Индивидуальная теория А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Альфред Адлер ……………………………………………………..4
2. Комплекс неполноценности, компенсация и стремление
к превосходству..…………………………………………………….7
3. Социальное чувство………………………………………………..10
4. Психика и характер человека……………………………………..12
5. Сексуальность и личность…………………………………………15
6. Психология любви и брака………………………………………...16
7. Классический психоанализ и индивидуальная психология….18
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Психология - копия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Здоровье и  адекватность составляют основу современной  культуры и, следовательно, с самого начала своей жизни ребенок должен обладать такими качествами и воспитываться в такой среде, которые бы способствовали его благоприятному развитию. Однако не все дети обладают подобными возможностями. Имеющий физические недостатки ребенок оказывается в невыгодном положении. Ситуация может осложняться причинами экономического порядка. Решение жизненных проблем наталкивается на всевозможные трудности, в результате чего находящиеся в подобном положении дети чувствуют себя ущербными, испытывают постоянную настороженность к окружающему миру и неадекватно оценивают его.

Аналогичные проблемы могут  возникать и тогда, когда родители проявляют недостаточную нежность, ласку, заботу по отношению к своим детям или, напротив, когда имеет место чрезмерная нежность. В первом случае ребенок становится черствым, испытывающим страх перед внешним проявлением эмоций. Во втором — у избалованного ребенка развивается ненасытная жажда любви и стремление к борьбе за то, чтобы любыми средствами завоевать расположение окружающих. Все это будет сказываться на формировании их характера, основные черты которого составляют, по выражению А. Адлера, зеркало психической деятельности ребенка. В отличие от некоторых психологов, А. Адлер не признавал наследственности черт характера человека. Напротив, он считал, что черты характера не наследуются и не являются выражением унаследованных способностей или склонностей.

 Для А. Адлера характер — это психологическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, согласно которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством». Черты характера являются внешним проявлением стиля жизни. Они дают возможность понять отношение человека к окружающему миру, другим людям, обществу и проблемам существования в целом. В зависимости от реакции на трудности А. Адлер классифицирует людей на оптимистов и пессимистов. У первых развитие характера шло в основном по прямой линии, и эти люди относятся мужественно к различного рода трудностям, сохраняют веру в себя, легко устанавливают контакты с другими людьми. У вторых в детстве сформировался комплекс неполноценности, и они прежде всего видят темную сторону жизни, не уверены в себе, постоянно ищут посторонней поддержки, держатся робко и испытывают повышенную тревожность.

 Кроме того, А. Адлер разделяет людей на агрессивных и обороняющихся. Людям агрессивного типа присущи такие черты, как грубость, жестокость, обостренное чувство собственной значимости, высокомерие, тщеславие, самодовольство. Для них жизнь превращается в постоянную борьбу, и если они терпят поражение, то их триумфальное шествие к победе прекращается. Людям обороняющегося типа свойственны беспокойство, осторожность, недоверчивость, трусость, уныние от неудач. Одной из распространенных черт их характера является критическая социальная установка, сопровождающаяся сомнениями и колебаниями в процессе принятия решений. В отличие от здоровых людей, у невротиков с определенной регулярностью и в значительной степени обнаруживаются такие черты характера, как жадность, зависть, жестокость, мстительность, злорадство, властолюбие, нарциссизм, нетерпимость, недовольство, замкнутость. Нередко невротики могут разыгрывать из себя благодетелей и покровителей, миротворцев и святых. Они также могут предаваться бесплодным угрызениям совести, раскаянию и скорби. Маскировка их подлинных черт характера происходит потому, что обманчивая видимость поднимает, приукрашивает и облагораживает их в собственных глазах. В целом изучение черт характера дает не только представление о направленности мышления и действий человека, но и инструмент для изменения его поведения. При этом, как считал А. Адлер, следует исходить из двух критериев характера человека.

Первый  критерий связан с всеобщностью существования социального чувства и, следовательно, понимание картины человеческой психики осуществляется на пути узнавания того, в каких отношениях данный индивидуум находится с обществом, в чем выражается его сопричастность человечеству, что делает его жизнь осмысленной и значимой.

Второй  критерий предполагает оценку факторов, наиболее враждебных социальному чувству, т. е. связанных со склонностью человека к борьбе за личную власть и преобладанию над другими.

Черты характера  и их проявление в жизни человека — это, по мнению А. Адлера, искусные трюки психики, которые обнаруживаются по мере того, как индивидуум хочет выйти из фазы неуверенности и достичь исполнения своей фиктивной руководящей идеи. Материал к образованию черт характера наличествует в психической сфере, а нужда и тяготы жизни вынуждают к преобразованию характера. В здоровой перестройке психики черты характера ориентированы на развитие социального чувства. В невротической перестройке психики преобладают невротические черты характера. Таким образом, характер — это готовый к применению «интеллигентный шаблон», используемый защитной тенденцией в процессе жизнедеятельности человека.

