Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа
Предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Исторический обзор психологических исследований мышления и творчества.................................................................................................................7
1.2 Мышление творчество………...………………………………….................11
1.3. Роль бессознательного в творческом процессе...........................................20
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1.Интеллект и творчество……………………………………..........................23
2.2. Отличительные особенности творческой личности………......................27
3. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Методы стимулирования творческого мышления.......................................31
3.2. Анализ методов диагностики творческого мышления...............................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….............…..........43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….............….....…45
Поэтому старение творческих людей не изменяет их схему мозговых волн, в отличие от обычных людей, – все типы мозговых волн, которые активируются в пожилом возрасте, и так у творческих людей активированы. Поэтому умственные способности творческих людей особенно не страдают от старости, а в некоторых случаях могут даже возрасти. Так, поздние картины Рериха считаются более гениальными, чем ранние, многие поздние стихи Анны Ахматовой считаются гениальными, поздние стихи Пастернака, написанные после шестидесяти, принесли ему всемирное признание, в 60 лет одержал одну из самых своих знаменитых побед при Рымнике Суворов, а в 70 лет за свой беспримерный поход через Альпы и блистательнейшую из побед он был удостоен звания генералиссимуса, в 67 лет звания генералиссимуса был удостоен Сталин, в 67 лет выиграл Отечественную войну 1812 года Кутузов, в 57 лет Блаватская написала философский труд «Тайная доктрина», в 57 лет Кант написал «Критику чистого разума», в 64 «Критику практического разума», в 66 – «Критику способности суждения», после 50 лет появились лучшие работы по этике Елены Рерих, с 51 по 63 год жизни был президентом один из самых выдающихся президентов Америки Франклин Делано
Рузвельт, в 64 года Иван Ефремов написал один из самых лучших романов «Таис Афинская», в 67 лет Виктор Гюго написал «Человек, который смеется».
Творческие успехи политиков, полководцев, философов, писателей в пожилом возрасте до разрушения их здоровья болезнью или разрушения мозга достаточно хорошо фиксированы.
1.2. Мышление и творчество.
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Павлов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример — Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.
Вполне правомочен вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. Как правило, в ходе решения практических задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогда не решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мы должны обладать необходимой для этого суммой знаний.
Предположим, что мы научились видеть наличие проблемы и правильно ставить вопрос. Но правильно поставленный вопрос еще не означает успешного решения задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практической проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или информации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего нас вопроса.
Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Чтобы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализировать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.
А так же важной частью творческого процесса является вдохновение. Вдохновение - это свободное и контролируемое выражение подсознательного; может быть, слово «контролируемое» здесь не подходит: свобода, спонтанность переживаний и отражение этих переживаний в сознании, в мировоззрении, «перевод информации из подсознания в сознание», сдержанное самовыражение, свободные переживания и их выражение в произведении. «Сдержанность» вязана с тем, что обычно выражение подсознательного, свободного, появляющегося из подсознания в произведении довольно продолжительно. Картина пишется более-менее долго, рассказ пишется быстрее, стих, песня - еще быстрее. Но в любом сучае творческая личность владеет «парадоксальным» поведением. “Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.” -говорил Петр Ильич Чайковский, отмечая что вдохновение приходит к трудолюбивым.
Свободные, спонтанные переживания из глубины души, из осознания могут восприниматься и выражаться в произведении. Причем «фокус» состоит в том, что свобода, спонтанность, саморазворачивание переживаний ничем не нарушается и в то же время человек способен выразить это в действиях, в поведении. На этом соединении того, что для многих кажется несоединимым или до этого момента самому человеку казалось несоединимым, и построено все качество искусства в отличие от похожего на него не-искусства.
В целом мы выделяем такие основные типы мышления без вариаций: целостное, в котором существует целостный охват множеств элементов единовременно (бывает множества видов, наиболее известное как состояние вдохновения у гениев типа Моцарта и Бетховена, подробно разработано у йогов), чувственно- эмоциональное, образное (процесс мышления иногда предстает как скульптура неких образов или как лента кинофильма, бывает радугой цветов, бывает симфонией запахов, бывает пространственным, бывает тактильным, бывает звуковым – описано свыше пятидесяти типов вариаций), логическое и словесное мышление. Отдельно некоторые исследователи и теоретики выделяют группу телесного мышления, связанного с мастерством и спортом.
