Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В неполной семье  встречается и жестокость родителя. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Прямые и  косвенные признаки жестокого обращения  в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная  осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.

Совокупность  таких признаков должна стать  причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям,  некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

Необходимо  прибегнуть к таким программам помощи, которые ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между  родителями и детьми.

У ребенка из неполной семьи могут быть трудности в школе. Для решения этой задачи составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и. выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к друг.

В России все  больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также  увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозит увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной политики являются: реализация установленных законом социальных гарантий гражданам в области социального обслуживания, материальной поддержки неполных семей; совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным типам неполных семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя; широкое использование активных форм социальной поддержки неполных семей (социальная и психологическая реабилитация и адаптация, содействие в самореализации и самообеспечении, профессиональной ориентации и т.д.)

Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов  ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная  и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска .

Определяющее  значение в обеспечении жизнедеятельности  семей имеет государственная  политика, от которой зависят занятость  населения в сферах общественного  труда, благосостояния и доходы семей. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

К настоящему времени  сложилось четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и всвязи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) .

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях. Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Основной закон предусматривает определенные правовые льготы. 

Льготы - преимущества, установленные законом, в виде дополнительных прав или освобождение от определенных обязанностей - охрана труда и здоровья женщины, создание условий для труда и материнства, правовая защита, материальная защита материнства и детства.

Законодательно  закрепленные льготы обеспечивают: равенство  в обществе (льготы женщинам, несовершеннолетним); поощрение граждан за особые заслуги  перед государством и обществом (льготы семьям погибших военнослужащих). Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с неполными семьями - выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.

Целями в  деятельности специалиста по социальной работе являются: установление социального  статуса клиента; составление индивидуальных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств; анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей, специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности, такие как:

  1. учет неполных семей;
  2. осуществление первичного приема представителей неполных семей;
  3. выявление их потребности в различных видах социальной помощи;
  4. подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание;
  5. сбор документов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации;
  6. программ работы с неполной семьей, контроль над их выполнением;
  7. осуществление посреднических функций с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службах занятости, судах и т.д.);
  8. осуществление социального патронажа над неполными семьями, в том числе после выполнения программ работы с ними;
  9. консультирование представителей неполных семей по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав неполных семей.

С целью обеспечения своих обязанностей специалист имеет право от имени учреждения представлять интересы неполной семьи в различных инстанциях (в том числе в суде); запрашивать от клиентов информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативами, регламентирующими работу учреждения; готовить запросы от имени руководителя учреждения в различные организации в пределах своей компетенции; посещать семьи клиентов для обследования условий их проживания; принимать участие в подготовке и проведении медико-психолого-педагогического консилиума; вносить предложения о постановке или снятии с учета клиентов.

Налаживание позитивного  контакта с семьей - обязательный элемент  социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом. Специалист по социальной работе с семьей сталкивается, как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В содержание деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей включаются такие формы социальной работы как: составление социального паспорта неполной семьи и ведение базы данных о ней; создание количественных и качественных аналитических показателей функционирования семей которые включают в себя социально-биографические данные, материальное положение, жилищно-бытовые условия, взаимоотношение в семье, медико-социальное здоровье семь и потребности и интересы, вероисповедание; объем и качество необходимой социальной помощи . Деятельность специалистов по социальной работе с неполной семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политике государства Специалист по социальной работе с неполной семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога.

Б.Ю.Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей: - изучение социальной напряженности, понимание  сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития; - социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;

- умение владеть  техникой и технологией социальной  работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям; организация деятельности добровольцев .

В работе с неполными  семьями наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального  работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и  простого человека. Реальная помощь семье  может быть оказана только при  сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основные программы  оказания социальной помощи, используемые Центрами социальной помощи в нашей области:

  1. Федеральная целевая программа «Дети России» (2010 – 2013 годы), подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Система раннего выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ЮНИСЕФ).
  3. Мир в семье: Снова вместе (ЮНИСЕФ)
  4. Организация помощи ЛЖВС и членам их семей (ЮНИСЕФ)
  5. Муниципальная система работы с женщинами, подвергшимися насилию в семье (ТАСИС)
  6. «Юная мама» (Институт Мира Аландских островов)
  7. «Мать и дитя» (Институт Мира Аландских островов)

Все социальные программы направлены  на:

- укрепление  статуса семьи в обществе, повышение  роли семьи в социализации  детей; 

- содействие  ранней профилактике социального  сиротства и семейного неблагополучия;

- содействие  развитию семейного жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям