Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62
Заключение 63
Литература 65
Приложение
предпочтений учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1
балл;
- ответ,
позволяющий удить об
или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены автором, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более и надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
школьной мотивации, учебной
Такие учащиеся отличаются наличием высокой познавательной мотивации, мотивами собственного роста, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся учебной деятельностью, наиболее выражена у них социальная мотивация, но высоко влияние и познавательной мотивации.
привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако у них ведущей является самооценочная мотивация, так же в достаточной мере проявляется социальная мотивация; познавательная мотивация сформирована у них в меньшей степени.
Подобные
учащиеся посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия, испытывают
серьёзные затруднения в
дезадаптация.
Такие
учащиеся испытывают серьезные трудности
в школе: они не справляются с учебной
деятельностью, испытывают трудности
в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях
с учителями.
Методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника», предложенная Т.А.Ратановой и Н.Ф.Шляхта (см.Приложение 2), была модифицирована использована нами для исследования учебной мотивации изучения иностранного языка школьников и выявлении направленности к какому-либо её виду. Цель методики – изучение структуры учебной мотивации школьников. Во время исследования учащимся предлагалась таблица, в которой необходимо было оценить насколько значимы для них причины, по которым они изучают иностранный язык в школе, для этого нужно было обвести соответствующий балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
Обработка
результатов проводилась по ключу
методики. Количественная обработка
данных предполагала следующую процедуру:
измерение полученных оценок утверждений
с помощью шкалы по ключу; вычисление суммы
баллов, свидетельствующих о степени выраженности
мотивов и соответствующей мотивации.
Так, о познавательной мотивации свидетельствуют
высокие показатели таких мотивов как:
познавательные, саморазвития и достижения;
о социальной мотивации – мотивы поощрения
и наказания, позиции школьника; о самооценочной
мотивации – коммуникативные мотивы и
эмоциональные.
Методика
«Изучение направленности на приобретение
знаний», предложенная Ильиным Е.П.,
Курдюковой Н.А. (см. Приложение 2). Цель
методики – изучение направленности на
приобретение знаний. Процедура проведения
проводилась таким образом, что учащимся
были предоставлены бланки, которые состояли
из 12 утверждений – вопросов с парными
ответами. Из двух ответов нужно было выбрать
один и рядом с позицией написать букву
(а или б), соответствующую выбранному
ответу. Опросник выявляет степень выраженности
мотивации на приобретение знаний. Обработка
результатов проводилась по ключу методики.
Количественная обработка данных предполагала
следующую процедуру: измерение полученной
оценки утверждений с помощью 12-балльной
шкалы по ключу, вычисление суммы баллов,
свидетельствующих о степени выраженности
мотивации на приобретение знаний.
Методика «Направленность на отметку» Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой (см.Приложение 2). Цель методики – изучить направленность на отметку. Испытуемым было предложено 12 вопросов. Им предлагалось поставить в соответствующей ячейке знаки «+» («Да») или « - » («Нет»). Сопоставление баллов по этой методики и методики «Направленность на приобретение знаний» позволяет выявить преобладание той или иной тенденции у испытуемых. Обработка полученных данных проводилась по ключу методики. Количественная обработка происходила по следующей схеме: в соответствии ключом осуществлялись следующие подсчёты:
Эмпирическое исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе мы определяли ведущую мотивацию изучения иностранного языка в школе у учащихся начальных, средних и старших классов. Результаты этих исследований мы сгруппировали в таблицы (см.Приложение 1) и представили в виде диаграмм.
На втором этапе мы изучали ведущие мотивы изучения иностранного языка разных возрастных групп учащихся. Результаты этих исследований приведены в таблицах (см.Приложение 1), диаграммах и гистограммах.
На третьем этапе мы сравнивали мотивацию и преобладающие мотивы изучения иностранного языка разных возрастных групп учащихся. Данные, полученные в ходе этого исследования были нами сгруппированы в таблицы (см.Приложение 1) и представлены в виде диаграмм.
На четвёртом
этапе мы провели математический
анализ полученных в ходе исследования
данных и установили их достоверность.
