Изучение уровня самооценки у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Недолужко Э.Э (1).docx

— 384.61 Кб (Скачать файл)

 

  
 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Структура МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс

 

 

 

Приложение 2

План работы педагога-психолога МБДОУ «Центр развития – детский сад №25» на 2011-2012г.

1

2

3

4

Период

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

1

2

3

4

СЕНТЯБРЬ

1. Оформление рабочей документации.

2. Подготовка кабинета к новому  учебному году.

3. Наблюдение за детьми в группах  в период адаптации к детскому  саду.

4. Изучение медицинских карт  – сбор анамнестических сведений  о детях ДОУ.

5. Подготовка диагностического  инструментария для проведения  обследования

1. Сбор сведений о социально-психологическом  микроклимате семей ДОУ, выявление  семей высокого социального риска. Заполнение социальных паспортов.

2. Разработка плана работы  
с проблемными семьями*.

3. Составление плана взаимодействия  
со специалистами.

4. Оформление во всех возрастных  группах уголков психологической  консультации

1. Сбор информации об особенностях  семей ДОУ: наблюдение в группах  в утренние и вечерние часы  за стилем взаимодействия родителей  с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

2. Индивидуальное консультирование  родителей по запросам.

3. Оформление информационного стенда  на тему "Идем в детский сад" (1-я младшая группа, 2-я младшая  группа).

4. Участие в общем родительском  собрании: презентация психологической  службы ДОУ.

ОКТЯБРЬ

1. Диагностическое обследование  детей старших и подготовительных  групп.

2. Формирование коррекционных групп.

3. Изучение социального статуса  и самооценки детей в старших  и подготовительных группах (методики "Социометрия", "Секрет", "Лесенка").

4. Комплексное диагностическое  обследование детей из проблемных  семей. Составление психолого-педагогических  заключений

1. Помощь в организации детских  подгрупп для проведения специально  организованных занятий.

2. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

3. Выявление детей группы риска:  
с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

4. Изучение актуальных запросов  педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

5. Тренинг личностного и профессионального  роста с молодыми воспитателями "Успешный педагог – развитый ребенок"

1. Индивидуальные консультации по  результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.

2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

3. Оформление в группах уголков  психологической консультации:

  • "Психологическая готовность к школе" (подготовительные группы);
  • "Домашняя работа для пальчиков" (старшие группы);
  • "Наказывая, подумай!" (средние группы);
  • "Кризис 3 лет" (младшие группы);
  • "Если ребенок не хочет ходить в детский сад" (1-я младшая группа).

4. Подготовка памяток:

  • "Возрастные особенности ребенка";
  • "Утомляемый, истощаемый ребенок"

НОЯБРЬ

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших  
и подготовительных групп.

2. Диагностическое обследование  проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПк (психолого-медико-педагогическому консилиуму ДОУ) и мПМПК (муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии). Составление психолого-педагогических заключений.

3. Выявление категорий детей  с определенными способностями с целью содействия раскрытию и реализации их потенциала педагогами ДОУ

1. Сбор диагностических данных  для оформления психолого-педагогического  заключения на детей, представляемых  на ПМПк. Участие в составе ПМПк.

2. Изучение стилей педагогического общения посредством наблюдения и анкетирования.

3. Проведение анкетирования "Эмоциональное  выгорание педагогов" (тест В.В. Бойко). Составление рекомендаций

1. Оформление в группах уголков  психологической консультации (средние  – подготовительные группы):

  • "Сверхподвижный ребенок";
  • "Агрессивный ребенок";
  • "Отдавать ли 6-летнего ребенка  
    в школу?".

2. Индивидуальное консультирование  родителей проблемных детей: сбор  дополнительной информации, обсуждение  актуальных вопросов психолого-педагогического  сопровождения, разработка плана  оказания помощи, выдача рекомендаций.

3. Оформление письменных рекомендаций  по оптимизации детско-родительских  отношений "Полезные подсказки  для взрослых"

ДЕКАБРЬ

1. Проведение коррекционно-развивающих  занятий с детьми старших и  подготовительных групп.