 

 

 

                 

 

 

 

 

 Сексуальность и личность

 

Не признавая  наследственности черт характера, А. Адлер  в то же время исходил из того, что сексуальные функции человека являются врожденными. Ребенок прикасается к половым органам, это вызывает у него приятные ощущения и возникает потребность в повторении соответствующих действий. Чем больше ребенок любит делать все по-своему, чем больше он склонен к исполнению своих желаний, тем чаще он стремится к повторению переживаний, связанных с приятными ощущениями. Подобное поведение особенно характерно для избалованных детей, ориентированных не на сотрудничество, а на исполнение собственных желаний, что заставляет их оставаться на начальном этапе развития сексуальности. Этот этап можно назвать самоэротизацией, обычной ступенью которой становится мастурбация.

В состоянии  отчаяния ребенок может прибегать  к таким формам мастурбации, как  углубление в эротические фантазии или использование эротических картин. Такие формы мастурбации открывают путь к гомосексуализму, который, как считал А. Адлер, является одним из видов мастурбации и позднее оказывается наиболее распространенным среди эгоцентричных и тщеславных взрослых людей, продолжающих цепляться за самоэротизм, присущий начальной ступени сексуальности. Все другие отклонения, включая фетишизм, некрофилию или содомию, также представляют собой особые виды начальной ступени сексуального развития.

Они являются свидетельствами  неправильных представлений и стиля жизни избалованного ребенка, не доросшего до состояния сотрудничества с другими в силу своего недостаточно развитого социального чувства. Под этим углом зрения следует рассматривать и все невротические симптомы сексуальных расстройств (импотенция, фригидность, преждевременная эякуляция), связанные с фиксацией на начальной ступени сексуальности из-за неразвитого социального чувства.

Подобно З. Фрейду, А. Адлер считал, что наличие сексуальности  обнаруживается в очень раннем возрасте. Сексуальные движения проявляются  уже в первые дни жизни младенца. Определенная степень сексуальности в раннем детстве — вполне нормальное явление. Другое дело, что проявления сексуальности в значительной степени зависят от окружения

ребенка и, следовательно, родителям необходимо следить за тем, чтобы соответствующие проявления не приняли неверную форму. Ведь чрезмерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей,

которые могут  обращать повышенное внимание на первые сексуальные движения ребенка, переоценивать их важность и пугаться того, с чем им приходится сталкиваться при воспитании своих детей.

Черты сексуальных  мотивов формируются с раннего  детства под влиянием окружающей культуры. Как и другие побуждения, они подавляются или возбуждаются лично приобретенным опытом, выходящим  за сферу исключительно сексуальности как таковой. Все естественные чувства, так же как и личный опыт, как бы проходят через фильтр индивидуальности и воспринимаются через призму индивидуальной перспективы с учетом социального чувства.

В конечном счете нормальная сексуальность является высокоорганизованной частью социального чувства личности. Другое дело, что в процессе развития может возникать ошибочная перспектива и конечная сексуальная цель может меняться на другую, суррогатную, лежащую в области второстепенных проблем. Поэтому с раннего возраста необходимо приучать детей к мысли, что оба пола равноценны. «Это важно не только для предотвращения комплекса неполноценности у представителей недооцениваемого пола, но также и для предотвращения отрицательного воздействия на детей мужского пола». Стало быть, и проблема полового воспитания должна заключаться не в простом разъяснении детям физиологии половых отношений, а в формировании правильного отношения к проявлению сексуальности, к любви и браку.

 

 

 

                     Психология любви и брака

 

А. Адлер исходил из того, что перед каждым человеком стоят три жизненно важные задачи:

• социальная, связанная с поведением личности по отношению к обществу и окружающим ее людям, развитием социального мотива в качестве определяющего ее жизнь, формированием социального мироощущения;

• относящаяся  к профессиональной деятельности, т. е. к тому, как и каким

образом личность собирается реализовать свои возможности, работая на благо общества;

• сопряженная  с решением проблемы любви и брака.

