Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа
Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………
Цель коррекционной программы, реализуемой в центре, заключалась в стимулировании внутреннего личностного роста, раскрытии потенциальных возможностей, развитии самосознания и саморегуляции, выработки новых отношений и форм общения с людьми.
В ходе коррекционной работы использовались такие методы, как тренинги, сюжетно-ролевые игры, социодрама, ролевые игры, психокоррекционные техники.
Большинство ребят, с которыми мы работали в центре, имели большой девиантный опыт: бродяжничество, токсикомания, курение, дромомания и т.д. Озлобленность, обида, мстительные чувства и в то же время чувство вины - вот что влияет на взаимоотношения таких подростков друг с другом и окружающими. Потеряно базовое доверие к миру, а с этим и умение принимать себя, такого как есть. Типичные черты «трудных» - низкая самооценка, неумение контролировать свои поступки, неспособность нести за них ответственность. Очень низко оценивая свою жизнь, подростки не способны ценить высоко и жизнь других.
В самом начале работы было
принято решение создать
Подведя итог вышесказанному,
подчеркнем, что коррекционно-
Необходимость в коррекционно-воспитательной
деятельности возникает в случаях
социальных отклонений в поведении
подростка, юноши, вызванных, главным
образом, социальными нарушениями.
Помощь, оказываемая личности подростка,
имеет здесь характер коррекционно-воспитательной
деятельности. Ее цель – разрушение
проявляющихся элементов
2.2. Анализ основных
методов коррекции и
Характерологический опросник К. Леонгарда, предназначенный для выявления акцентуаций характера. Опросник включает в себя 88 вопросов (см. Приложение 2), 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
При подсчете баллов по каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число (см. Приложение 2). Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Автор опросника выделяет 10 акцентуаций:
- Демонстративный тип.
Высокие оценки по этой шкале
говорят о повышенной
- Педантичный тип. Высокие
оценки говорят о ригидности,
инертности психических
- Застревающий тип. Основная
черта этого типа – чрезмерная
стойкость аффекта со
- Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
- Гипертимический тип.
Высокие оценки говорят о
- Дистимический тип. Этот
тип является противоположным
предыдущему, характеризуется
- Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
- Циклотимический тип.
Людям с высокими оценками
по этой шкале соответствует
смена гипертимических и
- Аффективно-экзальтированный
тип. Лицам этого типа
- Эмотивный тип. Это
чувствительные и
3. Опросник Басса-Дарки, позволяю
А.Басс и А.Дарки в 1957 году предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии: физической, вербальной, косвенной. Эта методика предназначена для диагностики уровня враждебности и агрессивности подростков.
А.Басс, воспринявший ряд
положений своих
– физическая агрессия – использование физической силы против другого человека;
– косвенная агрессия – окольным путем направлена на другое лицо или ни на кого не направлена;
– раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивость, грубость;
– негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
– обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
– подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятье, угрозы);
– чувство вины – возможное
убеждение субъекта в том, что
он является плохим человеком, что поступает
зло и ощущает угрызения
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются
таким образом, чтобы в
Опросник состоит из 75 утверждений, представленных в Приложении 3, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
4. Методика склонности
к отклоняющемуся поведению (
– агрессивное поведение;
– саморазрушающее и
– аддиктивное поведение;
– делинквентное поведение;
– поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил.
Кроме того, в число измеряемых характеристик автор включил такую, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций, так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций в значительной мере является характеристикой, определяющей формы и способы проявления девиантных установок.
Для женской части подростковой популяции на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило автора методики включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.
Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направлена методика, то А.Н.Орлу представляется продуктивной идея, предложенная В.Н. Иванченко, А.Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие «установка» в его собственно психологическом смысле.
Установка понимается автором как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.
Разработчиками методики
СОП предпринята попытка
5. Опросник на
выявление особенностей
– Эмпатия к родителям.
– Эмпатия к животным.
– Эмпатия к старикам.
– Эмпатия к детям.
– Эмпатия к героям художественных произведений.
– Эмпатия к незнакомым и малознакомым людям.
– Общий уровень эмпатии.
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа-дешифратора. После проведения подсчетов полученные результаты интерпретируются по уровню развития эмпатии.
6. Динамика взаимоотношений в группе исследовалась с помощью метода социометрических измерений(социометрия Я.Морено), целью которого являются изучение психологической структуры группы; изучение межличностных взаимоотношений в группе; определение уровня развития группы и тенденции ее дальнейшего развития.
Вместе с официальной
и неофициальной структурой общения,
отражающей рациональную, нормативную,
обязательную сторону человеческих
взаимоотношений, в любой социальной
группе всегда имеется психологическая
структура неофициального или неформального
порядка, формирующаяся как система
межличностных отношений, симпатий
и антипатий. Особенности такой
структуры во многом зависят от ценностных
ориентаций участников, их восприятия
и понимания друг друга, взаимооценок
и самооценок. Неформальная структура
зависит от формальной структуры
группы в той степени, в которой
индивиды подчиняют свое поведение
целям и задачам совместной деятельности,
правилам ролевого взаимодействия. С
помощью социометрии можно
Наиболее общей задачей
социометрии является изучение неофициального
структурного аспекта социальной группы
и царящей в ней
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки, который будет представлен ниже.
Использование социометрического
теста позволяет проводить
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе, но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Информация, полученная с помощью методик, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей подростка.