Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
чем выраженнее преобладание мотива «собственная значимость для партнера» у мужчин, тем больше в представлениях об идеальном партнере преобладает такая характеристика как более неуверенный. В то время как у женщин при той же выраженности мотива преобладают такие характеристики как более открытый, отзывчивый и энергичный;
чем выше сила мотива «забота над партнером» у мужчин, тем больше в представлениях об идеальном партнере преобладают такие характеристики как более слабый и разговорчивый. В то время как у женщин с той же выраженностью мотива преобладает такая характеристика как более открытый;
корреляций связи мотива «получение удовольствия» с представлениями об идеальном образе, как у мужчин, так и у женщин не выявлено.
Таблица 2.5
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с представлениями об идеальном образе у мужчин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | - | Добрый | 0,53 |
М 2 – значимость партнера | - - - | Сильный Решительный Напряженный | 0,32 0,33 0,41 |
М 3 – выход из стрессового состояния | - - | Напряженный Уверенный | 0,36 0,38 |
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | - + - | Добросовестный Суетливый Уверенный | 0,33 0,36 0,32
|
М 6 – собственная значимость для партнера | - | Уверенный | 0,33 |
М 7 – забота над партнером | - + | Сильный Разговорчивый | 0,34 0,50 |
М 8 – получение удовольствия | Корреляций не выявлено |
Таблица 2.6
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с представлениями об идеальном образе у женщин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Коэффициент корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | + + | Разговорчивый Деятельный | 0,50 0,33 |
М 2 – значимость партнера | + + + | Сильный Открытый Самостоятельный | 0,33 0,38 0,32 |
М 3 – выход из стрессового состояния | + + + + | Разговорчивый Открытый Решительный Честный | 0,37 0,44 0,36 0,38 |
М 4 – воспроизведение рода | + + | Справедливый Раздражительный | 0,45 0,37 |
М 5 – собственная власть над партнером | + | Энергичный | 0,32 |
М 6 – собственная значимость для партнера | + + + | Открытый Отзывчивый Энергичный | 0,48 0,38 0,36 |
М 7 – забота над партнером | + | Открытый | 0,32 |
М 8 – получение удовольствия
| Корреляций не выявлено |
В зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов, в представлениях об идеальном образе по мужской выборке преобладают характеристики со знаком «-», тем самым, уменьшая силу проявления выбранных качеств. В то время как у женщин наблюдается обратная тенденция: выбираются характеристики со знаком «+», тем самым увеличивая силу проявления качества.
При восприятии образа в экспозиции 1 были выявлены следующие особенности:
чем выраженнее преобладание мотива «ощущение властвования партнера» у мужчин (Таблица 2.7), тем в большей мере выявлена склонность к оценке образа противоположного пола как более доброго. В то время как у женщин (Таблица 2.8) корреляций по этому мотиву не выявлено;
чем выше сила мотива «выражение значимости партнера» у мужчин, тем в большей мере выражена склонность к оценке образа противоположного пола как более доброго и замкнутого. По женской выборке корреляций не обнаружено;
при преобладании мотива «выход из стрессового состояния» у женщин выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более справедливого;
чем выше сила мотива «воспроизведение рода» у женщин, тем в большей мере выражена склонность к оценке образа противоположного пола как менее энергичного и суетливого.
В то время как у мужчин зависимости этих двух мотивов и восприятия образа противоположного пола выявлено не было;
чем выраженнее преобладание мотива «собственная власть над партнером» у мужчин, тем в большей степени выражена склонность к описанию образа противоположного пола как более нелюдимого, в то время как у женщин корреляций по данному мотиву не выявлено;
чем выраженнее преобладание мотива «собственная значимость для партнера» у мужчин, тем в большей степени выражена склонность к описанию образа противоположного пола как более уступчивого и невозмутимого, в то время как у женщин – как менее разговорчивого;
чем выше сила мотива «забота над партнером», тем в большей мере мужчины склонны описывать образ противоположного пола как более обаятельный, добросовестный, отзывчивый, справедливый, в то время как для женщин по данному мотиву корреляций не выявлено;
Зависимости между мотивом «получение удовольствия» и описанием образа противоположного пола, как у мужчин, так и у женщин выявлено не было.
Таблица 2.7
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 1 у мужчин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | + | Добрый | 0,35 |
М 2 – значимость партнера | - + | Открытый Добрый | 0,36 0,33 |
М 3 – выход из стрессового состояния | Корреляций не выявлено | ||
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | - | Общительный | 0,32 |
М 6 – собственная значимость для партнера | - - | Упрямый Раздражительный | 0,44 0,31 |
М 7 – забота над партнером | + + + + | Обаятельный Добросовестный Отзывчивый Справедливый | 0,36 0,46 0,36 0,33 |
М 8 – получение удовольствия | Корреляций не выявлено |
Таблица 2.8
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 1 у женщин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 2 – значимость партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 3 – выход из стрессового состояния | + | Справедливый | 0,33 |
М 4 – воспроизведение рода | - - | Энергичный Суетливый | 0,38 0,43 |
М 5 – собственная власть над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 6 – собственная значимость для партнера | - | Разговорчивый | 0,04 |
М 7 – забота над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 8 – получение удовольствия | Корреляций не выявлено |
При восприятии образа в экспозиции 2 были выявлены следующие особенности:
чем выраженнее преобладание мотива «ощущения силы партнера» у мужчин (Таблица 2.9), тем в большей мере выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более эгоистичного, независимого, энергичного и враждебного. В то время как женщинам (Таблица 2.10) с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более справедливого;
чем выше сила мотива «выражение значимости партнера» у мужчин, тем в большей мере выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более деятельного. В то время как женщинам с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более расслабленного;
при преобладании мотива «снижение уровня стресса» у женщин выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более сильного, деятельного, отзывчивого, дружелюбного и общительного, справедливого и самостоятельного. В то время как мужчинам с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более добросовестного, дружелюбного и честного;
зависимости между мотивом «воспроизведение рода» и описанием образа противоположного пола, как у мужчин, так и у женщин выявлено не было.
чем выше сила мотива «собственная власть над партнером» у мужчин, тем в большей мере выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более эгоистичного. У женщин корреляций по данному мотиву не выявлено;
чем выраженнее преобладание мотива «собственная значимость для партнера» у мужчин, тем в большей мере выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более добросовестного, честного и спокойного. У женщин корреляций по данному мотиву не выявлено;
чем выраженнее преобладание мотива «забота над партнером» у мужчин, тем в большей мере выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более деятельного и честного. У женщин корреляций по данному мотиву не выявлено;
при преобладании мотива «получение удовольствия» у женщин выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более общительного. В то время как мужчинам с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более слабого, нерешительного, спокойного, неуверенного и невозмутимого.
Таблица 2.9
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 2 у мужчин