Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
Понятие «диспозиция» в теории Г. У. Оллпорта.
В рамках теории рассматриваются диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении.
Диспозиция направляет деятельность лишь в той ситуации, которая сопряжена с ней, т. е. содержательно ей соответствует, релевантна ей. Следовательно, у каждого человека должно быть столько мотивационных черт (комплексов свойств или мотивационных диспозиций), сколько классов эквивалентных ситуаций для него существует; и наоборот, столько классов эквивалентных ситуаций существует для человека, сколько у него имеется направляющих деятельность мотивационных диспозиций. Уже из этого строго теоретико-личностного рассуждения вытекает, что личностные диспозиции и ситуации вообще нельзя отделить друг от друга. В ситуациях, относящихся к одному классу эквивалентности, различия в побуждении могут быть так велики, что дисперсия поведенческих проявлений будет большей частью обусловлена ситуацией. Тем не менее, при этом может наблюдаться полная надситуационная устойчивость деятельности, соответствующая диспозиционным различиям, поскольку все индивиды в каждой из ситуаций сохраняют то же порядковое место по степени выраженности поведенческих проявлений.[13]
Понятие личной диспозиции с точки зрения Г. У. Оллпорта.
На это указывал и сам Г. У. Оллпорт в своем определении черты: он усматривал в ней способность «выделять ряд стимулов как функционально эквивалентные, вырабатывать устойчиво-эквивалентные формы действия и экспрессии и управлять их протеканием». Говорил не только об устойчивости черт, но весьма смело заявил о их укорененности в биологическом субстрате. Г. У. Оллпорт в своих определениях разводит понятия «черты» и «личностной диспозиции».[13]
Черту определяет как:
«нейропсихическую структуру, обладающей способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными, а также инициировать и управлять эквивалентными (согласованными по смыслу) формами адаптивного и экспрессивного поведения».
Личную диспозицию определяет как:
«генерализованную нейрофизическую структуру (принадлежащую индивиду), обладающую способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными, а также инициировать и управлять согласованными (эквивалентными) формами адаптивного и стилистического поведения».[9]
Таким образом, реальное различие между этими двумя определениями заключается в том, что черты, в отличие от личностных диспозиций, не определяются как принадлежащие индивиду.
То и другое - нейропсихические структуры, обладающие способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными и руководящие согласованными формами поведения.
Используя понятие об общих чертах, можно осуществить то, что Г. У. Оллпорт называет сравнительным изучением одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Используя понятие о личностных диспозициях, можно изучать человека и определить то, что Г. У. Оллпорт называет «уникально паттернированной индивидуальностью» человека. Один подход совпадает с традицией психометрически ориентированной дифференциальной психологии, другой — с традицией клинической психологии.
Личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения. Лишь повторение актов, имеющих то же значение (эквивалентность реакций), следующих на определенный ряд стимулов, имеющих то же личное значение (эквивалентность стимулов), делает необходимым заключение о личных диспозициях.[13]
Отличие диспозиций от навыков.
Навыки также являются детерминирующими тенденциями, но диспозиции носят более обобщенный характер как в плане соответствующих им ситуаций, так и в плане реакций, к которым они ведут. Фактическая диспозиция в определенной мере представляет результат комбинирования и интеграции двух или более навыков.
Различие между диспозицией и аттитюдом.
Аттитюд также может инициировать поведение и управлять им; он - продукт генетического фактора и научения. Тем не менее, между понятиями остается определенное различие. Во-первых, аттитюд привязан к определенному объекту или классу объектов; диспозиция - нет. Таким образом, обобщенность диспозиции всегда выше, чем аттитюда. По сути, с возрастанием числа объектов, с которыми соотносится аттитюд, он все более напоминает диспозицию. Аттитюд может варьировать по обобщенности от очень специфического до относительно обобщенного, тогда как диспозиция всегда обобщена. Во-вторых, аттитюд всегда предполагает оценку (принятие или отвержение) объекта, тогда как диспозиция – нет.
Различие между диспозицией и типами.
Г. У. Оллпорт различает личные диспозиции и типы - по тому, насколько те и другие привязаны к индивиду. О человеке можно сказать, что он обладает диспозицией - но не типом. Типы - это идеальные конструкты наблюдателя, и индивид может быть к ним отнесен - но лишь с потерей своей отличительной идентичности. Личная диспозиция может репрезентировать уникальность человека, тогда как тип должен ее сокрыть. [9]
Таким образом, по Г. У. Оллпорту, типы представляют искусственные различения, не слишком напоминающие реальность, тогда как диспозиции истинные отражения того, что действительно существует.
Влияние личных диспозиций.
Личные диспозиции представляют генерализованные предрасположенности к поведению.
В зависимости от того, насколько интенсивно диспозиции воздействуют на личность, Г. У. Оллпорт разделил их на кардинальные, центральные и вторичные. Наиболее влиятельны кардинальные черты, наименее вторичные.
Центральные диспозиции.
Это характеристики, которые в сумме описывают личность. Характеристика, которая выступает как центральная диспозиция для одного человека, к другому может вообще не иметь никакого отношения. Поэтому центральной диспозицию делает тот факт, что она воздействует на многие поступки.
Вторичные диспозиции.
Эти диспозиции описывают образ действия, в котором человек постоянен, но который влияет на его поступки не так значительно, как центральные черты. Вторичные черты «менее заметны, менее генерализованы, менее постоянны и реже вступают в игру, нежели центральные черты», - считает Г. У. Оллпорт. Эти личные характеристики влияют не на многие поступки, хотя и отличаются постоянством.