Как происходит творчество, вернее, как происходит творческое мышление, было подробно рассмотрено в работах Г. Уоллеса, К. Патрик, А. Осборна, Я. А. Пономарева и других, ставших классическими. В них, на основании множества исследований творцов, было отмечено, что творческое мышление не происходит просто так, а часто имеет определенные стадии. Они заметили, что сначала происходит подготовка, собирание материала, причем не всегда осознанно по конкретной теме, потом постановка научного вопроса или творческой темы, или произведения искусства, потом мышление по ней, напряженные поиски и уже тщательная подготовка, потом в некоторых случаях происходит как бы «плато», когда человек переключается на другую задачу и не мыслит об этой задаче, и после этого как бы «внезапно» приходит озарение.
В классической теории психологии эти стадии, изложенные разными авторами, как бы «кристаллизовались» в схему: подготовка – вынашивание (инкубация) – озарение (вдохновение) – проверка – воплощение и реализация. Данная схема в процессе вынашивания произведения или научной теории может иметь множество циклов, в том числе и неполных. В более менее современной форме данную схему сформулировали еще в начале прошлого века Г. Уоллес и К. Патрик. В России последняя теория развивалась и исследовалась А. Я. Пономаревым и его школой, стала известна в его изложении и развитии, поэтому мы называем ее для простоты гипотезой Патрик – Пономарева. В наших исследованиях и основанных на глубоком изучении методов работы и творчества известных творцов и вызванных поисками особенностей творческого мышления, которые можно было практически применить и рекомендовать, позднее мы дополнили эту схему наличием главного и основного этапа – особого напряженного мышления, которое мы назвали «напряженным мышлением», и указали его признаки. Без этого напряженного особого мышления обычно «озарения» или качественного научного и творческого продукта не происходило, «гениальные» идеи ничью голову с неба не осеняли, качественной трансформации в успешных творцов не происходило, поэтому мы назвали эту стадию главной.
Само же напряженное особое мышление, переходящее часто в аутистическую «фиксацию», зачастую переходило в «озарение» и творчество помимо воли, то есть люди, напряженно мыслящие по произвольным причинам в некотором направлении, обнаруживали в себе способности к творчеству и даже то, что они непроизвольно творят, становились успешными творцами. Так произошло с Альбертом Эйнштейном, обычным служащим патентного бюро, который с детства был одержим некоторыми мыслями и вначале не собирался делать научную карьеру; Иваном Ефремовым, ученым и геологом с развитой зрительной памятью, обрабатывавшим и анализировавшим огромные объемы зрительной информации; певицей Корой Антаровой, ставшей известным писателем в старости, и многими другими. Даже современная писательница Дарья Донцова, пишущая по 12 книг в год, утверждает, что способность к интенсивному писанию книг у нее открылась после болезни и интенсивной химиотерапии, в результате которой у нее обнаружилось сверхяркое образное мышление. О напряженном мышлении, чуть ли не переходящим в одержание и имеющим все признаки позднее открытой школой Л. Кана, Г. Аспергера, С. Мнухина аутистической фиксации, упоминают почти все известные творцы. Характерное и очень наглядное описание этого процесса можно найти в воспоминаниях В.В.Введенского о Сеченове: «Я обратился к нему с вопросом: «Вы были больны, Иван Михайлович?» – «Нет, меня страшно занимает один вопрос, занимает настолько, что я не могу спать и боюсь сойти с ума». Из дальнейших разговоров выяснилось, что в это время его занимала теория состава легочного воздуха...» .
Схожим состоянием описывают метания, концентрацию и поиски П. Н. Яблочкина, Н. Теслы, А. Эйнштейна. Описания напряженного мышления, когда они могут забыть спать или не видеть и не замечать окружающее, можно найти в воспоминаниях А. Пункаре, Г. Селье, Ж. Адамара. Мог полностью отключаться от окружающего уже с детства Д. Резерфорд, застывавший часами, мог отключиться прямо на ходу в депутатском зале А. Сахаров и другие. Все это настолько яркие описания, схожие с описаниями аутистов, что нами была рассмотрена и доказана концепция напряженного мышления, переходящая в псевдоаутистическую «фиксацию», которая лишь одна переходит в целостное озарение . «Фиксация» – это официальный медицинский термин, описывающий фиксирование аутиста годами, месяцами, иногда днями на какой-нибудь теме. Например, один из аутистов годами думал только о бобрах, интересовался только этой темой, рисовал их. Другой наблюдал птиц, интересовался только птицами и т.д.