Для определения
ведущей мотивации изучения иностранного
языка на разных возрастных этапах
нами был использован опросник «Выявление
целей изучения иностранного языка в
школе». Результаты по данной методике
представлены в Диаграммах 1.1, 1.2, 1.3 и Таблице№1
(см. Приложение 1).
Диаграмма 1.1. Мотивация изучения иностранного языка в младших классах. | Диаграмма 1.2. Мотивация
изучения иностранного языка в средних
классах.
|
1
– познавательная мотивация
2 – самооценочная мотивация 3 – социальная мотивация |
1 – познавательная
мотивация
2 – самооценочная мотивация 3 – социальная мотивация |
Из Диаграммы 1.1 видно, что для учащихся младших классов ведущими являются познавательная мотивация (40%) и самооценочная мотивация (33,3%) изучения иностранного языка, в то же время социальная мотивация учащихся в данной возрастной группы является ведущей у немалой численности учеников (26,7%). Полученные результаты подтверждают, что особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными.
Данные Диаграммы 1.2 свидетельствуют о преобладании у большинства учащихся средних классов ведущей самооценочной мотивации (62,5%), численность учеников, у которых ведущими являются познавательная и социальная мотивации значительно меньше (31% и 6,5% соответственно). Данные результаты можно объяснить тем, что подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами социального порядка: желанием выполнять свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почётного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство, причём для него важно проявление не только личного достоинства, но и общественной значимости своей личности, т.е. стремится и к общественной оценке, и к личному самоутверждению.
Из Диаграммы 1.3 видно, что ведущей является познавательная мотивация учащихся старших классов (89%), самооценочная и социальная мотивации имеют низкие показатели в данной возрастной категории (7% и 3,6% соответственно). Это объясняется тем, что главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить приём в намеченные учебные заведения.
Диаграмма 1.3. Мотивация изучения иностранного языка в старших классах. |
1
– познавательная мотивация
2 – самооценочная мотивация 3 – социальная мотивация |
Из Диаграмм
можно сделать вывод, что ведущая мотивация
изучения иностранного языка на разных
возрастных этапах различна – так, в младших
классах преобладает как познавательная,
так и социальная и самооценочная мотивации.
Учащиеся среднего звена в изучении иностранного
языка больше руководствуются самооценочной
мотивацией. Мотивация изучения иностранного
языка учащихся старших классов является
познавательной.
В результате обработки методики «Оценка школьной мотивации» получены следующие данные, которые приведены в Диаграммах 2.1, 2.2, 2.3 и Таблице№2 (см.Приложение 1).
Диаграмма
2.1.Оценка школьной мотивации в младших
классах.
|
Диаграмма 2.2. Оценка
школьной мотивации в средних классах.
| |
1
– познавательная мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация 4 – низкая школьная мотивация |
1 – познавательная
мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация 4 – низкая школьная мотивация |
Из Диаграммы 2.1 видно, что у более половины учащихся (60%) младших классов ведущей является познавательная мотивация при изучении иностранного языка, где наиболее ярко выражены мотивы собственного роста. Другая часть испытуемых (26,7%) имеют показатели хорошей школьной мотивации, они успешно справляются с учебной деятельностью, наиболее выражена у них социальная мотивация, но высоко влияние и познавательной мотивации.
У других учеников (10%) наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, у них ведущей является самооценочная мотивация, так же в достаточной мере проявляется социальная мотивация; познавательная мотивация сформирована у них в меньшей степени. Наименьшее количество учащихся (3%) имеют низкую школьную мотивацию, что говорит о том, что подобные учащиеся посещают уроки иностранного языка неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Из Диаграммы 2.2 можно сделать вывод, что в средних классах самооценочная мотивация при изучении иностранного языка имеет высокие показатели (43,8%), в то же время у большого количества учащихся ведущей является познавательная мотивация (31%), это можно объяснить возрастными особенностями испытуемых подростков. Показатели социальной и низкой школьной мотивации составляют немалую часть среди учащихся (15,6% и 9,4% соответственно), что, возможно, является следствием возрастных изменений.
Диаграмма 2.3 показала, что в старших классах ведущей является познавательная мотивация (71,4%) при изучении иностранного языка, несмотря на то, что у части испытуемых (17,9%) преобладает самооценочная мотивация, но некоторым испытуемым присуще социальная мотивация (7,1%).