Диагностика профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:15, реферат

Краткое описание

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика профессионального самоопределения..docx

— 104.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 

 

 

 

Диагностика профессионального самоопределения.

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                                

                                                                                  студентка III курса

                                                                                   дневного отделения

                                                                                   направления 

                                                     «Психолого-педагогическое образование»

                                                               (профиль «Психология образования»)

                                                                                                  Изаак Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

  1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Методика предназначена для  отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов  деятельности выбрать только один вид  и в соответствующей клетке листа  ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы  можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному  типу профессии. Испытуемому рекомендуется  выбрать тот тип профессий, который  получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный  образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и  обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор  может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

   

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными. 
или 
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.  
или 
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных  иллюстраций, плакатов, художественных  открыток, грампластинок.  
или  
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). 
или 
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи. 
или 
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных  какой-либо породы). 
или 
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения  (или настраивать музыкальные  инструменты). 
или 
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям  нужные им сведения (в справочном  бюро, на экскурсии и т.д.). 
или8б.  
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия  (одежду, технику), жилище. 
или 
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных. 
или 
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений. 
или 
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры  между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. 
или 
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу  кружков художественной самодеятельности. 
или 
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты. 
или 
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать,  изображать события (наблюдаемые  и представляемые). 
или 
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы  в больнице.  
или 
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать  стены помещений, поверхность  изделий.  
или  
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы  сверстников или младших в  театры, музеи, экскурсии, туристические  походы и т.п.  
или 
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам  детали, изделия (машины, одежду), строить  здания.  
или  
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями  растений, с вредителями леса, сада. 
или 
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы  минусов. Алгебраическая сумма проставляется  в нижней строчке.

  1. Тест “Профессиональная ориентация”

Инструкция. Если приведенные  ниже высказывания хорошо передают ваш  характер, обведите кружком соответствующие  буквы. Вы можете поставить столько  кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор  только теми высказываниями, которые  подходят вам больше всего. 
1. А Я люблю командные виды спорта. 
Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов. 
В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен. 
Г. Мне нравится говорить по телефону. 
Д. Я машинально рисую в своих записных книжках. 
Е. Мне нравится все вокруг. 
2. А. Мне нравится работать руками. 
Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить. 
В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого. 
Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям. 
Д. Мне нравится напрягать свое воображение. 
Е. Я силен в естественных науках. 
3. А. Я умею обращаться с инструментами. 
Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке. 
В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе. 
Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение. 
Д. Мне нравится идти в ногу с модой. 
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей. 
4. А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении. 
Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего. 
В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним. 
Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету. 
Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. 
Е. Меня интересует природа. 
5. А. Домашнее животное доставляет мне массу удовольствия. 
Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый. 
В. Я бы хотел сделать политическую карьеру. 
Г. Я веду дневник. 
Д. Я предпочитаю работать +. 
Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ 
Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву. 
А_____ Б______ В______ Г______ Д______ Е_______ 
Если вы обвели одну и ту же букву 4 или 5 раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся еще в стадии становления. 
Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Вы должны познакомиться с теми профессиями, где нужно умение работать практически: инженер-строитель, фермер, строительный рабочий, садовод-декоратор, тренер, ветеринар, подрядчик, летчик, плотник, лесничий. 
Группа Б. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа: программист, авиационный инженер, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь, медицинский техник. 
Группа В. Вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководитель, человек умеющий, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, продавец, директор школы, адвокат, политик. 
Группа Г. Вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением, с людьми: учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, социальный работник, рекламный агент. 
Группа Д. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление к дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, писатель, фотограф, художник, дизайнер, музыкант, архитектор. 
Группа Е. Вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый-естествоиспытатель, психиатр, юрист, медик-исследователь, инженер-механик, инженер-электрик.

  1. Карта интересов А. Е. Голомштока.

Диагностические возможности.

Диагностика познавательных интересов в связи с задачами профориентации.

Материал.

“Карта интересов” –  опросник, включающий 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности, бланк для ответов, дешифратор, ручка. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или учебы, дата обследования), содержится инструкция испытуемому, отводится место для  записи оценки и выводов по результатам  исследования.

Процедура проведения.

Испытуемому предлагаются “Карта интересов”, бланк для ответов, ручка, зачитывается инструкция, дается время  на выполнение задания. Диагностика  может выполняться индивидуально  или в группе.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф. И. О.________________________________________________

Дата рождения_________________Пол________________________

Место работы (учебы)____________Дата обследования__________

Инструкция. Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится – один минус (–), а если очень не нравится – два минуса (–). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Время заполнения листа не ограничивается.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения