Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62
Заключение 63
Литература 65
Приложение
49.Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.,1994г.
50.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991.
51.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
52.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах – М-В., 1995
Рисунок 1. Структура потребностей по А.Маслоу
потребности в самоактуализации
эстетические потребности
познавательные потребности
знать, уметь, понимать, исследовать
компетентность, достижение успехов
потребности в принадлежности и любви
принадлежать к общности, находиться рядом с
людьми, быть признанным и принятым ими
потребности в безопасности
чувствовать себя защищённым
физиологические (органические) потребности
голод, жажда, половое влечение и другие
Таблица №1. Данные результатов исследования по опроснику «Выявление
целей изучения иностранного
языка в школе».
Количество учеников | Социальная мотивация | Самооценочная мотивация | Познавательная мотивация |
Начальные классы (30) | 8 | 10 | 12 |
Средние классы(32) | 2 | 20 | 10 |
Старшие классы(28) | 1 | 2 | 25 |
Таблица№2. Данные результатов исследования по методике «Оценка
школьной мотивации».
Количество учеников | Социальная мотивация | Самооценочная мотивация | Познавательная мотивация | Низкая мотивация |
Начальные классы (30) | 8 | 3 | 18 | 1 |
Средние классы(32) | 5 | 14 | 10 | 3 |
Старшие классы(28) | 2 | 5 | 20 | 0 |
Таблица№3. Данные результатов исследования по методике «Диагностика
структуры учебной мотивации».
Кол-во учеников |
Познавательная
мотивация |
Самооценочная
мотивация |
Социальная
мотивация | ||||||||
мотивы | мотивы | мотивы | |||||||||
познават. | саморазвития | достижения | коммуникативн. | эмоциональн. | поз. школьника | внешн | |||||
нач.кл. | 1 | 8 | 1 | 10 | 4 | 4 | 8 | 8 | 4 | 12 | |
средн.кл | 2 | 8 | 2 | 12 | 6 | 7 | 13 | 4 | 3 | 7 | |
старш.кл. | 9 | 8 | 7 | 24 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Таблица №4. Степень выраженности мотивации на приобретение знаний и отметки.
Степень выраженности мотивации | На
приобретение
знаний |
На получение отметки | ||||
нач.кл. | средн.кл. | старш.кл. | нач.кл. | средн.кл. | старш.кл. | |
Высокая | 66,7% | 31,2% | 35,7% | 56,7% | 46,9% | 42,9% |
Средняя | 23,3% | 62,5% | 42,9% | 33,3% | 31,2% | 35,7% |
Низкая | 10% | 6,25% | 21,4% | 10% | 21,9% | 21,4% |
Гистограмма 2.1 Степень выраженности мотивации на приобретение
знаний в младших классах.
Гистограмма 2.2 Степень выраженности мотивации на приобретение
знаний в средних классах.
Гистограмма 2.3 Степень выраженности мотивации на приобретение
знаний в старших классах.
Гистограмма 3.1 Степень направленности на отметку учащихся
младших классов.
Гистограмма 3.2 Степень направленности на отметку учащихся
средних классов.
Гистограмма 3.1 Степень направленности на отметку учащихся
старших классов.
Математическая обработка
Анализ результатов, полученных в ходе исследования по методике «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» был проведён при помощи метода критерия согласия Пирсона (гипотеза второго типа). Нами была выдвинута нулевая гипотеза: «Мы предполагаем отсутствие взаимосвязи между видом преобладающей мотивации изучения иностранного языка и возрастом обучающихся». Результаты исследования представлены в таблице № 5.
Таблица№5.
возраст |
вид мотивации | |||
познавательная | самооценочная | социальная | ||
начальные
классы |
10
(а) |
8
(б) |
12
(в) |
30
(А) |
средние
классы |
12
(г) |
13
(д) |
7
(е) |
32
(B) |
старшие
классы |
24
(ж) |
3
(з) |
2
(и) |
29
(C) |
|
46
(D) |
24
(E) |
21
(F) |
91
(N) |