 акцентуаций:

- Демонстративный тип.  Высокие оценки по этой шкале  говорят о повышенной способности  к вытеснению, демонстративности  поведения.

- Педантичный тип. Высокие  оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов,  о долгом переживании травмирующих  событий.

- Застревающий тип. Основная  черта этого типа – чрезмерная  стойкость аффекта со склонностью  к формированию сверхценных идей.

- Возбудимый тип. Таким  людям свойственна повышенная  импульсивность, ослабление контроля  над влечениями и обсуждениями.

- Гипертимический тип.  Высокие оценки говорят о постоянном  повышенном фоне настроения в  сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

- Дистимический тип. Этот  тип является противоположным  предыдущему, характеризуется сниженным  настроением, фиксацией на мрачных  сторонах жизни, идеомоторной  заторможенностью.

- Тревожно-боязливый тип.  Основная черта – склонность  к страхам, повышенная робость  и пугливость, высокий уровень  тревожности.

- Циклотимический тип.  Людям с высокими оценками  по этой шкале соответствует  смена гипертимических и дистимических  фаз.

- Аффективно-экзальтированный  тип. Лицам этого типа свойственен  большой диапазон эмоциональных  состояний, они легко приходят  в восторг от радостных событий  и в полное отчаяние от печальных.

- Эмотивный тип. Это  чувствительные и впечатлительные  люди, отличаются глубиной переживаний  в области тонких эмоций в  духовной жизни человека.

3. Опросник Басса-Дарки, позволяющий провести диагностику как агрессии в целом, так и отдельных ее видов.

А.Басс и А.Дарки в 1957 году предложили опросник для выявления  важных, по их мнению, показателей и  форм агрессии: физической, вербальной, косвенной. Эта методика предназначена  для диагностики уровня враждебности и агрессивности подростков.

А.Басс, воспринявший ряд  положений своих предшественников, разделял понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как  «реакцию, развивающую негативные чувства  и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие  виды агрессивных реакций:

– физическая агрессия –  использование физической силы против другого человека;

– косвенная агрессия –  окольным путем направлена на другое лицо или ни на кого не направлена;

– раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при  малейшем возбуждении, вспыльчивость, грубость;

– негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

– обида – зависть  и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

– подозрительность – в  диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения  в том, что другие люди планируют  и приносят вред;

– вербальная агрессия –  выражение негативных чувств как  через форму (крик, визг), так и  через содержание словесных ответов (проклятье, угрозы);

– чувство вины – возможное  убеждение субъекта в том, что  он является плохим человеком, что поступает  зло и ощущает угрызения совести.

При составлении опросника  авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, представленных в Приложении 3, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

4. Методика склонности  к отклоняющемуся поведению (СОП), разработанная А.Н. Орлом (см. Приложение 4) , направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:

– агрессивное поведение;

– саморазрушающее и самоповреждающее поведение;

– аддиктивное поведение;

– делинквентное поведение;

– поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и  правил.

Кроме того, в число измеряемых характеристик автор включил  такую, как волевой контроль поведенческих  проявлений эмоциональных реакций, так как контроль поведенческих  проявлений эмоциональных реакций  в значительной мере является характеристикой, определяющей формы и способы  проявления девиантных установок.

Для женской части подростковой популяции на характер девиантного  поведения существенно влияет такая  характеристика, как принятие своей  женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих  стереотипов, связанных с этим. Это  побудило автора методики включить в  женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени  принятия женской социальной роли.

Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направлена методика, то А.Н.Орлу представляется продуктивной идея, предложенная В.Н. Иванченко, А.Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного  поведения понятие «установка»  в его собственно психологическом  смысле.

Установка понимается автором  как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер. 

Разработчиками методики СОП предпринята попытка конструирования  психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантными поведенческими проявлениями, в частности такого аспекта, как  личностные и социальные установки  подростков в сфере отклоняющегося поведения.

5. Опросник на  выявление особенностей эмпатии (см. Приложение 5), разработанный И.М. Юсуповым (эмпатия – вчувствование в переживания другого человека). Эмпатия – сопереживание – умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной отзывчивости на переживания других людей [376]. Опросник включает в себя следующие шкалы:

– Эмпатия к родителям.

– Эмпатия к животным.

– Эмпатия к старикам.

– Эмпатия к детям.

– Эмпатия к героям художественных произведений.

– Эмпатия к незнакомым и малознакомым людям.

– Общий уровень эмпатии.

Обработка результатов осуществляется с помощью ключа-дешифратора. После  проведения подсчетов полученные результаты интерпретируются по уровню развития эмпатии.

6. Динамика взаимоотношений в группе исследовалась с помощью метода социометрических измерений(социометрия Я.Морено), целью которого являются изучение психологической структуры группы; изучение межличностных взаимоотношений в группе; определение уровня развития группы и тенденции ее дальнейшего развития.

Вместе с официальной  и неофициальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Неформальная структура  зависит от формальной структуры  группы в той степени, в которой  индивиды подчиняют свое поведение  целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С  помощью социометрии можно оценить  это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые  отношения в виде числовых величин  и графиков и таким образом  получить ценную информацию о состоянии  группы.

Наиболее общей задачей  социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической  атмосферы.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки, который  будет представлен ниже.

Использование социометрического  теста позволяет проводить измерение  авторитета формального и неформального  лидеров.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных  затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна  в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию  отношений в коллективе, но она  не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины  которых следует искать не в симпатиях  и антипатиях членов группы, а в  более глубоких источниках.

Информация, полученная с  помощью методик, позволяет выявить  индивидуальные различия и создать  благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей подростка.

Информация о работе Девиантное поведение подростков