Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67
Заключение 75
Список литературы
Агрессивные дети, как правило, стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью. Агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в следствие чего агрессивный ребенок часто, бывает, отвергнут другими детьми.
В ходе игры по мере приближения ее к концу большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам). Агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях [2, c.29].
Исследование проблемы детской
агрессии и агрессивности в
В дальнейшем исследование проблемы агрессивности у детей в отечественной психологии велось в различных направлениях: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В.С.Мухина, 1985), изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение особенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессивности (А.А.Рояк, Л.С.Славина, Л.И. Божович и др.), изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В.В. Лебединский и др., 1990), изучение влияния индивидных свойств человека {например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимоотношениях между детьми (Т.Г. Васильева, 1976). ). Современные исследования детской агрессивности (дошкольников и младших школьников) проводятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л.А. Абрамян, 1990; А.И. Захаров, 1993; А.М. Прихожан, М.Н. Толстых, 1990 и др.), изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, 1993, 1995) анализ методов диагностики агрессивности (С.Л. Завражин, 1993; Д.В. Лубовский, 1990, и др.), поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В.И. Гарбузов, 1994; М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович, 1996; А.И.Захаров, 1993; С.В.Капранова, 1997; Н. В.Клюева и др., 1996; В.В. Лебединский, 1990; М.И. Чистякова, 1995 и др.).
Как известно, в отечественной
психологии детская агрессивность
изучается в основном в связи
с разрешением конфликтов, поскольку
эта форма поведения считается
проявлением у нормального
В работах Т.А. Репина,
А.А. Рояк и других
Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:
1) оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;
2) развитие видов деятельности ребенка;
3) формирование возрастно-
У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в обращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.
С возрастом происходит
также смена форм агрессии:
частота простого физического
нападения уменьшается за счет
роста более «
Большинство проявлений агрессивного
поведения наблюдается в
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом [8, c.58].
Таким образом, основные усилия
педагогов и родителей в
1.3 Влияние детского
образовательного учреждения
Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. И от того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит все последующее формирование всесторонне развитой личности.
Снижение многих показателей
нравственного и духовного
Дошкольный возраст является
сензитивным для морально-
Характер межличностных
отношений являются центральным
образованием, которое определяет развитие
морально-нравственной сферы дошкольника.
Проблемные отношения в группе детского
сада связаны с проявлением
Детский сад – это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. От полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, детские сады ставят своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка [13, c.7].
Развитие личности ребенка и его отношение с детьми в значительной степени определяется общением ребенка – дошкольника с воспитателем детского сада. Через него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуется отношение ребенка с широким социальным миром за пределами групповой комнаты детского сада.
Решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития. Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.
Педагог способствует формированию
у ребенка опыта деятельности
в коллективе и положительное
отношение к сверстникам, осознание
значимости собственного активного
участия в решении общей
Так же воспитатель формирует у детей навык организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Одним из условий формирования
детских положительных
Дети, у которых сформированы навыки положительных взаимоотношений, легко входят в коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь [27, c.50].
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):
Негативизм (ребенок отказывается
подчиняться требованиям
Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).
Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).
Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).
Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»).
Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).
В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.
Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту [18, c.11].
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится .
В дошкольном возрасте у
ребенка формируется
Дошкольники все еще остаются
непосредственными и