Все три задачи возникают перед человеком в  форме вопросов, касающихся взаимоотношений с другими людьми. Вопрос о жизни в обществе включает в себя наше собственное отношение к человечеству и его будущему. От ответа на него зависит сохранение человечества. Вопрос о профессиональной деятельности предполагает выявление способности человека к социальной адаптации, пониманию потребностей других людей, умению слышать партнеров и чувствовать то, что чувствуют они. От ответа на него зависит выбор профессии, успех или неудача человека в его начинаниях в любой сфере деятельности. Вопрос любви и брака также связан с социальной адаптацией, со способностью человека взаимодействовать с противоположным полом. От ответа на него зависит проявление его сексуальности и обретение счастья или, напротив, удел быть несчастным.  В своей жизнедеятельности ребенок постепенно сталкивается с тем, что позднее превратится в проблему, которую ему придется решать. Окружающие его люди так или иначе связаны любовными и брачными отношениями, и нет ничего удивительного в том, что уже в первые годы своей жизни ему приходится занимать какую-то позицию в этом вопросе. Проявление нежности может сопровождаться ощущением стыда, поскольку ориентированная на мужской идеал культура не поощряет подобное проявление. Нередки случаи, когда, питая нежные чувства к своим родителям, некоторые дети оказываются неспособными выразить свою искреннюю любовь к ним. Так, в ответ на поцелуи своей мамы, мальчик может проявлять обратную реакцию, по-своему стыдясь проявлений нежности и с ее, и со своей стороны.

Нередко трудности в любовных отношениях связаны с ошибочным предположением, что тот человек, которого любят, чем-то обязан тому, который любит. Между партнерами устанавливаются такие отношения, когда наряду с нежными чувствами друг к другу возникают жесткие требования соответствия любви и когда потребность во власти одного из них требует, чтобы поступки и чувства другого осуществлялись и проявлялись в рамках его желаний. Стремление к власти и личному превосходству может выйти на передний план, в результате чего возникнут нарушения в любовных взаимоотношениях, поскольку никто не хочет быть в положении постоянного раба. Если человек будет лелеять свою склонность к превосходству в сексуальной жизни, то ему придется искать себе партнера, который бы во всем подчинялся ему. Если партнер сам будет стремиться к превосходству, то возникнет состояние постоянной борьбы. «В случае подчинения любовь трансформируется в рабство, в другом же случае будет иметь место постоянная борьба двух сил, из-за которой гармония никогда не будет достигнута». По мнению А. Адлера, для многих людей характерно также стремление к бегству от брака. Такие люди воспринимают любовные и супружеские взаимоотношения как некую опасность и делают все для того, чтобы избежать подобной опасности, хотя в действительности они стараются избегать решения жизненных проблем, включая сексуальные. В частности,

нередко причину  отказа от брака видят в неразделенной  любви. Однако любовь без взаимности оказывается, как правило, средством для достижения цели, направленной на уход от реальной жизни.

 Поскольку любовь связана с всеохватывающим социальным чувством, то эротические отношения должны органически сочетаться с подлинными потребностями личности, чтобы тем самым они стали ощущаться и восприниматься в качестве любви как естественной человеческой связи между отдельными людьми. Решение проблемы любви и брака заключается в полной самореализации личности. В целом для А. Адлера любовь и брак являлись взаимодействием людей ради благополучия не двух человек, а всего человечества.

 

    

   Классический психоанализ и      

индивидуальная       психология

 

А. Адлер одним  из первых поддержал выдвинутые З. Фрейдом  психоаналитические идеи и концепции. На протяжении ряда лет (с 1902 по 1911 г.) он сотрудничал с основателем психоанализа, а в 1910 г. стал президентом Венского психоаналитического общества. Последующие расхождения с З. Фрейдом, выход из Венского психоаналитического общества и выдвижение основных положений индивидуальной психологии предопределили критическое отношение А. Адлера к классическому психоанализу. Это не означало, что А. Адлер отверг классический психоанализ как таковой. Многие его положения разделялись им и после создания собственного учения о природе человека, психических расстройствах и возможностях их лечения. В частности, он разделял взгляды З. Фрейда на то, что в каждом человеке (и в каждом невротике) встречаются как мужские, так и женские черты поведения, проявляющиеся и в сочетании, и поочередно. Подобно основателю психоанализа, А. Адлер признавал исключительно важную роль самых ранних переживаний ребенка для формирования  характера человека и возможных предпосылок возникновения невроза. Он разделял и одно из исходных положений классического психоанализа, в соответствии с которым сексуальное влечение имеет для каждого человека большое значение, а психическая жизнь ребенка на ранних стадиях развития уже богата и насыщена различными проявлениями сексуальности.

В соответствии с идеями классического психоанализа А. Адлер считал, что сновидения пациента дают ценный материал, анализ которого необходим для психотерапевта, стремящегося понять истинные намерения и мотивы поведения обратившегося к нему за помощью человека. В целом А. Адлер признавал заслугу З. Фрейда в том, что тому удалось многое прояснить, что было до него запутанным и неясным. По его мнению, основатель психоанализа заметно пошатнул механистические позиции предшествующей неврологии и открыл путь для развития глубинной психологии.

Информация о работе Индивидуальная теория А. Адлера