Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения

Вложенные файлы: 1 файл

Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

неправдоподобны1!/жизненны й с нагрузкой 0,82, который мы назвали «любознательность», так как в нем заинтересованность сочетается с интересом к жизни и любопытством. Фактор «расположенность к собеседнику» содержал шкалы формальный/дружеский с нагрузкой 0,76, трудный/комфортный с нагрузкой 0,72.

В качестве показателей субъект-субъектного педагогического взаимодействия были также выделены неравновесность и асимметричность психологических позиций в диалоге. Результаты первой выборки были следующими: выявлены семь независимых категорий-факторов, из них пять имеют наибольшую содержательную нагрузку. Факторы получили следующие названия: фактор 1 - «личностное отношение», влияющее на диалог, фактор 2 - «отсутствие определенной темы разговора», фактор 3 - «личностное

отношение, не влияющее на диалог», фактор 4 - «скованность в высказывании своих мыслей», фактор 5 - «неравенство психологических позиций».

Самое главное противоречие, которое мы обнаружили в наших эмпирических данных, - это выделение фактора «неравенство психологических позиций». Не менее интересен в плане противоречивых представлений о диалоге и фактор «скованность в высказываниях». Таким образом, с помощью эмпирических данных нам удалось подтвердить теоретическое положение о том, что диалог неравновесен и не всегда предполагает раскованность в общении.

Обобщение результатов проведенного исследования подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В результате  анализа теоретико-методологических  подходов установлено, что сложившееся  представление о субъект-субъектном  педагогическом взаимодействии  интерпретирует его с точки  зрения равенства психологических  позиций. В реально существующем субъект-субъектном педагогическом взаимодействии такого равноправия не существует, имеется лишь тенденция к выравниванию, что и послужило предпосылкой к теоретическому осмыслению поставленной в диссертации проблемы. Теоретическими основаниями данной проблемы являются различия в личностных смыслах диалога субъектов образования, неравновесность их психических состояний и асимметричность психологических позиций в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия.

2. Определены теоретические  основания для разработки диалогического подхода к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию в обучении, в качестве которых выделяются готовность к трудностям в контактах, гибкость во взаимодействиях и социальная компетентность субъектов образования. Эти характеристики диалогического подхода определяют психологическое содержание психологической готовности будущего учителя к диалогу и являются необходимыми и достаточными для реализации диалогического подхода в обучении.

3. Разработана практико-ориентированная концепция формирования психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, в основаниях которой находится диалогический подход, в котором реализуется диалогический принцип, нацеленный на формирование психологической готовности субъектов образования к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию. Диалогический подход предназначен для конструктивного решения проблем, которые возникают в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия, обусловленных сложностью и многогранностью этого явления.

4. Создана алгоритмическая  модель реализации диалогического  подхода в обучении. Она состоит  из теоретико-методологического, практико-ориентированного  и оценочно-результативного блоков, включает цель, сущностные характеристики диалогического подхода, программу

формирования психологической готовности будущего учителя к диалогу, включающую этапы, психолого-педагогические условия, которые обеспечивают реализацию психологической готовности педагогов и учащихся к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, и прогнозируемый результат.

5. Разработана программа  формирования психологической готовности  будущего учителя к диалогу, состоящая  из названных ранее этапов, в  которых оценивается значимость  диалога и готовность к нему субъектов образования, развивается гибкость в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, происходит процесс становления качеств, способствующих диалогу. Реализация программы обеспечена адекватными сущностной природе диалога условиями, в которых внешне заданные цели гуманизации образования интериоризируются во внутренние корреляты психики, проявляющиеся в социальной компетентности и рефлексивной практике, позволяющей субъектам развить способность к самоанализу своего поведения в диалоге.

6. Проведена опытно-экспериментальная  работа по реализации диалогического  подхода в субъект-субъектном  педагогическом взаимодействии, в  результате которой измерены  показатели субъект-субъектного  педагогического взаимодействия  и диалогического подхода. Измеренные характеристики субъект-субъектного педагогического подхода позволили эмпирическим путем выявить неравновесность психических состояний и асимметричность психологических позиций в диалоге, а также различия в личностных смыслах диалога в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии. Субъекты образования испытывают скованность в диалоге, переживают состояние дискомфорта во взаимодействиях, которые вызваны неравенством (асимметрией) психологических позиций в диалоге, вкладывают разные личностные смыслы в его понимание.

