Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве 1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте 2.1.Диагностика агрессивности Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста 3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми 3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы Заключение Литература
В связи с этим мы решили
составить программу обследования ребенка
на предмет наличия агрессивных проявлений
в поведении и апробировать ее в условиях
группы детского сада.
Таким образом, целью
данного исследования стало изучение
возможностей диагностики и работы по
коррекции и профилактике агрессивного
поведения среди детей дошкольного возраста.
При составлении программы
мы руководствовались следующими принципами:
1) принцип комплексности
методов психологического воздействия;
2) принцип учета
возрастно-психологических особенностей
ребенка;
3) деятельностный принцип.
2.1.2. Методы
исследования
В исследовании были
использованы следующие экспериментальные
и диагностические методики:
1) беседа с воспитателями;
2) опросник для воспитателей;
3) методика С. Розенцвейга
(две серии);
4) наблюдение за
поведением ребенка в ходе
игры;
5) методика Л. Бендер;
6) анкета для родителей;
7) опросник для родителей;
8) опросник АСВ для
родителей "Анализ семейных взаимоотношений
детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г.
Эйдемиллер).
1. Беседа с воспитателями
Цель: выделить группы
агрессивных, неагрессивных детей и промежуточную
группу, а также - возможные причины агрессивного
поведения.
Беседа с воспитателями
была проведена в самом начале исследования
для предварительной оценки группы детей
по степени выраженности агрессивных
тенденций. На основе высказанного мнения
воспитателей дети были разделены на три
группы:
- агрессивные
- промежуточная
группа
- неагрессивные
2. Опросник для воспитателей
Для более детального
анализа поведения детей мы использовали
опросник для воспитателей, состоящий
из 30 пунктов, содержащих высказывания,
в той или иной степени соответствующих
данному ребенку (например: "Если разозлится,
может ударить", "Забирает игрушки
у других детей", "Сплетничает о недругах")
(Приложении 1).
Цель: конкретизация
результатов беседы с воспитателями; выделение
категорий, по которым оценивалась степень
выраженности агрессивных тенденций у
детей:
- физическая агрессия
- вербальная агрессия
- косвенная агрессия
- раздражительность
- негативизм
3. Методика С. Розенцвейга
Методика рисуночной
фрустрации С.Розенцвейга предложена
в 1945 году автором на основе разработанной
им теории фрустрации как проективная
методика исследования личности.
Методика Розенцвейга
принадлежит к проективным методам бихевиористской
ориентации, основное внимание которых
уделяется "технике" поведения в
различных ситуациях.
Тест Розенцвейга (детский
вариант: 1948 г., возраст: 4 - 14 лет) предназначен
для исследования наиболее типичных реакций
детей в ситуации фрустрации.
Стимульным материалом
являются рисунки, представляющие собой
модели различных житейских ситуаций,
в которых одно из действующих лиц попадает
в затруднительное положение. Над ним
находится пустой квадрат, в который ребенок
должен вписать первый пришедший на ум
ответ или произнести его вслух. Над другим
персонажем (изображенном слева) квадрат
содержит слова, которые и отображают
смысл фрустрирующей ситуации.
Материал слабо структурирован:
черты и мимика изображенных персонажей
отсутствуют. Это позволяет испытуемому
домыслить ситуацию и характер действующих
лиц.
Часто реакцией на фрустрацию
является агрессия, которая сопровождается
эмоциональными состояниями гнева, враждебности,
ненависти и пр.
Полученные ответы
оцениваются в двух планах: по направленности
агрессии и её типу.
Поскольку методика
имеет достаточно развернутый характер
(24 карточки), для нашего исследования,
как и на втором его этапе, стимульный
материал методики был разделен на две
эквивалентные половины, одна из которых
проводилась до коррекционно-профилактической
работы, а вторая -после нее.
4. Наблюдение за
поведением ребенка в ходе
игры
В нашем исследовании
были отобраны две однотипные игры, смысл
которых заключался в том, что каждый ребенок
подгруппы из 7 человек в определенный
момент остается вне игры (ему не хватает
стула или кегли, когда после окончания
музыки все должны занять свои места в
кругу или схватить кеглю, количество
которых на 1 меньше, чем детей). Инструкция
(см. Приложение 3) нацеливает детей на
борьбу за выигрыш, первенство.
Таким образом, целью
игры являлась более полная актуализация
имеющихся мотивационных тенденций у
детей.
В ходе игры велось
наблюдение за каждым ребенком. Для этого
была составлена специальная схема (см.
Приложение 4), в которой ход игры был разделен
на следующие этапы:
- вступление в
игру,
- игровые этапы (6
этапов),
- выход из игры.
Поведение ребенка
на каждом этапе фиксировалось по следующим
категориям:
- выражение лица
и поведение вообще,
- речь,
- агрессивные реакции
(прямые),
- косвенная агрессия.
