Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сескуальных мотивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)


3

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 4 курса

отделения психологии

Анташкевич Юлии Ивановны

научный руководитель

доктор психологических наук, профессор

Фурманов Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………

3

Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов

 

1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция

     6

1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………

 

11

1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........

 

15

Выводы………………………………………………………………

18

Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов

 

2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………

 

19

2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..

    20

2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….

23

2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов

27

Заключение………………………………………………………….

37

Список использованных источников……………………………….

39

Приложение 1…………………………………………………………..

41

Приложение 2 ………………………………………………………….

44

Приложение 3…………………………………………………………

 

45

Приложение 4……………………………………………………….

46

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема личностных особенностей восприятия других людей приоб­ретает особое значение. Социальная практика предъявляет спе­циалисту в области субъект-субъектных отношений особые требования, среди которых важное место занимает умение про­гнозировать социальное поведение других людей.

Очевидно, что проблема восприятия личности других об­ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из­вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно­стей поведения (черты характера), так как стремится к общест­ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны­ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо­димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей­ствие диспозиций соответствующим ситуации.

Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.

Задачи    исследования:

1. провести теоретическое исследование проблемы зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов;

2. выявить диспозиционные сексуальные мотивы как основной фактор, влияющий на восприятие образа противоположного пола;

3. провести сравнительный анализ особенностей восприятия противоположного пола в зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов;

4. определить особенности в восприятии реального и идеального образа противоположного пола в зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов;

Объектом исследования является восприятие реального и идеального образа противоположного пола.

Предмет – восприятие реального и идеального образа противоположного пола в зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов.

Гипотеза: чем выраженнее преобладание определенного диспозиционного мотива, тем в большей мере выражена зависимость восприятия образа противоположного пола от этого мотива.

 

Методологическая база исследования.

Основу методологической базы составляет бихевиоральный подход, который основан на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии. В рамках подхода диспозиции рассматриваются как гипотетические конструкции или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией.

 Представления Hill, C. A., Preston, L. K. о сексуальной мотивации. Сексуальный мотив включает интересы по достижению общего класса побудительных мотивов, все из которых обеспечивают основной тип удовлетворения. Мотивация является результатом интереса любого из числа отдельных, но связанных побудительных мотивов. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Теоретические основы Heckhausen, H. . Отмечает, что понятие диспозиционного мотива не является просто описательным, а предназначено как объяснительная конструкция. Диспозиционные мотивы определяют природу реакции человека на стимулы и организовывают восприятие вокруг мотивированно – значимой цели. [23]

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Согласно взглядам Emmons, R. A., Murray, H. A., диспозиционные мотивы влияют на поведение в ситуациях, предоставляющих определенные стимулы, их влияние приводит к возникновению подобного поведения в ответ на подобную ситуацию.

В нашей работе также опираемся на теорию личности Г.У. Оллпорта, в рамках которой:

       диспозиции определяют природу реакции индивидуума на побудителей мотива, которые существуют в окружающем мире;

      личностные диспозиции и ситуации вообще нельзя отделить друг от друга, так как, сколько у человека имеется направляющих деятельность мотивационных диспозиций, столько классов эквивалентных ситуаций для него существует. [22]

Методическая база исследования.

 Для выявления диспозиционных сексуальных мотивов был использован  «Опросник аффективных мотивационных ориентаций в сексуальной жизни» - «AMORE»; Hill, C. A. Preston, L. K. Опросник состоит из 62-ух вопросов, основанных на оценке восьми мотивов сексуального поведения. Вопросы составлены таким образом, что представляют собой независимые утверждения, не затрагивающие каких-либо особенностей интимной жизни испытуемых.

 Для оценки представленных изображений использовалась методика личностного дифференциала Н.П. Фетискина, В.В.Козлова.  Метод содержит 21 пару антонимов, отражающих определенные личностные характеристики.

 Общую выборку составили 80 респондентов, из которых 40 – мужского пола и 40 – женского пола в возрасте от 25 до 35 лет.

Научная новизна и значимость полученных результатов.

В результате проведенного исследования была установлена зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов. Так же полученные результаты описывают особенности восприятия реального и идеального образа противоположного пола в зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов.

Полученные результаты объединяют в себе теоретические положения о влиянии диспозиционной мотивации на природу реакции личности и результаты работ о влиянии физических и социальных признаков другого человека на наблюдателя, представленных А. А. Бодалевым.

Таким образом, была предпринята попытка в получении новых данных о закономерностях восприятия образа противоположного пола.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов.

Результаты исследования стали одним из этапов изучения особенностей восприятия мужчинами и женщинами образа противоположного пола. Полученные результаты и дальнейшее исследование этой проблематики могут быть применимы как в рекламной деятельности в качестве разработки идей визуального дизайна, рекламных продуктов, оказывающих эффективное влияние на поведение потребителей, так и  в сфере психологической диагностики и консультирования. Также данные результаты могут быть использованы в планировании успешных PR-компаний.


ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ И ДИСПОЗИЦИОННЫХ МОТИВОВ

1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция

А. А. Бодалев пишет, что: «Человек - не только субъект, но и объект познания, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характеризуется определенными морфо-конституциональными, нейро-типологическими, половыми и возрастными особенностями». Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда, так или иначе, запечатлеваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодействующих с ним людей. [4]

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.

Рассмотрим, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (субъектом) другого (объекта). В наблюдаемом доступны как физические признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик и оформление внешности, так и социальные признаки, включающие в себя, формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики. Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и строит представления о внутренних психологических свойствах партнера по общению. [5]

Важнейшим элементом в физическом облике является лицо. Было установлено, что характеристики физического облика человека несут информацию о возрасте, поле, национальной принадлежности, состоянии здоровья, физических возможностях, профессиональных и других свойств.[8] Эксперименты показали, что на уровне опознания в качестве доминирующего элемента может выступить любой из компонентов лица, который наиболее ярко выделяет его из ряда других, тем самым определяет его индивидуальную неповторимость. При этом оказалось, что наиболее надежными характеристиками лица в процессе восприятия являлись не столько анатомические особенности, сколько его экспрессия.

Разные элементы лица имеют неодинаковое значение для распознавания внутренних состояний. Используя тахистоскопическую методику, В. Н. Панферов определил, что они имеют разный порог узнавания. Когда люди находятся лицом друг к другу, то взгляд их скользит от волос к глазам, далее переводится на рот и нос. Это обусловлено многими закономерностями – и психофизиологическими, и социальными. Во-первых, волосы и глаза контрастнее других элементов головы и лица, во-вторых, они находятся в верхней части объекта, в-третьих, они содержат много признаков, говорящих о социально-психологических качествах личности.

Оформление внешности также служит ценным источником информации о человеке. На основе ее оценки можно сделать вывод о социальной роли, роде деятельности, национальности, возрасте, чертах характера и других свойствах и состояниях.

Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь.

Одним из факторов, повышающих степень адекватного распознавания мимики, жеста, позы, является специфика ситуации. С. Л. Рубинштейн говорит, что: «мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызовет».

Жест может сказать о состоянии воспринимаемого человека. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться одним из оснований для вывода о каком-то качестве воспринимаемого. Особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. Было обнаружено, что существуют корреляции между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями.

Информация о работе Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сескуальных мотивов