С учетом всех современных открытий, исследований, теоретических достижений и медицинских описаний, а также в результате проведенных теоретических исследований проблем и аспектов творчества, длившихся более пятнадцати лет, традиционную четырехзначную формулу Патрик– Пономарева мы записываем в виде:
«Напряженное мышление» – «
Причем эта формула не линейная, а представляет собой спиральный цикл, любые звенья которого могут выпадать и включать в себя бесконечное число любых подциклов из этой формулы.
Понятие «напряженное мышление» обычно включает в себя подпункты: обычное, свойственное человеку мышление чаще всего должно перейти в образное напряженное мышление. Такая схема наблюдалась у известных творцов. Если для творчества необходимость чисто образного мышления понятна, то для науки необходимость образного мышления для озарения уже не кажется такой очевидной. Хотя, известно, что Кекуле увидел, например, в озарении решение задачи в образном виде, в образном виде увидел решение задачи Яблочкин. Полностью в образно-сенсорном виде работал с самого начала Тесла. А Эйнштейн уже выстраивал сложные синтетические конструкции, где чисто визуальное образное мышление было лишь частью.
Постоянное напряженное
Собственно, нужно достичь такого напряжения мысли всех видов, чтобы оно перешло в естественную фиксацию, которая переходит с накоплением мысли в целостное восприятие, и, как результат, в озарение. Дальнейшее напряжение мысли и постоянное мышление приводят к постепенному контролю над целостным состоянием. Вершина такого мышления – мышление на целостном уровне.
При отсутствии достижения целостного состояния процесс представляет собой, в соответствии с рассматриваемой теорией простое вынашивание мысли напряженным мышлением. Он проходит через те же стадии инкубации мысли, озарения как внезапной мысли, вдохновения как серии последовательных творческих мыслей, творческого мышления и так бесконечно, пока не будет решена проблема, построена теория или создано нечто прекрасное.
Первые стадии «напряженное мышление» – «инкубация» фактически представляют собой вынашивание мысли мышлением. Сегодня мы знаем, что сознание накапливает в себе каждую мысль и может охватить все бывшие мысли вместе как целое. Но раз мысли могут накапливаться, то по сути мы имеем процесс накопления- вынашивания некой мысли не логикой, а мыслью. Даже если в отдельный момент времени процесс мышления идет совсем не про то и не в той форме мысли, в которой она получает окончательную форму. Другими словами, накопление мысли в сознании представляет собой не логический процесс, а накопления разных мыслей, многие из которых могут быть вообще не по теме, но «достраивают» основную мысль.
То есть «вынашивание мысли» есть не только замеченный психологами процесс как бы продолжения работы над мыслью, даже если формально мышление от нее отвлечено, но и простое накопление мысли, осознавание разных сторон темы или будущей мысли, будущего произведения, можно сказать, бесконечное «пересечение» основного тела мысли во всех направлениях. То есть с помощью напряженного мышления со всех сторон интересующего вопроса и во всех плоскостях, даже в плоскостях аналогий и не связанных с основной темой мыслей, все равно развивается основная мысл
Основная мысль этой главы – что творчество накапливается напряженным мышлением, обрабатываемым с помощью целостного осознания. По простому – вынашиванием мысли мышлением, большой мысли – маленькими, сложной конструкции мысли – накоплением осознания ее отношений, сторон и т.д. Контроль над «фиксацией» дает человеку неограниченные возможности. Ньютон писал: «Гений это терпение мысли в заданном направлении». И сейчас мы можем понять, что эта простая формула, то есть напряженное многолетнее мышление в направлении задачи и накапливают озарение, которое может не быть логическим выводом. Окончательное звено может быть даже не связано логикой. Когда Ньютона спросили про научное творчество, он сказал: «Я просто думал про них... Я постоянно держу в уме предмет своего исследования...» Очень трудно смириться с мыслью, что основа творчества – это накопление и целостный охват мысли. И в то же время, это дает простейшие правила творчества – напряженное мышление до безумия на длительный срок мышления по теме. Б. Захава вспоминал о Мейерхольде: «На вопрос, когда же художник может, наконец, приступить к практической работе, Мейерхольд отвечал одним словом: мысль! Он говорил: «У режиссера должна родиться мысль». И мимоходом замечал: «Вздор, когда говорят: ему легко, потому что он талантлив! Приемы создаются в результате учебы, навыков, тренировки. А то, что руководит в момент организации работы – это мысль». И восклицал: «Нет талантливого и неталантливого, есть умное и глупое! «Прометей» Скрябина есть результат находящейся в постоянном движении мысли!»
Информация о работе Изучение особенностей творческого мышления