2. Диагностическое обследование  вновь прибывших детей (старшая  группа, подготовительная группа).

3. Изучение микроклимата во всех  группах. Выдача рекомендаций педагогам

1. Встречи с воспитателями групп,  
в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

2. Оформление брошюры "Как помочь  непопулярному ребенку?"

1. Оформление в группах уголков  психологической консультации:

  • "Как заставить ребенка убирать игрушки?";
  • "Детская ложь".

2. Индивидуальные консультации  
с опекунскими семьями (профилактическая работа).

3. Проведение школы-практикума  по организации развивающей среды в домашних условиях "Веселая тренировка"

ЯНВАРЬ

1. Проведение коррекционно-развивающих  занятий с детьми старших и  подготовительных групп.

2. Сбор и анализ информации  о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе (сравнение результатов прогнозирования).

3. Проведение контрольно-итоговых  коррекционно-развивающих занятий  
в старших и подготовительных группах  
(2 открытых просмотра)

1. Составление рекомендаций по  формированию гуманных отношений  между воспитателями и детьми.

2. Изучение психологического микроклимата  в ДОУ (методика Ф. Фидлера)

1. Психологическая справочная (напольный  стенд с набором полочек для  размещения информационного материала  по определенной теме):

  • "Расширяем кругозор" (подготовительные группы);
  • "Медлительные дети" (старшие группы);
  • "Капризы и упрямство" (средние группы).

2. Семейная беседка "Родительские секретики" – размещение информации  
на макете домика-беседки

ФЕВРАЛЬ

1. Проведение коррекционно-развивающих  занятий с детьми старших и  подготовительных групп.

2. Диагностическое обследование  детей средних групп, составление  психологических характеристик  для представления на ПМПк и мПМПК (выявление проблемных категорий детей)

1. Составление рекомендаций по  формированию гуманных отношений  между воспитателями и детьми.

2. Оформление памяток  
для воспитателей:

  • "Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?";
  • "По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?";
  • "Какие действия должен предпринять педагог  
    в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?".
  • 3. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации)  
    по теме "Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм»

1. Оформление в группах уголков  психологической консультации:

  • "Расскажу о школе" (подготовительные группы);
  • "Леворукий ребенок" (старшие группы).

2. Выступления на родительских  собраниях  
(по плану воспитателей). 

3. Разработка памяток  для родителей:

  • "Кризис 7 лет";
  • "Ребенок со страхами".

4. Участие в общесадовом родительском собрании. Выступление на тему "Игрушка  
в жизни ребенка"

МАРТ

1. Проведение коррекционно-развивающих  занятий с детьми старших и  подготовительных групп.

2. Участие в составе ПМПк ДОУ

1. Участие в проведении педагогического  совета. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе  
с дошкольниками".

2. Подготовка проекта "Мотивационная  готовность к школе" – выпуск  альбома "Расскажу о школе"

1. Оформление информационного  
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).

2. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на мПМПК (разъяснительная работа, консультации).

3. Оформление в группах уголков  психологической консультации (по  запросам педагогов и родителей  ДОУ):

  • "Тревожный ребенок";
  • "Медлительный ребенок"

АПРЕЛЬ

1. Диагностическое обследование  детей подготовительных групп.

2. Участие в составе мПМПК.

3. Заполнение индивидуальных психологических  карт на детей, выпускающихся  в школу.

4. Составление прогноза адаптации  выпускников ДОУ к школе*.

5. Проведение контрольно-итоговых  коррекционно-развивающих занятий  
в старших и подготовительных группах  
(2 открытых просмотра)

1. Подборка развивающих игр  
и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

2. Встречи с психологами города – передача индивидуальных психологических карт.

3. Выступление на педагогическом совете. Тема: "Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья дошкольников"

1. Индивидуальное консультирование  родителей по результатам диагностического  обследования их детей.

2. Школа-практикум по оформлению "Живого журнала" на актуальные  темы воспитания (все возрастные  группы).

3. Проведение конкурса среди  родителей "Письмо в будущее"

МАЙ

1. Написание аналитических отчетов:

  • о готовности детей подготовительных групп к школе;
  • о проделанной работе за учебный год.