Показателем методики
является частота агрессивных реакций,
а также -эмоциональных проявлений, сопровождающих
агрессивное поведение.
Таким образом, методика
направлена на более детальный анализ
поведения и эмоциональных реакций ребенка
в ситуации соревновательной игры.
5. Методика Л. Бендер
Зрительно-моторный
гештальт-тест Л. Бендер опубликован автором
в 1938г. как методика, предназначенная в
первую очередь для исследования зрительно-моторной
функции, т.е. "способности к организации,
интегрированию воспринимаемого и установлению
связей между двигательными и зрительными
структурами" (40, с. 95). В настоящее время
методика также применяется для анализа
степени сформированности пространственных
представлений ребенка.
Испытуемому предлагается
скопировать девять простых фигур (см.
Приложение 5), каждая на отдельной карточке
10x15 см. Обширную стандартизацию гештальт-теста
Л Бендер осуществила Э.Коппитц (1975). В
контексте нашей работы особое внимание
привлекла попытка Э.Коппитц выделить
ряд эмоциональных показателей, применяющихся
в случае, когда тест употребляется в качестве
проективной методики для выявления у
детей эмоциональных расстройств. Были
выделены следующие эмоциональные показатели
(в плане тенденций):
- импульсивность, плохая
организация деятельности (нарушение
порядка копирования, хаотичное
расположение фигур на бумаге);
- эмоциональная
неустойчивость, раздражительность, возбудимость,
низкая толерантность к фрустрации
(неустойчивая строка, переход от
кружков к черточкам, повторение
рисунка по собственному желанию);
- агрессивность (постепенное
увеличение размеров, крупные рисунки,
не хватает одного листа).
С учетом намеченных
признаков мы попытались ввести количественный
показатель агрессивности по методике
Л.Бендер в виде так называемого "индекса
агрессивности".
6. Анкета и опросник
для родителей
Данные методики, разработанные
на кафедре возрастной психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова, применялись при анализе
индивидуальных случаев с целью изучения
социальной ситуации развития ребенка,
истории его жизни, особенностей психического
развития.
Качественный анализ
анкеты и опросника проводился по следующим
блокам вопросов:
- общие сведенья
о семье (состав, возраст, уровень
образования и профессия членов
семьи, социально-экономический статус
семьи);
- история развития
ребенка;
- состояние здоровья
родителей и ребенка;
- взаимоотношения
ребенка со взрослыми и сверстниками;
- особенности развития
ребенка (поведение, самообслуживание,
общение, моторика, речь, внимание, развитие
способностей, эмоции).
7. Опросник для родителей
"Анализ семейных взаимоотношений"
Э.Г. Эйдемиллера.
Данный опросник применялся
для изучения особенностей воспитания
в семье, а также для выявления причин
его нарушения. Методика позволяет
определить тип семейного воспитания.
2.1.3. Ход исследования и
результаты
1. Испытуемые
В основной части исследования
(третий этап) приняли участие 18 детей
старшей группы детского сада «Василек»
СПК колхоза «Заря» ст. Советской, Новокубанского
района, 2 воспитателя и 15 родителей.
2. Ход эксперимента
I. Диагностика дошкольников
на агрессивность:
- беседа с воспитателями;
- опрос воспитателей;
- наблюдение за
поведением ребенка в ходе
игры;
- тестирование по
методике С. Розенцвейга (первая
серия).
П. Анализ результатов
и формирование основной выборки:
- выделение группы
детей с ярко выраженными агрессивными
проявлениями в поведении;
- формирование экспериментальной
и контрольной групп из основной
выборки;
- разработка программы
коррекции и профилактики агрессивного
поведения у дошкольников;
- реализация программы
в условиях группы детского
сада;
- оценка эффективности
проведенной коррекционно-профилактической
работы.
3. Беседа с воспитателями
По нашей просьбе оценку
детей по степени агрессивности проводили
обе воспитательницы, работающие в данной
группе детского сада. Мы предложили им
выделить группы агрессивных, неагрессивных
детей, а также промежуточную группу. Каждая
воспитательница ориентировалась на опыт
общения с детьми и свои наблюдения. По
ходу выполнения этой работы при выделении
группы агрессивных детей мы просили воспитателей
прокомментировать свой выбор. В ходе
беседы мы также знакомились с особенностями
взаимоотношений детей в группе детского
сада, причинами конфликтов, особенностями
общения агрессивных детей со сверстниками.
Таким образом, была
выделена группа детей, условно называемых
агрессивными, так как у каждого ребенка,
входящего в эту группу, был свой набор
черт, относимых воспитателями к понятию
"агрессивный".
Результаты распределения
детей по группам представлены в Таблице
2.