Кардинальные диспозиции.
Эта диспозиция доминирует буквально во всем, что делает человек. Если же эта черта есть, то она зачастую делает своего обладателя знаменитым, образцом диспозиции, которой другие могут быть подвержены в меньшей степени. Лишь в очень редких случаях люди имеют кардинальную черту.
Другие психологи поставили под сомнение полезность этой концепции. Они предполагают, что отчетливой черту делает не ее первазивность (как утверждал Г. У. Оллпорт); скорее то, что выглядит как кардинальная черта, является попросту крайним выражением обычной черты.[11]
Некоторые диспозиции, очевидно, обладают большей побудительной силой, играют более важную роль в мотивации, чем другие. Таким образом, между чертами существуют различия в плане степени управляющего влияния на индивида. Всегда есть предшествующая стимуляция, связанная с активацией диспозиции, например, действию диспозиции всегда должен предшествовать внешний стимул или внутреннее состояние. Фактически, индивид активно ищет стимулы, которые сделают действие диспозиций соответствующим ситуации. [21]
Например, человек с выраженной диспозицией к социабельности не ждет удобной ситуации для того, чтобы проявить эту черту; он создает ситуации, в которых может взаимодействовать с людьми.
Таким образом, диспозициональные мотивы определяют природу реакции индивидуума на побудителей мотива, которые существуют в окружающем мире. У каждого человека должно быть столько мотивационных черт (комплексов свойств или мотивационных диспозиций), сколько классов эквивалентных ситуаций для него существует.
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах
«Мотив» - это не понятие, которое нечто описывает, но понятие, призванное нечто объяснить. Согласованность, последовательность и специфичность – это три измерения, от которых зависит, в какой мере поведение будет объясняться индивидуальными или ситуационными факторами. [23]
Чтобы объяснить последовательность индивидуального поведения, которое определяется, с одной стороны, как согласованность поведения в разных ситуациях и при повторении этих ситуаций во времени, а с другой - как устойчивое различие поведения разных людей в одних и тех же ситуациях, людям приписывают разную степень выраженности одних и тех же мотивов. При этом мотивы рассматриваются как устойчивые во времени диспозиции. Каждый отдельный мотив охватывает определенный содержательный класс целей действия (желаемых последствий своего действия).[21]
В настоящее время мотивы определяют как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций. Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования организма, они не врождены и развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, от социальных норм той среды, в которой воспитывается ребенок. Так является целесообразным определять мотивы на возможно более высоком уровне абстракции, как содержательные классы целей действия, обладающие при этом явно различимыми особенностями.
Таким образом, под понятие мотива подпадают не все классы эквивалентности целей действия. В понятие мотива не входят те из них, которые, как физиологически обусловленные потребности в утолении голода, жажды, потребность во сне, выделении и т. д., хотя и подвержены воздействию социализации, однако врождены и необходимы для поддержания оптимального функционирования организма.
Определенному мотиву соответствует целое множество отдельных параметров. Однако мотив всегда остается так называемым «гипотетическим конструктом», т. е. чем-то мыслимым, а не наблюдаемым непосредственно. Оправданием рассмотрения какого-либо гипотетического конструкта служит только его ценность при объяснении и интерпретации эмпирических данных. Между данными, относящимися к поведению и к переживанию, в соответствии с теорией устанавливаются взаимосвязи, образующие так называемую «номологическую сеть» отношений. Чем лучше удается это сделать, тем больше оправдано введение понятия мотива в качестве гипотетического конструкта. Независимо от того, что предстоит объяснить с помощью гипотетического конструкта, необходимо предварительно посредством определенных индикаторов выявить индивидуальные различия в выраженности этого конструкта. Для этого, впоследствии, должны быть разработаны специальные методики измерения мотива.[21]
Что касается понятия «мотивации», то оно выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение- все это относится к проблемной области, называемой «мотивация».[9] Поэтому понятие мотивации оказывается мало пригодным для того, чтобы использовать его в качестве гипотетического конструкта.
Таким образом, процессы мотивации охватывают аспекты в контексте взаимодействия личности и ситуации.
Наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы. Они также определяют широту классов эквивалентности ситуаций и способов действия.
Понимаемый таким образом процесс мотивации представляет собой подготовительную стадию действия. Его можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки, более или менее сильно подталкивающий к определенному итогу. Как правило, этот процесс доводится лишь до определенной степени ясности, в отношении которой люди сильно отличаются друг от друга.[22]
В рамках бихевиорального подхода диспозиционные мотивы – это гипотетические конструкции или промежуточные переменные, которые фактически недоступны для внешнего наблюдения и одновременно являются реакцией на наблюдаемый стимул и стимулом для наблюдаемой реакции. [2]
А. Хилл и К. Престон предложили теоретические основы традиционных представлений и теорий личности в контексте позволяющем понять диспозиционную сексуальную мотивацию.
В ходе исследования, проведенным А. Хилл и К. Престон, было выявлено, что сексуальный мотив включает интересы по достижению общего класса побудительных мотивов, все из которых обеспечивают основной тип удовлетворения, иными словами, который ассоциируется с сексуальным выражением. Мотивация является результатом интереса любого из числа отдельных, но связанных побудительных мотивов.[26]
В рамках своего исследования А. Хилл и К. Престон описали восемь диспозиционных сексуальных мотивов, существующих для объяснения сексуального поведения:
1) ощущение властвования партнера;
2) выражение значимости своего партнера;
3) выход из неблагоприятного психологического состояния;