Изучение уровня самооценки у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Недолужко Э.Э (1).docx

— 384.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7

    1. Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
    2. Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
    3. Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19

Выводы по главе I ……………………………………………………………….22

Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23

2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23

2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы  …………………...29

Выводы по главе II ……………………………………………………………...40

Заключение ………………………………………………………………………42

Список использованной литературы …………………………………………..45

Приложения ……………………………………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня исследователями уже не раз доказано, что успех или неуспех в деятельности зависит не только от умелости и способностей деятеля, не только от везения и стечения внешних обстоятельств, но в значительной мере от того, как человек оценивает свои шансы на успех.

Учеными и практиками самооценка рассматривается как оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Я. Гофман,                 И.Ю. Кулагина и др. относят самооценку к фундаментальным образованиям личности. Психологи утверждают, что самооценка в значительной степени определяет активность личности, ее отношение к себе и другим людям. То есть, можно говорить о том, что самооценка - это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека. Адекватная самооценка - залог успешной деятельности. 

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – «Я». В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За годы дошкольного детства ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В дошкольном возрасте дети начинают  руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами.

Многие исследователи считают, что решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Данной точки зрения придерживаются и А.В. Захарова, Е.М. Коневская, Л.Ф. Обухова и др. Они считают, что вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает оценку взрослого, его отношение к себе и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Поэтому в формировании детских оценок, считают А.И. Захаров, Г.И. Катрич, В.С. Мухина и др., большую роль играет оценка воспитателем, семьёй, а также сверстниками.

Соответственно, взрослым, окружающим ребенка, особенно воспитателям и родителям, очень важно знать, как происходит формирование и развитие самооценки у младшего дошкольника, так как именно этот возраст является фундаментальным для его дальнейшего развития.

Отсюда, актуальность исследования заключается в том, что познание ребенком самого себя в период младшего дошкольного возраста, формирование адекватного отношения к себе – это один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка. При этом многие взрослые, не зная психологических особенностей ребенка данного возраста, совершают значительные ошибки, которые впоследствии могут отрицательно сказаться на формировании адекватной самооценки у дошкольника.

Исходя из теоретических исследований, можно сделать вывод о том, что проблемам формирования самооценки у детей младшего дошкольного возраста в настоящее время уделяется большое внимание в научной среде. Но при этом очень мало статей и разработок, посвященных проблеме реализации теоретических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, возникает противоречие: между достаточным количеством литературы по общим вопросам формирования и развития самооценки у детей младшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой методических материалов по реализации изучения самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Отсюда, проблема исследования: каковы условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников?

Тема исследования: «Изучение уровня самооценки у младших дошкольников».

Цель исследования: проанализировать  изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.

Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из проблемы и цели, были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «самооценка» как психологическая категория;
  2. Определить особенности развития самооценки у младших дошкольников;
  3. Проанализировать условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
  4. Проанализировать деятельность педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25»;
  5. Определить цель, задачи, содержание исследовательской работы;
  6. Провести исследование
  7. Систематизировать полученные результаты, сделать выводы

Методы исследования: изучение, анализ и систематизация психолого-педагогических, методических источников, теоретический анализ изучаемой литературы, диагностирование, обработка данных.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс (МБОУ «Детский сад №25).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников

 

    1. Понятие «самооценка» как психологическая категория

 

По мнению психологов, в понятие  «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. В учебной литературе изучения данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого исследователи вычленяют и пытаются найти место самооценки.

Кроме того, часто в научной литературе можно встретить такое явление, при котором исследователи употребляют, казалось бы, такие тождественные термины, как самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, с точки зрения А.В. Захаровой, «несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка» [10, 76].

Так, в самых общих чертах термин «самооценка» в психологической литературе понимается, как «сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношения к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности» [21, 310].

В настоящее время в современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития. Так,  в работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность [9, 83].

Вообще, отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как «компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения. Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [21, 312].

В трудах исследователей советского периода, таких как Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович В.В. Столина и др., в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности.

С этой точки зрения Б.Г. Ананьев под самооценкой понимает «сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов, через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности» [2, 41].

А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [21, 312].

Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует Г.М. Бреслав, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе. Автор выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности.

Так, переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [4, 34].

Кроме того, в работах А.В. Захаровой, В.В. Столина, и др. самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Причем, развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

С.Л. Рубинштейн утверждает, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [21, 312].

Таким образом, можно сказать, что самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. При этом главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Из современных исследований самооценки наиболее ярко выступает теория О.А. Белобрыкиной, раскрытая в статье Н.Гнездиловой. Авто  статьи анализируя понятие «самооценка», придерживается точки зрения              О.А. Белобрыкиной о том, что «самооценка выступает базовым ядром личности, включающим в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе представлений определенной деятельности личности» [6].

Также достойна внимания, с точки зрения Н. Гнездиловой, теория        Р. Азимовой, где самооценка понимается как «действующая динамическая система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности» [6].

Г.И. Катрич рассматривает самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе и отдельным своим качествам [11, 76]. Самооценку автор определяет как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его Я [11, 76].

Другое определение самооценки предлагает Д.Я. Гофман. Он рассматривает самооценку как:

1. Уверенность в своей способности  думать и справляться с жизненными  задачами.

2. Уверенность в своем праве  быть счастливым, иметь чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий [7, 83].

Таким образом, самооценка по Д.Я. Гофману складывается из двух взаимозависимых аспектов:

1. Самоэффективность (ощущение своей эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых «я сужу, я выбираю, я решаю». Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу собственных интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников