Жизненный путь личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.

Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.

Содержание

Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

жизненный путь личности.docx

— 282.58 Кб (Скачать файл)

           Сознание трактуется Рубинштейном  как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции  - функцию регуляции психических  процессов, функцию отношений  субъекта к миру и функцию  регуляции деятельности как целостного  проявления субъекта. Сознание раскрывается  в единстве познания и переживания.  Такая трактовка сознания содержится  в более ранних работах Рубинштейна.  Позднее, в книге "Бытие и  сознание" сознание стало интерпретироваться  с помощью категории идеального. "Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д. как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью. Он критикует идеалистическую попытку оторвать эти знания, образы и т.п. от их объекта" (Абульханова-Слдавская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 121). Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте - в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий. "В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется" (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).

           Проблема времени рассматривается  Рубинштейном 1) с точки зрения "абсолютного"  времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку. Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни.

Ученые на протяжении длительного  времени вели дискуссию о том, каковы особенности необъективного, по Ньютону, времени и имеет ли последнее право на существование. Это время, помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми  признаками, которые определили бы его как человеческое время. Разрешить  многолетнюю дискуссию, отстоять "человечность" времени помогли именно психологи. Они выделили сначала субъективное время, отличное от физического, а затем  доказали, что "субъективность" - это просто принадлежность времени  субъекту, а отнюдь не субъективистское его истолкование.

           Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано  с понятием субъекта. Именно категория  субъекта означает высший уровень  развития личности. "Личность  становится индивидуальностью, достигая  максимального уровня своей особенности,  а субъектом она становится, достигая  оптимального уровня развития  своей человечности, этичности (по  Рубинштейну). Но, поскольку ее развитие осуществляется не "в себе" или "для себя", а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности" (Абульханова К.А., 2000. С. 25). Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование (см. Хрестомат. 11.2).

           А.В. Брушлинский утверждал: "Субъектом столь неразрывного, недизъюнктивного единства природного и социального (культуры) становится человек по мере того, как он - будучи ребенком, подростком и т.д. - начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д. Первый существенный критерий становления субъекта - это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов. Следующий наиболее важный критерий - это выделение детьми в возрасте 7-10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.)" (Брушлинский А.В., 2002. С. 12-13).

           Проблема критериев в становлении  субъекта является продолжением  исследований, начатых в этой  области С.Л. Рубинштейном. Она  выводит 1) на проблему уровней  психической организации и 2) на  вопрос об определении личности  как субъекта деятельности.

           Первая проблема является дискуссионной и продолжает обсуждаться в психологической литературе (Сергиенко Е.А., 2003. С. 115). Вторая также разработана не окончательно, но при этом ряд определений понятия субъекта все же имеется. Так, согласно А.В. Брушлинскому, субъект - это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект - более широкое понятие, чем человек. Субъект есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека (Брушлнский А.В., 1999).

          

Основной характеристикой  субъекта является "переживание  человеком себя как суверенного  источника активности, способного в  определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и  самого себя" (Анцыферова Л.И., 2000. С. 211).

           Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. "Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям" (Абульханова-Славская К.А., 1981. С. 35), не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она "начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху" (Там же. С. 36). Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. "Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…"           

Проведение единой жизненной  линии заключается не просто в  отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и  масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.

           Личность в качестве субъекта  жизни существует в другом  времени и пространстве, она сама  организует и то, и другое, выбирая  свой уникальный, присущий ее  природе способ регуляции времени  жизни. Эти задачи, поставленные  С.Л. Рубинштейном в разные  периоды своей творческой жизни,  были реализованы в трудах  его учеников и последователей  и в работах авторов, которые  занимались проблемой времени  вне контекста функционально-динамического  подхода к личности.

 

2.3. Пространство и время личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени  и пространства. В отечественной  литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

           Проблема пространства и его  психологическая трактовка обсуждалась  в работах С.Л. Рубинштейна.  Он трактует ее как проблему  бытия, мира и существования  человека как действующего, воздействующего  и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается  от позиции, высказанной А.Г.  Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные "человеческие", а не "предметные" условия жизни - такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу.

           В связи с такой трактовкой  пространства личности формулируются  вопросы - свободы и несвободы  личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

           Проблема времени в философской  и психологической литературе  разработана более подробно. Решение  кардинального для психологии  вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность.

           В более широком контексте  проблема времени жизни была  решена в концепции личностной организации времени К.А.Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни.

           Гипотетически предполагается, что  личностное время имеет вариативно-типологический  характер, и не может быть научно  исследовано в терминах индивидуально-неповторимого,  биографического времени.

           Данная гипотеза проверялась  в конкретных эмпирических исследованиях.  Так, в работе В.И. Ковалева  было выделено четыре типа  регуляции времени. Основаниями  для построения типологии были - характер регуляции времени  и уровень активности.

Стихийно-обыденный тип  регуляции времени характеризуется  зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

Функционально-действенный  тип регуляции времени характеризуется  активной организацией событий в  определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует  пролонгированная регуляция времени  жизни - жизненная линия.

Созерцательный тип характеризуется  пассивностью, отсутствием способности  к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в  сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Созидательно-преобразующий  тип имеет такие свойства как  пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом  жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени  жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В  этом смысле событийный подход (А.А.Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.

           Задача соотношения субъективного  и объективного времени была  сформулирована в исследовании Л.Ю.Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

1) оптимальный режим; 

2) неопределенный срок, при  котором человек сам определяет  общее время и срок завершения  деятельности;

3) лимит времени - напряженная  работа в ограниченное время; 

4) избыток времени, т.е.  времени заведомо больше, чем  необходимо для выполнения задания; 

5) дефицит времени - недостаточное  время. 

В ходе исследования все  режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при  ответе на следующие вопросы: "Как  вы действуете обычно, реально?" и "Как  нужно было бы действовать идеально?".

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Информация о работе Жизненный путь личности