Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.
Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………
Поза и осанка тоже
могут многое открыть. Один
из самых распространенных
Приступы тревоги,
С психиатрической точки зрения, есть четыре основных голосовых сигнала:
1. Звуки дыхания
2. Акцент
3. Голоса
4. Словарь
1. Звуки дыхания
Простейшие звуки дыхания и соответствующие им значения таковы : покашливание (никто меня не любит), вздохи (если бы только), зевки (проваливай), хмыканье (это вы сказали) и всхлипывания (вы меня достали); а также различные звуки смеха: смешки, хихиканье, гоготанье, хохот, ржание. Рассмотрим три важнейших типа смеха, известные как "хо-хо", "ха-ха" и "хе-хе":(Сценарный смех )
"Хе-хе-хе"
– Родительский смешок "мамы-ведьмы"
или папы-людоеда, которые
"Ха-ха-ха" – смешок Взрослого, полный печального юмора. В случае с Дэн , он означает поверхностное впечатление. По своему прошлому опыту Дэн знает, что нельзя доверять людям, обещающим выполнить твою работу, но о себе и своих слабостях знает меньше и потому постоянно попадает в ту же западню. Это смех висельника.
"Хи-хи-хи"
– смех Ребенка, который
"Хо-хо-хо" – Родительский смех над попытками Ребенка добиться успеха. Он покровительственный, благожелательный, полный стремления помочь, по крайней мере в той непосредственной проблеме, которая возникла сейчас. Он демонстрирует ребенку, что за не сценарное поведение тоже можно получить награду. Это дедушкин смех, или смех Санта Клауса.
2. Акцент
Сценарии в очень малой
Во-вторых, акцент указывает на степень гибкости сценария. Немец, который прожил в нашей стране двадцать лет и по-прежнему говорит с сильным акцентом, вероятно, имеет менее гибкий жизненный план, чем голландец, который уже через два года свободно владеет американским вариантом английского.
В-третьих, сценарий
пишется на родном языке
3 . Голоса
Каждый человек имеет
по крайней мере три голоса:
Родителя, Взрослого и Ребенка.
Он может долгое время
У некоторых людей голос меняется от одного предложения к другому, иногда же даже два или три голоса могут быть слышны в одном предложении.
Каждый из этих голосов что-то раскрывает в сценарии. Родитель, обращаясь к другому человеку, использует лозунги и наставления, которые произнесли бы в такой ситуации отец и мать: "Разве не все так делают?", "Только посмотри, кто говорит", "Тебе нужно лучше думать", "Постарайся получше", "Никому нельзя доверять". Непоколебимый голос взрослого обычно означает, что Родитель подавил Ребенка, чтобы иметь возможность отпустить несколько невеселых педантичных замечаний. Это означает, что Ребенок найдет другой путь для своего выражения, он будет периодически взрываться, демонстрируя неадаптивное и неадекватное поведение и напрасную трату энергии, что обычно является признаком побежденного.
Таким образом:
Родительский голос выражает антисценарий,
голос Взрослого – образец
голос Ребенка – сценарную роль.
4. Словарь
Каждое состояние Я может иметь собственный словарь. Настойчивое употребление Взрослого технического словаря может быть просто способом избежать общения с людьми, как бывает в инженерном деле, авиации и финансах, где строго придерживаются директивы "Совершай великие поступки, но не принимай ничего близко к сердцу". Словарь Взрослого "защитника" могут быть использованы для интеллектуального жертвоприношения, когда расчлененная душа жертвы валяется на полу – в полном согласии с теорией, что постепенно она снова срастется и станет еще содержательнее. Главная мысль такого сценария: "Я разорву тебя на части, но не забывай, что я только стараюсь тебе помочь.
Словарь Ребенка может
состоять из непристойных слов
мятежа, жалобных клише или сладких
слов очаровательной
4. Типы сценариев :выигрышный , проигрышный и безвыигрышный .
Сценарии планируются
чтобы длиться всю жизнь. Они
основаны на твердых детских
решениях и родительском
принимать форму ежедневного контакта, как в случае мужчин, которые работают на своих отцов, или женщин, которые каждое утро звонят своим матерям, чтобы поболтать. После того, как родители умирают, их инструкции могут вспоминаться более ярко, чем когда бы то ни было. На языке сценариев проигрывающий называется лягушкой , а победитель называется принцем или принцессой.
Данная классификация сценариев как выигрышных, безвыигрышных и проигрышных в значительной мере условна. Чаще всего жизненные сценарии представляют собой сочетание различных вариантов. Человек может быть победителем в интеллектуальной области, проигрывающим в личных взаимоотношениях и невыигрывающим в физическом плане.
Выигрышные
Всегда легко идет
по жизни. Он удовлетворен
Выигрывающий всегда
учитывает несколько
По определению Берна,
"выигрывающий" – это "тот,
кто достигает заявленной цели"
______________________________
По мнению Берна,
______________________________
Проигрышные
Никогда не достигает
цели, ему незнакомо чувство
"Проигрывающий" – это "тот, кто не достигает заявленной цели". Опять же, речь идет не просто о достижении или не достижении, но и о сопутствующем этому чувстве удовлетворенности.. Если я решил стать миллионером, а в конце концов стал нищим отшельником, значит я проигрываю.
Но если я решил стать миллионером, стал им и постоянно чувствую себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, значит я также проигрываю.
Некоторые в детстве
могут решить достичь такой
цели, достижение которой с
В зависимости от тяжести
развязки проигрышные сценарии
можно разделить на три
1.Проигрышный сценарий первой
степени – это сценарий, неудачи
и потери при котором
2.Проигрышный сценарий второй степени слишком серьезны для того, чтобы человек мог обсуждать их в своем кругу. Это может быть очередное увольнение с работы, госпитализация в связи с глубокой депрессией или исключение из института за неуспеваемость.
3.Проигрышный сценарий
Безвыигрышные
Человек с безвыигрышным сценарием – это "середняк". День ото дня он влачит свой жребий, ничего особо не выигрывая и ничего особо не проигрывая. Он предпочитает не рисковать. Сценарий такого рода нередко называют банальным. Обычный, ничем не примечательный, банальный человек. День его похож на день, а ночь на ночь. В скучной жизни середнячка ничего не происходит, она течет как медленная река – без взлетов и падений, радостей и огорчений. Его жизненный принцип гласит: «Не рискуй. Игра должна быть безопасной».
На работе не-выигывающий не станет начальником. Его и не уволят. Скорее всего он отработает положенный срок, получит в подарок именные часы и тихо уйдет на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке и размышлять: "Я мог бы стать начальником, окажись в нужное время на нужном месте. Да ладно, как по мне, то я и так был неплох".
Не-выигрывающий иногда выигрывает, а иногда проигрывает, но никогда по крупному, так предпочитает не рисковать. Он ведет безопасную игру, и благодаря этому остается не-выигрывающим
Раздел 2 : Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна
Впервые
теория сценария была
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.