Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……
Содержание
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс (МБОУ «Детский сад №25).
По мнению психологов, в понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. В учебной литературе изучения данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого исследователи вычленяют и пытаются найти место самооценки.
Кроме того, часто в научной литературе можно встретить такое явление, при котором исследователи употребляют, казалось бы, такие тождественные термины, как самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, с точки зрения А.В. Захаровой, «несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка» [10, 76].
Так, в самых общих чертах термин «самооценка» в психологической литературе понимается, как «сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношения к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности» [21, 310].
В настоящее время в современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития. Так, в работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность [9, 83].
Вообще, отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как «компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения. Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [21, 312].
В трудах исследователей советского периода, таких как Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович В.В. Столина и др., в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности.
С этой точки зрения Б.Г. Ананьев под самооценкой понимает «сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов, через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности» [2, 41].
А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [21, 312].
Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует Г.М. Бреслав, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе. Автор выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности.
Так, переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [4, 34].
Кроме того, в работах А.В. Захаровой, В.В. Столина, и др. самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Причем, развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [21, 312].
Таким образом, можно сказать, что самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. При этом главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Из современных исследований самооценки наиболее ярко выступает теория О.А. Белобрыкиной, раскрытая в статье Н.Гнездиловой. Авто статьи анализируя понятие «самооценка», придерживается точки зрения О.А. Белобрыкиной о том, что «самооценка выступает базовым ядром личности, включающим в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе представлений определенной деятельности личности» [6].
Также достойна внимания, с точки зрения Н. Гнездиловой, теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как «действующая динамическая система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности» [6].
Г.И. Катрич рассматривает самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе и отдельным своим качествам [11, 76]. Самооценку автор определяет как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его Я [11, 76].
Другое определение самооценки предлагает Д.Я. Гофман. Он рассматривает самооценку как:
1. Уверенность в своей
2. Уверенность в своем праве быть счастливым, иметь чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий [7, 83].
Таким образом, самооценка по Д.Я. Гофману складывается из двух взаимозависимых аспектов:
1. Самоэффективность (ощущение своей эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых «я сужу, я выбираю, я решаю». Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу собственных интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.
Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников