Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада [20, 78].
Психологическое обследование, направленное на определение самооценки ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. В такое обследование необходимо включить предварительную беседу психолога с воспитателем, в которой выяснить, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собрать первоначальные сведения о семье ребенка [18, 45]. Наблюдение за ребенком в группе - за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима - помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.
Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать его к выполнению заданий - это затруднит ход исследования, диагностически ценные данные не будут получены, а результаты окажутся не показательными. То есть установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов [25, 39].
Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок.
Обследование необходимо проводить за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.
Некоторые «личностные» методики и задания предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослым, их желательно предлагать, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка - привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. В целом обследование младшего дошкольника может занимать 30 минут [8, 175].
Знакомство с родителями и получение от них информации о ребенке необходимы для составления обоснованного психологического заключения по результатам обследования и для выработки педагогических рекомендаций.
Кроме того, как с родителями, так и с воспитателями также необходимо проводить диагностику, направленную на определение их отношения к ребенку.
Вывод: для получения достоверных результатов по определению уровня самооценки детей младшего дошкольного возраста, психологу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, найти с ним общий контакт, диагностирование лучше проводить в отдельной комнате, диагностирование не должно превышать 30 минут. Для получения более полной картины психологу необходимо провести предварительную беседу с воспитателем и родителями.
1. Самооценка - это важная психологическая категория, которая является объектом самосознания человека и заключается в оценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. В зависимости от направленности самооценка может быть прогностической, процессуальной, ретроспективной.
2. К особенностям развития самооценки в младшем дошкольном возрасте относятся: возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником; формирование осознания своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Самооценка младшего дошкольника в значительной мере определяется спецификой деятельности, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской федерации полномочий органов местного самоуправления Миасского городского округа в сфере образования.
1) образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих государственные образовательные требования, в группах общеразвивающей и комбинированной направленности (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
2) реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных общеобразовательных программ, определяющих статус Бюджетного учреждения с учётом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями);
3) реализация лечебно-профилактических и оздоровительных услуг, а также комплекса санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
- группы кратковременного пребывания в вечернее время;
- группы пребывания в выходные дни;
- развивающие группы для детей, не посещающих Бюджетное учреждение;
- создание секций, групп по обучению и укреплению здоровья (ритмика, черлидинг, фитбол-гимнастика, футбол, плавание);
- организация консультативной помощи специалистами;
- предоставление лечебно - профилактических и оздоровительных услуг (лечебное плавание, лечебная физкультура, массаж, тубусный кварц, электрофорез, ингаляции, общее УФО с поливитаминами, кислородный коктейль, фититерапия).
Организация образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №25» осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой Бюджетного учреждения, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации. Регламентируются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, санитарными правилами и нормами.
Работа в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении организована по следующим приоритетным направлениям развития детей сверх федеральных государственных требований:
Структура МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс представлена в Приложении 1.
В МБДОУ «Детский сад №25» сложился сплоченный педагогический коллектив, который состоит из воспитателей, педагога по физкультуре, педагога иностранного языка, педагога-хореографа, логопеда, педагога-психолога.
Особое место в деятельности МБДОУ «Детский сад №25» занимает психологическая служба.
Годовые задачи работы, которые решает педагог-психолог:
Планирование деятельности психологической службы осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического развития ребенка и оказание детям специализированной помощи в преодолении психологических трудностей, а также с учетом годовых задач психологической службы МБДОУ.
Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников