Жизненный путь личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.

Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.

Содержание

Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

жизненный путь личности.docx

— 282.58 Кб (Скачать файл)

Активное отношение к  себе и к своей жизненной практике  дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет  и направленность жизненного пути в  физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

Реализуя свои потребности  и мотивы, удовлетворяя интересы, человек  в ходе учебы, общения и труда  определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия  –  это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа  своей жизни, построение жизни, сначала  исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые  вырабатываются в жизни. Стратегия  жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни  в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой  уступок в частном, преодолении  своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

 

Стратегия жизни может  строиться на основе представления  о:

•   целостности;

•   поэтапности;

•   перспективности  своего жизненного пути.

 

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция  хода жизни по мере ее осуществления  в соответствующем ценностям  данной личности и ее индивидуальности направлении.

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968):

 

Общая характеристика фаз жизненного цикла.

1.1. до 16 / 20  - нет семьи, профессии, нет жизненного пути;

1.2. 16/20–23/30 - предварительное самоопределение, выбор супруга;

1.3. 23/30–45/50 - зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация;

1.4. 45/50— 69/70 - стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей;

1.5. 69 / 70 ... - старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.

Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается  не только описанию, но и объяснению;

•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

•  реализовать себя человек  может только благодаря творчеству, созиданию;

•  самоосуществление  – итог жизненного пути.

Теоретические предпосылки  данного подхода освещаются в  работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева  (1980),  К. А. Абульхановой-Славской  (1991),  И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в  характеристике жизни является возраст  человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51).

Жизненный путь – жизнь  человека как личности, история индивидуального  развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

 

Периоды жизни.

Проявления личности в  процессе жизненного пути:

детство - воспитание, обучение, развитие;

юность - обучение, образование, общение;

зрелость - профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности;

старость - уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи.

К.А.Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:

•   соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых  принципов и механизмов, и определения  своей траектории движения в них;

•   соотнесения себя с формами социальной жизни, в  которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;

•   разделения, с одной  стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого  человека в общественную жизнь, в  направленности на использование его  способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для  развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность  в постановке проблемы личной жизни  в том, чтобы именно осознать ее как  проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а  какой она могла бы быть при  наличии разумного отношения  к жизни и усилий.

 

Методы исследования жизненного пути

Формирование и развитие психологии жизненного пути в ХХ столетии привело к возникновению новых  способов самоанализа развития личности во времени ее жизни. Множество этих способов обозначается термином «биографический» метод изучения личности (от греч. «bios» – жизнь, «grapos» – описание).

Биографический метод  первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается  французский критик и писатель XIX в. Ш.Сент-Бёв. Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.

Понятие «биографический  метод» имеет разные значения. Отметим  некоторые:

•  Это получившее широкое  распространение в психологии и  истории науки использование  биографических справочников, жизнеописаний  в качестве источника получения  данных о личностных и психологических  особенностях человека.

•  Использование для  анализа материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а  также биографических интервью и  опросников.

•  Использование методик  биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека. Например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей поведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.

Смысл биографического метода  заключен в поиске значимых линий  развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установле-нии взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:

•   биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);

•   компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А.Г.Шмелев); «Биограф» (А.А.Кроник); «Lifeline» (А.А.Кроник);

•   тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);

•   ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И.Б.Кузьмина).

Герменевтика  – метод  описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов  деятельности. Существует широкое понимание  герменевтики, включающее в себя понимание  и толкование любых текстов. Более  того, в качестве «текста» может  выступать вся совокупность человеческого  опыта в целом. Этот опыт может  быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом, психологическая герменевтика  – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.

 

Признаки остановки  в личностном росте

Личностный рост  –  это спонтанные изменения, которые  происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

Личностный рост предполагает:

•  расширение зон самоосознания (Ф.Перлз);

•  полное осознание настоящей  жизни «здесь и сейчас»;

•  выбор решения как  жить в настоящем моменте;

•  принятие ответственности  за свой выбор.

Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий. Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека. Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви и признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Личностный рост является сложным диалектическим процессом, для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей  жизни быть способным:

•   понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость;

•   определить свое место  в жизни, среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку;

•   находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности.

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

•   пассивная позиция  по отношению к действительности;

•   вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения  вещей в угоду внутреннему  равновесию и спокойствию.

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

1) формирование психологии  «пешки», глобального ощущения  своей зависимости от других  сил (феномен «выученной беспомощности»);

2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся  первичные потребности в пище  и выживаемости;

3) создание «чистоты»  социального окружения – разделение  людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание  вины и стыда за себя;

4) создание культа «самокритики»,  признания даже в совершении  тех неодобряемых поступков, которые  человек никогда не совершал;

5) сохранение «священных  основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих  предпосылках идеологии);

6) формирование специализированного  языка (сложные проблемы спрессовываются  до коротких, очень простых, легко  запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным  «нереальное существование», поскольку  из сложного, противоречивого, неопределенного  реального мира человек переходит  в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько  «Я», изолированных функционально  друг от друга.

Признаки остановки в  личностном росте:

•  непринятие себя;

•  внутриличностный конфликт;

•  непродуктивные личностные ориентации;

•  нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью  средой;

•  закрытость для нового опыта;

•  суженность границ «Я»;

•  ориентация на внешние  ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью);

•  отсутствие гибкости, спонтанности;

•  сужение зон самоосознания;

•  непринятие ответственности  за свое бытие и т. д.

 

Защитные механизмы  личности

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую  активность, реализуемую в форме  специфических приемов переработки  информации, которые могут предотвратить  потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я». По преимуществу, психологическая защита носит деструктивный характер (табл. 52).

Охарактеризуем наиболее часто «работающие» психологические  механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями (Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Р.М.Грановская, И.С.Кон).

Отрицание  определяется как процесс устранения, игнорирования  травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки  личности; с появлением сведений, которые  угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания: «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т. п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса» (например, реакция на сообщение серьезного диагноза заболевания – отрицание, неверие в него).

Механизмы психологической  защиты

Вытеснение – механизм избавления от внутреннего конфликта  с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной  информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для  нас факты легко забываются.

Информация о работе Жизненный путь личности