7. Проверена эффективность  программы формирования психологической  готовности к субъект-субъектному  педагогическому взаимодействию, в  частности результативность интенсивной  групповой подготовки, после которой  студенты экспериментальной выборки проявили готовность к трудностям в контактах, гибкость во взаимодействиях и социальную компетентность, которые в теоретико-методологическом анализе субъект-субъектного педагогического взаимодействия определены нами в качестве характеристик диалогического подхода в обучении.

Основные положения диссертационного исследования изложены в 66 работах общим объемом 149,3 п. л., среди которых 64 п. л. - научные работы, 85,3 п. л. - учебно-методические работы.

Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

1. Дмитриева Л.Г. Диалогическая реальность педагогического  общения: монография / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2005. - 104 с. -6,5 п. л.

2. Дмитриева Л.Г. Психология субъект-субъектного  педагогического взаимодействия : монография / Л.Г. Дмитриева. - СПб.: Инфо-да, 2011. - 10 п. л.

Учебные пособия

3. Дмитриева Л.Г. Экстерн-пособие по курсу общей  психологии / Л.Г. Дмитриева, А.Р. Ахметов. - Уфа : Восточный университет, 2005. - 165 с. - 16/2 п. л.

4. Дмитриева Л.Г. Общая психология. Познавательные  процессы : учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2006. - 230 с. -14,3 п. л.

5. Дмитриева Л.Г. История психологии : мультимедийный  учебно-методический комплекс / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2006. - 560 с. - 35 п. л.

6. Дмитриева Л.Г. Педагогическая психология : мультимедийный  учебно-методический комплекс / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 560 с. - 35 п. л.

7. Методологические  основы психологии : мультимедийная  хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2006. - 48 с. - 3 п. л.

8. Психология характера : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 64 с. - 4 п. л.

9. Психические состояния : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 64 с. - 4 п. л.

10. Эмоции и чувства : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа: ИНСТО, 2007. - 48 с. - 3 п. л.

Статьи, опубликованные в журналах согласно перечню ВАК

И. Дмитриева Л.Г. О диалоге реальном и идеальном в индивидуальном сознании студентов / Л.Г. Дмитриева II Образование и наука. - Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2005. - № 2 (32). - С. 91-97. - 0,8 п. л.

12. Дмитриева Л.Г. Особенности диалогической среды  общения студентов в системе  конструктов Дж.Келли / Л.Г. Дмитриева, Е.А. Солонина // Вестник БашГУ. - 2006. - № 1.-С. 116-121.-0,9 п. л.

13. Дмитриева Л.Г. Тендерные стереотипы успешной работы. На примере работников промышленных предприятий / Л.Г. Дмитриева // Образование и наука. - Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2006. - № 6 (42). - С. 101— 109. - 0,9 п. л.

14. Дмитриева Л.Г. Понимание диалога в индивидуальном сознании студентов с разными стилями общения / Л.Г. Дмитриева // Вестник Оренбургского университета. - 2007. - № 5. - С. 37—40. - 0,6 п. л.

15. Дмитриева Л.Г. Проблема асимметричности и неравновесности  психологических позиций в диалоге / Л.Г. Дмитриева // Психологическая наука и образование. - М.: Изд-во МГППУ, 2008. - № 4. - С. 1-6. - 0,8 п. л.

16. Дмитриева Л.Г. Особенности коммуникативной направленности, понимания диалога и межличностных  отношений полезависимых и поленезависимых  студентов / Л.Г. Дмитриева // Образование и наука. -Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2009. - № 3. - С. 23-28. - 0,9 п. л.

17. Дмитриева Л.Г. Личностные смыслы диалога в  индивидуальном сознании студентов  с разными стилями общения / Л.Г. Дмитриева, Н.С. Глуханюк // Вестник ВЭГУ. - 2009. - № 1. - С. 11-17. - 0,8 п. л.

18. Дмитриева Л.Г. Диалогическая технология: теоретические  аспекты / Л.Г. Дмитриева // Высшее образование  сегодня. - М., 2009. - № 5. - С. 87-90. -0,5 п. л.

19. Дмитриева Л.Г. Технология обучения диалогу в высшей школе / Л.Г. Дмитриева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. -№2(46).-С. 109-112.-0,3 п. л.

Методические рекомендации, разработки

20. Дмитриева Л.Г. Деловые и организационно-деятельностные  игры : методические указания / Л.Г. Дмитриева, Л.Г. Хабибов, В.А. Ван. - Уфа : РИО БашГУ, 1989.-34 с.-0,1 п. л.

21. Дмитриева Л.Г. Советы вожатому по организации  летнего отдыха : методические указания / Л.Г. Дмитриева, А.Е. Голощапов. - Уфа : РИО  БашГУ, 1991.-25 с.-0,3/0,2 п. л.

