Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

                                              Литература.                               

  1. Абрамова  Г.С. Нравственный аспект мотивации  учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – 1985. - №6. –  с. 38-45.
  2. Авдеева Н.Н. Изучение относительной побудительной силы осознаваемых мотивов различной временной перспективы // Вопросы психологии. – 1976. - №5. – с. 120
  3. Авидон И.Ю. Интерес к иностранному языку в мотивах интеллектуальной эмиграции // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998.
  4. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знании //Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1999.
  5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1979.
  6. Большой толковый психологический словарь. – М., 2001.
  7. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  8. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – 1977. - №1.
  9. Вовчик-Блакитная М.В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности старших школьников. – М., 1988.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984.
  11. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. – М., 1983.
  12. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980.
  13. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учащихся // Вопросы психологии. – 1987. - №1.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
  15. Ильин И.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 1995. - №2.
  16. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – М., 1999.
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., 2002.
  18. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. – Иркутск, 1989.
  19. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1998.
  20. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект пресс, 2002.
  21. Копеина Н.С. Мотивация учебной деятельности. – Л., 1987.
  22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1994.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1998.
  24. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – Новосибирск, 1992.
  25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
  26. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. – М., 1987.
  27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.
  28. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  29. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.
  30. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
  31. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. - №5.
  32. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. – М., 1987.
  33. Москвичёв С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. – Киев, 1984.
  34. Мотивация учения / Под ред. М.В.Матюхиной. – М., 1987.
  35. Мотивы учебной деятельности школьников. – М., 1980.
  36. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности  у младших школьников. – М., 1980.
  37. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М., 1994.
  38. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М., 1994.
  39. Непомнящая Э.А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку в школе. – Киев, 1983.
  40. Патрина К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. - №2.
  41. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1984.
  42. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие. – М., 2003.
  43. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности. – Казань, 1987.
  44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1994.
  45. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. – М., 1996.
  46. Федотова Н.Ф. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии. – М., 1988.
  47. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1993.
  48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2. М., 1986.

    49.Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. 

         Фельдштейна. – М.,1994г.

    50.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991.

    51.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

    52.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах – М-В., 1995

             
     
     
     
     
     
     
     

   
 
 
 
 
 

                                     
 
 
 

                                           
 
 
 

                                        Приложение 1. 

Рисунок 1. Структура потребностей по А.Маслоу

                                                        

                           потребности в самоактуализации

                                              реализация

                                             своих целей, 

                                            способностей 

                                 эстетические потребности

                                     гармония, симметрия, 

                                         порядок, красота   

                              познавательные потребности

                           знать, уметь, понимать, исследовать      

                                  потребности уважения  

                         компетентность, достижение успехов  

                      потребности в принадлежности и любви

           принадлежать к общности, находиться рядом с

                   людьми, быть признанным и принятым  ими  

                              потребности в  безопасности

                            чувствовать себя защищённым

             физиологические  (органические) потребности

                     голод, жажда, половое влечение и другие

                                 
 
 
 
 
 

Таблица №1. Данные результатов исследования по опроснику «Выявление

                       целей изучения иностранного  языка в школе». 

Количество  учеников Социальная  мотивация Самооценочная мотивация Познавательная  мотивация
Начальные классы (30)             8            10             12
Средние классы(32)             2            20             10
Старшие классы(28)             1             2             25
 
 

Таблица№2. Данные результатов исследования по методике «Оценка

                      школьной мотивации». 

Количество  учеников Социальная  мотивация Самооценочная мотивация Познавательная  мотивация Низкая мотивация
Начальные классы (30) 8 3 18 1
Средние классы(32) 5 14 10 3
Старшие классы(28) 2 5 20 0
 
 

Таблица№3. Данные результатов исследования по методике «Диагностика

                      структуры учебной мотивации». 

Кол-во учеников      Познавательная

          мотивация

   Самооценочная

       мотивация

      Социальная 

       мотивация

            мотивы             мотивы             мотивы  
познават. саморазвития достижения коммуникативн. эмоциональн. поз. школьника внешн
нач.кл.   1    8     1 10     4     4 8     8     4 12
средн.кл   2   8     2 12     6     7 13     4     3 7
старш.кл.   9    8     7 24     2     1 3     1     1 2
 
 

Таблица №4. Степень выраженности мотивации на приобретение знаний и отметки.

Степень выраженности мотивации    На  приобретение

           знаний

На получение отметки
нач.кл. средн.кл. старш.кл. нач.кл. средн.кл. старш.кл.
Высокая 66,7% 31,2% 35,7% 56,7% 46,9% 42,9%
Средняя 23,3% 62,5% 42,9% 33,3% 31,2% 35,7%
Низкая 10% 6,25% 21,4% 10% 21,9% 21,4%
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 2.1 Степень выраженности мотивации на приобретение

                             знаний в младших классах.

 

Гистограмма 2.2 Степень выраженности мотивации  на приобретение

                             знаний в средних классах.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 2.3 Степень выраженности мотивации  на приобретение

                             знаний в старших классах. 

 

Гистограмма 3.1 Степень направленности на отметку  учащихся

                             младших классов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 3.2 Степень направленности на отметку учащихся

                             средних классов.

 
 

Гистограмма 3.1 Степень направленности на отметку  учащихся

                             старших классов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Математическая обработка полученных  данных.

Анализ  результатов, полученных в ходе исследования по методике «Диагностика структуры  учебной мотивации школьника» был  проведён при помощи метода критерия согласия Пирсона (гипотеза второго типа). Нами была выдвинута нулевая гипотеза: «Мы предполагаем отсутствие взаимосвязи между видом преобладающей мотивации изучения иностранного языка и возрастом обучающихся». Результаты исследования представлены в таблице № 5.

Таблица№5.

 
     возраст
                          вид мотивации  
познавательная самооценочная социальная
  начальные  

    классы

        10

                    (а)

          8

                    (б)

         12

                   (в)

        30

                (А)

    средние 

    классы

        12

                     (г)

         13

                     (д)

          7

                   (е)

        32

                (B)

   старшие 

    классы

        24

                    (ж)

          3

                     (з)

          2

                  (и)

         29

                (C)

 
 
        46

                    (D)

         24

                    (E)

         21

                  (F)

         91

                (N)

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе