Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - “ Я ”. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое “ Я ”. На основе представлений ребенка о своем “Я” начинает формироваться самооценка
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Самооценки и ее структура 9
1.2 Этапы развития самооценки 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ 34
САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация исследования 34
2.2 Результаты исследования развития самооценки на разных 36
возрастных этапах детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чеснокова И. И. дает следующее определение: самооценка - это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. Несмотря на описание самооценки как особого элемента самосознания, в структуре последнего автор выделяет три компонента: самопознание, самоотношение и саморегуляцию. Возникает закономерный вопрос о месте самооценки в структуре сознания себя. Исходя из вышеуказанной функции оценки себя, следует предположить, что самооценка определенным образом встроена в систему саморегуляции, однако остается неясным, как именно.
Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности.
Самооценка, независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения индивида о себе или интерпретация суждений других людей, всегда носят субъективный характер. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом <вписаться> в структуру общества [10, с. 48].
М. И. Лисина выделяет общую самооценку, т.е. представление отношения ребенка к себе, соответствует аффективной составляющей образа себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
2.1. Этапы развития самооценки
Развитие самооценки берет свое начало в раннем детстве. В раннем возрасте, когда ребенок не осознает себя как отдельное от окружающих существо, отношение к себе складывается через отношение взрослых. Ребенок значительно раньше начинает ощущать себя любимым или отвергнутым, а лишь затем приобретает способности и средства когнитивного самопознания. Иначе говоря, ощущение "какой я" складывается раньше, чем "кто я". Материнское отношение - принятие, привязанность, одобрение становится первым социальным "зеркалом" для сознания ребенка. Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.
К концу третьего года жизни происходит "отделение" ребенка от других людей и осознание собственных возросших способностей и возможностей. Оценка своих поступков становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Сравнение вначале касается не личностных качеств, а внешних атрибутов. Постепенно меняется предмет оценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств. Усвоение норм и правил поведения становится теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает моральные нормы и начинает учитывать последовательность своих поступков, использовать их в качестве меры для оценки себя и окружающих.
С позиции концепции общения образ себя у младенца закладывается в общении со взрослыми. Первые взаимозависимые отношения между ядром и периферией образа себя складываются у ребенка к началу раннего возраста. Успех, неуспех конкретного действия не отделяется от переживания благополучия-неблагополучия своей личности. Если в общении со взрослыми первоначально закладывается ядерная структура образа, то в контактах со сверстниками в образе себя и в образе ровесника отражаются, в первую очередь, представления, организующие содержательно определяющие его периферическую структуру. Младший дошкольник имеет явление доминирования ядерных структур над периферическими. В тех случаях, когда он не находит необходимого отклика, у ребенка складывается заниженная самооценка. Важные источники представления о своих возможностях – самостоятельная деятельность, контакты со сверстниками и деловое общение со сверстниками. Однако опыт игры и контактов со сверстниками откладывается в периферических структурах по началу мало воздействует на ядерные образования. Между ядром и периферией начинают устанавливаться двусторонние отношения, при которых не только центр определяет эмоционально и содержательно периферию, как было ранее, но намечается обратное влияние. В старшем дошкольном возрасте складываются двусторонние связи между ядром и периферией. Это выражается в развитии самооценки, в знании ребенком предметной и социальной ситуации.
Таковы тенденции развития осознания себя ребенком, становления его самооценки.
По мере развития ребенка влияние разных факторов, определяющих его самооценку, меняется. В исследовании Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие данные:
4-4,5 года жизни - самооценка связывается с успешностью предметной деятельности
4,5-5,5 - в отношение ребенка к себе начинает проникать оценка сверстника. Самооценка также связана с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает проникать опыт взаимоотношений ребенка со сверстниками в предметной деятельности.
5,5-6,5 - утрата предметной деятельности своего ведущего положения. Ни один вид детской деятельности (в т.ч. и игра) не имеет связи с самооценкой ребенка. Самооценка также не связана и с социальной сферой дошкольников. В этом возрасте успешность предметной деятельности связана только с предполагаемыми ребенком оценками этих деятельностей другими людьми.
С 5,5 лет в сферу отношений ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником, и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку ребенка.
В 5,5-6 лет ребенок перестает связывать самоотношение со своими успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности напрямую.
6,5-7 - отношение ребенка к себе опосредуется оценками сверстников, мамой и воспитателем, а результативность деятельности снова становится важной.
7-7,5 - сфера общения ребенка со сверстниками и взрослыми напрямую определяет отношение ребенка к себе.
Таким образом, после прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно-практической деятельности, основным источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности.
К 7 годам мнение окружающих его людей (сверстники, воспитатели) непосредственно определяют самоотношение ребенка. Знания о себе и своей состоятельности ребенок получает через оценки своей успешности другими людьми. Механизмом смены ориентира с предметной деятельности на взаимоотношения с другими людьми выступает смена формы общения. Оценки мнения людей касаются не его деятельности, а его самого как личности и ориентируют дошкольника на восприятие и оценки окружающих в том же качестве. Будучи интериоризированным ребенком, эти оценки начинают выступать критерием его собственной самооценки. Игра, традиционно признаваемая ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в данном исследовании не выступила как существенный фактор, определяющий преобразования в образе себя ребенка-дошкольника. Ее ведущее положение в становлении самоотношения было прослежено на коротком промежутке времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, делается вывод, что лишь на этом этапе игра выполняет функцию ведущей деятельности как фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка к себе.
Таким образом, самооценка ребенка развивается под влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем дошкольном возрасте – под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. Хотя результаты работы В.Г. Щур по исследованию общего отношения к себе дошкольников 5-7 лет показали, что подавляющее большинство детей оценивали себя положительно, выявило тенденцию к завышению прогнозирования своих возможностей, что по мнению А.И. Силвестру является возрастным феноменом.
К началу старшего дошкольного возраста ребенок имеет определенное мнение, сопряженное с отношением к себе, обусловленное детско-родительскими отношениями в раннем возрасте и успешностью/неспешностью деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте. Наблюдается тенденция к высокой положительной самооценке старших дошкольников.
Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы не отделенности действий от предмета.
Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста. Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.
Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку - «популярные» эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.
На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения с взрослыми, но и собственного практического опыта, дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.
Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, т. е. половой идентичности. Первичное знание о ней обычно складывается к полутора годам. В два года малыш, хотя и знает свой пол, обосновать свою принадлежность к нему не может. К трем- четырем годам дети ясно различают пол окружающих и знают о своей половой принадлежности, но часто связывают ее не только с определенными соматическими и поведенческими свойствами, но случайными внешними признаками, такими, как прическа, одежда, и допускают возможность изменения пола.