22. Дмитриева Л.Г. Методика преподавания психологии : методические указания и программа  курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный  университет, 2002. - 23 с. - 1 п. л.

Учебные программы

23. Дмитриева Л.Г. Психолого-педагогические основы  эффективного общения : программа спецкурса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : РИО БашГУ, 1999. -38 с. - 1,5 п. л.

24. Дмитриева Л.Г. Практикум по организационной  психологии : программа курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2005. - 29 с.-1,8 п. л.

25. Дмитриева Л.Г. Психология делового общения : программа курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 29 с. - 1,8 п. л.

26. Дмитриева Л.Г. Организационная психология : программа  курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный  университет, 2005. - 29 с. - 1,8 п. л.

27. Дмитриева Л.Г. Личностно-ориентированный подход  как методологическая основа  диалогического общения / Л.Г. Дмитриева // Методологические проблемы развития  образования. - Уфа : БГПИ, 1997. - С. 34-40. - 0,5 п. л.

28. Дмитриева Л.Г. Каким бы я хотел себя видеть? Некоторые результаты психологической коррекции студентов / Л.Г. Дмитриева // Теория и практика интегративного общества П.Сорокина, альтернативы в развитии современной России и идеалы молодежи. - Уфа: РИО БашГУ, 1997. - С. 141-142. - 0,1 п. л.

29. Дмитриева Л.Г. Профессиональный тренинг как эффективный метод обучения учителей общению-диалогу / Л.Г. Дмитриева // Творческая деятельность учителя в инновационной школе. Путь к успеху. - Уфа : РИО БашГУ, 1997. - С. 51-54. - 0,2 п. л.

30. Дмитриева, Л.Г. К проблеме минимизации барьеров в педагогическом общении / Л.Г. Дмитриева // Инноватика образования в Республике Башкортостан : ежегодный бюллетень - Уфа, 1999. - Вып. 1. — С. 84-89. - 0,5 п. л.

31. Дмитриева Л.Г. Социально-психологический тренинг  педагогического общения / Л.Г. Дмитриева // Современные технологии в деятельности практического психолога : материалы Республиканской научно-практической конференции. - Уфа, 2000. - С. 56-60. - 0,4 п. л.

32. Дмитриева Л.Г. Общение-диалог в деятельности  педагога / Л.Г. Дмитриева // Влияние окружающей среды на формирование личности : материалы Российской научно-практической конференции. - Уфа : Восточный университет, 2003. - С. 128-131.-0,4 п. л.

33. Дмитриева Л.Г. Общение-диалог в межличностном  взаимодействии / Л.Г. Дмитриева // Психология и культура : материалы III съезда Российского психологического общества. - СПб., 2003. - С. 312-319. - 0,6 п. л.

34. Дмитриева Л.Г. К проблеме соотношения понятий  в психологии затрудненного общения / Л.Г. Дмитриева, Л.Г. Бикчинтаева // Психология общения : материалы международной конференции. - Ростов н/Д, 2003. - С. 41-48.-0,6/0,4 п. л.

35. Дмитриева Л.Г. Диалог в педагогическом общении / Л.Г. Дмитриева // Материалы к Психологическим  чтениям. - Уфа : БГПУ, 2004. - С. 28-36. - 0,3 п. л.

36. Дмитриева Л.Г. О соотношении понятий в психологии  затрудненного общения / Л.Г. Дмитриева  И Личностно-ориентированное профессиональное  образование : материалы IV Всероссийской  научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - С. 243-247. - 0,3 п. л.

37. Дмитриева Л.Г. Представления о диалоге в  индивидуальном сознании студентов / Л.Г. Дмитриева // Внутривузовская система  управления качеством образования. - Уфа : Башкирская академия труда  и социальных отношений, 2005.-С. 132-138.-0,5 п. л.

38. Дмитриева Л.Г. Диалог в индивидуальном сознании студентов с разными стилями общения / Л.Г. Дмитриева // Методика вузовского преподавания : материалы межвузовской научно-практической конференции. -Челябинск, 2006. - С. 213-214. - 0,3 п. л.

39. Дмитриева Л.Г. Особенности взаимосвязи направленности в общении и межличностных отношений полезависимых и поленезависимых студентов / Л.Г. Дмитриева // Феномен развития в науках о человеке : материалы II

Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С. 52-59. - 0,4 п. л.

40. Дмитриева Л.Г. Некоторые аспекты психологического  анализа диалога в педагогическом  общении / Л.Г. Дмитриева // Психология  и педагогика современного образования  в России : материалы Международной  научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С. 34—36. - 0,2 п. л.

Информация о работе Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию