Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сескуальных мотивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое складывается о воспринимаемом человеке. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая. Было выявлено, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Установлено, что в темпе ходьбы, как и вообще в моторике человека, находят выражение общее состояние организма и, по утверждению ряда исследователей, такие особенности, как экстра- или интравертированность личности.[4]

Формирование первого впечатления о другом человеке.

Было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающего другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.[7]

Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает процесс формирования первого впечатления. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства – запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности – обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности:  что красиво - то хорошо.

Фактор отношения к наблюдателю – регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса: каким способом формируется образ и каков этот образ, т. е. каково представление субъекта об объекте.[6]

Перед тем как перейти к механизмам межличностного восприятия, рассмотрим структуру Я концепции.

Р.Бернс  рассматривает  “Я концепцию”     как  свойственную каждому индивиду набор установок,  направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

1. убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2. эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);

3. соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).[19]

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. “Образ Я”     —   представление индивида о самом себе.

2. Самооценка —  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты “Образа Я”     могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны “образом Я” и самооценкой.

  Кроме того, Р. Бернс описывает строение “Я концепции” в виде иерархической структуры,  на  вершине  которой располагается  глобальная “Я концепция”, включающая всевозможные грани индивидуального  самосознания. 

Глобальную  “Я концепцию” он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.  Существует три основные модальности самоустановок:    

1. Реальное  Я —  установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности,  роли,  свой актуальный статус, то  есть  с его представлениями о том,  каков он на самом деле.    

2. Зеркальное (социальное) Я —  установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.   

  3. Идеальное  Я  —   установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. [19]

Механизмы  межличностного восприятия.

К механизмам межличностного восприятия относят механизмы:

    познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия)

    познания самого себя (рефлексия)

 формирования эмоционального отношения к человеку (межличностная аттракция).[23]

В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобления себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться  на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии  не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает  те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня. Общая модель образования рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом. [25]

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А на Б и обратная информация о реакции Б на А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А` и Б` соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б - Б``, а у Б представление об А - А``. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А`, обращаясь к Б``. Б реагирует в качестве Б` на А``. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А`, Б`, А`` и Б``, при этом между А и А``, а также между Б и Б`` нет каналов коммуникации.  Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А``, или Б - Б``. [16]

Эффекты  межличностного восприятия.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности а также эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот  образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он состоит в том,  что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.  Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

В исследовании А. Лачинса было выявлено, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика и поведения, которое он к себе вызывает, зависят от личности  познающего субъект.[7]

Дальнейшее исследование особенностей, характеризующих образование впечатления о другом человеке, дало возможность установить, что в формировании этого впечатления участвует механизм «проецирования».

Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. [12]

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления процесса стереотипизации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, тем не менее необходим, так как значительно сокращает процесс познания.

Межличностная аттракция.

В широком смысле под межличностной аттракцией понима­ется формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Аттракция рассматривается как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

Факторы межличностной аттракции.

             Физическая привлекательность;

             пространственная близость или дистанция общения;

             знакомство;

             доступность;

             ожидание продолжения взаимодействия;

             взаимность;

             сходство.[25]

Таким образом, в наблюдаемом образе доступны как физические признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик и оформление внешности, так и социальные признаки. Важнейшими элементами в физическом облике являются лицо, а также функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь.

 

1.2.  Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении

При объяснении поведения личностноориентированные подходы исходят из личности, что позволяет сконцентрировать внимание почти исключительно на индивидуальных различиях. Поэтому классификации мотивационных диспозиций придается первостепенное значение. Ведь только она позволяет выделить базовые переменные, позволяющие предсказывать индивидуальные различия в поведении. Под базовыми переменными в первую очередь понимаются диспозиции, значение которых при объяснении постоянства поведения в изменяю­щихся ситуациях трудно преуменьшить. Они объясняют, что побуждает и что на­правляет деятельность. Ситуационные детерминанты лишь актуализируют пове­дение, а управляет им мотивационная диспозиция.[21]

Когда ситуации рассмат­риваются как одинаковые или вообще игнорируются, индивидуальные различия сразу же бросаются в глаза. Именно эти различия и объяснялись при помощи раз­личной степени выраженности диспозиций. Подобное объяснение с точки зрения теорий черт: наблюдаемое поведение связывалось с чертами, обозначавшимися как «готовность помочь» или «задиристость», которым припи­сывался характер мотивов, т. е. явно или неявно предполагалось, что соответству­ющие индивиды стремятся проявить данное поведение всякий раз, когда для это­го предоставляется возможность.

Информация о работе Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сескуальных мотивов