Изучение тревожности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования.
Учитывая, все обозначенные категории поставили цель исследования: изучение способов диагностики и преодоления тревожности у детей младшего возраста.
Гипотеза.
В соответствии с поставленной проблемой были выдвинуты гипотезы:
– Наблюдаются гендерные различия в проявлении тревожности у ребёнка;
– Существуют эффективные методы диагностики и коррекции тревожности у детей младшего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления дошкольной тревожности
Особенности дошкольного возраста
Понятие тревожности. Причины детской тревожности
Особенности поведения тревожного ребенка
1.2.2 Гендерные аспекты тревожности
Методы психокоррекции дошкольной тревожности
Глава 2. Исследование уровня дошкольной тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Организация и проведение диагностики уровня дошкольной тревожности
Обработка и интерпретация полученных данных
Рекомендации для родителей по снижению тревожности у детей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы показывает, что ни один ребенок в детском саде не обладает повышенной тревожностью, т.е. уровень его тревожности не превышает среднего показателя, что свидетельствует о положительной атмосфере в коллективе. Целью второго этапа было изучение гендерного аспекта проявления тревожности. Для этого был рассчитан средний показатель уровня тревожности у мальчиков и у девочек:

Таблица 2

Гендерные различия в проявлении тревожности у детей

Средний показатель уровня

тревожности у девочек, %

Средний показатель уровня

тревожности у мальчиков, %

35

34,2


 

Таким образом, мы видим, что уровень проявления тревожности  у мальчиков и девочек практически  равный, т.е. гендерных различий не наблюдается. Данные эмпирического исследования подтверждают теоретические положения.

Однако, в ходе обработки  результатов, полученных в процессе исследования, все же обнаружилась разница в проявлении тревожности  у мальчиков и у девочек. Она заключалась в том, что у большинства мальчиков и девочек (около 79% от общего количества детей) различались факторы, на которые приходилось основное проявление тревожности. Так, у 89% девочек повышенный уровень тревожности приходился на такие факторы как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и переживание социального стресса. В свою очередь 70% мальчиков проявили повышенный уровень тревожности в таких факторах: страх самовыражения, фрустрация потребности в достижении успеха. Выявленные гендерные различия объясняются разным содержанием тревоги у мальчиков и девочек.

 

2.3 Рекомендации воспитателю и родителям

 

Проведенное исследование показало, что проявления тревожности  имеют место у учащихся начальных классов. В связи с этим целесообразно предложить некоторые советы и рекомендации учителю, работающему с тревожными детьми:

 – Воспитатель или родители должны научиться быть требовательным, но снисходительным, веселым, но невысокомерным, не допускать криков гнева и лицемерия;

 – Воспитателю или родителям нужно следить за своими действиями, замечаниями, чтобы ненароком не обидеть детей. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повод считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе;

 – Воспитатель или родители должны учитывать не только особенности класса, но и каждого отдельного ребенка, используя личностно-ориентированный подход воспитании. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой;

 – Необходимо проявлять  интерес к жизни каждого ребенка;

 – Необходимо научиться слушать детей;

 – В отношениях  с детьми родителям или воспитателю всегда стоит различать дело и личность;

 – Целесообразно  обращаться к детям за помощью в подготовке к чему-либо;

 – Нужно проявлять  свое оптимистическое отношение  к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача; повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон;

– Желательно не ставить  тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления;

– Детская тревожность  часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

 

 

 

 

 

Выводы

Нами было проведено  исследование среди детей дошкольного возраста:

– исследование проводилось  с помощью методики Филлипса, выявляющей уровень тревожности и характеризующей его по факторам (общая тревожность в детском саду, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с воспитателем);

– в процессе обработки  не было обнаружено гендерное различие проявления уровня тревожности детей. Но заметно выделилось гендерное различие характера проявляемой тревожности;

– несмотря на то, что  в детском саде нет детей с повышенным уровнем общей тревожности, повышенные ее проявления по отдельным факторам все же присутствуют. Поэтому были разработаны советы и рекомендации для воспитателей и родителей при работе с тревожными детьми. Основное их содержание – создание позитивной рабочей атмосферы в детском коллективе, установка ребенка на успех, повышение самооценки детей, уважение личности ребёнка.

 

Заключение

 

Анализ теоретических  источников по проблеме и изучение особенностей младшего дошкольного возраста показали, что для дошкольника характерна эмоциональность восприятия и поведения, а также, что под влиянием негативных эмоций у детей могут начать проявляться признаки тревожности – состояния человека, характеризующегося повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Были установлены причины  повышенной тревожности и особенности  проявления тревожности у детей дошкольного возраста:

– среди причин появления  тревожности можно отметить неправильное воспитание, неблагоприятную обстановку в семье, завышенные требования к ребенку, игнорирование его мнения, интересов и т. п.;

– тревожные дети характеризуются  особой чувствительностью, склонностью к вредным привычкам, наличием страхов, зажатостью и т. д.

Работа по организации  коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей в основном ведется по таким направлениям как работа над самооценкой дошкольника, обучение его методам самокоррекции, расширение общих возможностей ребёнка и т.п. Далее нами было изучено влияние коррекционно-развивающих занятий, снижающих уровень тревожности у детей.

В результате эмпирического  исследования при помощи методики Филлипса в детском саду были выделены 2 группы детей: с низким и высоким уровнем проявления тревожности. Отсутствие детей с высоким уровнем указывает на положительную психологическую атмосферу в коллективе.

При обработке полученных данных не было обнаружено гендерное  различие проявления уровня тревожности у детей. Но заметно выделилось гендерное различие характера проявляемой тревожности. Из чего следует, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.

Учитывая обработанные данные результатов тестирования, мы разработали рекомендации по коррекции и снижению уровня тревожности у дошкольников, основанные на создании позитивной рабочей атмосферы в детском саду, установке ребенка на успех, повышении самооценки дошкольников, уважении личности ребёнка.

 

Список использованной литературы

 

  1. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д., Феникс, 2008.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. М., Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Мэй Р. Смысл тревоги/ Пер. с англ. Завалова М.И. и Сибуриной А.Ю. М., Независимая фирма "Класс", 2011.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 Кн. – 4-е изд. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2011. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 2009.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология детского психолога. М., ТЦ «Сфера», 2009.
  7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. высшего спец. уч. заведения. М., ТЦ «Сфера», 2011.
  8. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 2011.
  9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., Речь, 2009.
  10. Рабочая книга детского психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М., Просвещение, 2009.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М., ВЛАДОС, 2008.
  12. Савина Е. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание, 2008, № 4.
  13. Справочник психолога ребёнка / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Ростов н/Д., Феникс, 2011.
  14. Сушкова Ф. Уровень тревожности дошкольников растет. // Воспитание школьников, 2009, №9.
  15. Фромм Аллан Азбука для родителей // Пер. И.Г. Константиновой; Предисл. И.М. Воронцова. Л., Лениздат, 2009.
  16. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Психология. Селезнева Е.В. М., Издательство АСТ-ЛТД, 2008.
  17. Сдатчикова К.В. Помогите детям не бояться. Рекомендации для учителя по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста // http: //festival.1september.ru.
  18. Тренинг с тревожными детьми //http:// www.psyinst.ru.

Детская тревожность //http:// adalin.mospsy.ru.


Информация о работе Изучение тревожности у детей дошкольного возраста