2. Индивидуальная работа с детьми  с низкими показателями познавательного  развития и недостаточной подготовленностью  к школе.

3. Проведение выставки детских  рисунков. Темы: "Здоровье", "Самый  добрый человек" (с детскими  комментариями)

1. Выступление на педагогическом  совете. Тема: "Анализ готовности  выпускников ДОУ к школе. Прогноз  адаптации".

2. Изучение пожеланий педагогов  по улучшению работы и определению  ближайшей перспективы развития  ДОУ посредством оформления макета "Дерево желаний"

1. Составление домашнего задания  на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к  школе.

2. Индивидуальное консультирование  по запросам родителей.

3. Оформление памятки "Как подготовить  ребенка к поступлению в детский  сад?".

4. Размещение информации на сайте  управления дошкольным образованием Надымского района.Тема: "Каникулы  
с пользой".

5. Оформление письма будущему  первокласснику


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика «Лесенка»

Методик «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных необходимо исходить, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для детей старшего дошкольного возраста и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что не убираю за собой игрушки, а мама и воспитательница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение к труду; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

В беседе ребенок расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей» и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Педагогу-психологу, а также воспитателям и родителям очень важно знать причину низкой самооценки дошкольника – без этого нельзя помочь ребенку.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на дошкольника факторов. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателем, сверстниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Обработка результатов методики «Лесенка» (групповой вариант)

п/п№

Ф.И.

Место

1

Катя М.

5

2

Даня З.

1

3

Виолета К.

1

4

Ольга К.

1

5

Карина Р.

2

6

Марина П.

1

7

Вадим В.

1

8

Виталий А.

2

9

Никита В.

1

10

Руслана Я.

3

11

Кирилл Ф.

1

12

Анжела Г.

1

13

Татьяна Б.

1

14

Даниил В.

1

15

Юля С.

1

16

Юля К.

3

17

Настя Х.

1

18

Владислав Д.

2

19

Артем П.

2


 

Обработка результатов методики «Лесенка»

(индивидуальный вариант)

п/п№

Ф.И.

Место

1

Катя М.

6

2

Даня З.

1

3

Виолета К.

1

4

Ольга К.

1

5

Карина Р.

3

6

Марина П.

1

7

Вадим В.

1

8

Виталий А.

1

9

Никита В.

1

10

Руслана Я.

2

11

Кирилл Ф.

1

12

Анжела Г.

1

13

Татьяна Б.

1

14

Даниил В.

1

15

Юля С.

1

16

Юля К.

3

17

Настя Х.

1

18

Владислав Д.

3

19

Артем П.

2


 

Приложение 4

Методика «Какой Я»

 

Эта методика предназначается для определения  самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь протоколом тестирования, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.  

Оценка результатов 

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Для обработки результатов за основу приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и до 1 балла – очень низкий уровень, 2-3 балла – низкий - заниженная самооценка; от 4 до 7 баллов – средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 8 до 9 –высокий, и 10 балов – очень высокий уровень, завышенная самооценка.

Протокол к методике «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

2

3

Хороший

Добрый

Умный

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

4

5

6

Аккуратный

Послушный

Внимательный

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

       

 

Обработка результатов тестирования

п/п№

Ф.И.

Оценки по вербальной шкале

1

Катя М.

3

2

Даня З.

8

3

Виолета К.

9

4

Ольга К.

10

5

Карина Р.

5

6

Марина П.

9

7

Вадим В.

9

8

Виталий А.

10

9

Никита В.

8

10

Руслана Я.

4

11

Кирилл Ф.

8

12

Анжела Г.

9

13

Татьяна Б.

8

14

Даниил В.

10

15

Юля С.

10

16

Юля К.

7

17

Настя Х.

9

18

Владислав Д.

6

19

Артем П.

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Отношение к детям (тестовый материал опросника)

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю  своим долгом знать все, о чем  думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  1. Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 

  1. Я уважаю своего ребенка.

  1. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 

8. Мой ребенок  часто мне неприятен. 

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи,  когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 

11. По отношению  к своему ребенку я испытываю  досаду.

  1. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 

  1. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников