Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44
ПОГРАНИЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на тему:
«Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения »
Слушатель группы П-629
специальность «Повышение
квалификации должностных лиц
лейтенант
Руководитель:
Начальник психологической службы в/ч 2034
майор
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации
клиента в состоянии кризиса………
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации………………………………………………
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Повсеместное использование знаний и выводов психологии в жизнедеятельности пограничной службы естественно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначались как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности психолога-практика или однозначно указать возможности его применения, так как практически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование. Это может быть детское и возрастное консультирование, семейное консультирование, профконсультирование и т.п.
Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникло в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.
В отечественной военной психологии одним из первых сообщений о такой форме оказания психологической помощи является статья Шумкова Г.Е. "Душевное состояние воинов после боев" (1914). В ней он так описывает состояние капитана В. и причины его обращения за помощью: "...после Ляонского боя, проведя в течение недели дни и ночи в тревоге о ожидании смерти, я разнервничался. К концу недели спать крепко не мог: все бредил и вскакивал с постели. Мне казалось во сне, что идут бои. А утром вставал с тяжелой головой весь расшатанный и усталый" А вот как он раскрывает процесс оказания помощи: "...когда я обратился к врачу (это был врач-психиатр дивизионного госпиталя Шумков Г.Е.), он добряк начал расспрашивать меня, я ни с того ни с сего расплакался. И тут я почувствовал: скажи он мне грубо, я сразу бы остановился. Но эта легкость и усталость обезоружили меня и я плакал и плакал".
На этом примере можно
говорить и об эмпатии во время
консультации и характере некоторых
проблем наших "военных клиентов".
В последующем некоторые
Военнослужащих, а именно их мы рассматриваем в качестве объекта психологического воздействия военного психолога в опс, мы, исходя из своих гуманистических позиций, рассматриваем в качестве клиента, а не пациента, больного, подчиненного, младшего по должности или званию, т.е. человека стоящего на равных позициях с психологом, так как часто в ситуации консультирования он - Человек, у которого его функциональное, должностное отступило на задний план и мы видим его как человека переживающего, нуждающегося, личность которого сформировалась еще до военной службы.
А воинская деятельность
военнослужащих, успешная или неуспешная,
является проявлением его
Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
В течение нескольких
десятков лет обращение за психологической
помощью к практикующему
Вот некоторые из них:
и другие.
В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
Объект исследования: индивидуальное консультирование
Предмет исследования: основание и порядок проведения индивидуального консультирования
В соответствии с поставленной целью и определенными в работе задачами нами выдвинута гипотеза, что порядок проведения консультирования в опс, а также приемы и техники, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи, не отличаются от осуществляемого психологами в специализированных психологических консультациях.
Данная работа может быть полезна военным психологам в качестве алгоритма, который может использоваться в независимости от теоретических предпочтений консультанта. Данная классификация причин обращения за помощью военослужащими, которая представлена в работе может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога в практике своей деятельности.
Глава 1. Сущность психологического консультирования
Психологическое консультирование рассматривается нами как способ оказания психологической помощи военнослужащим, направленный на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации. Психологическое консультирование имеет свою стратегию, т.е. психолог сам определяет, что происходит во время консультации, намечает определенные подходы, этапы, шаги. То, что происходит во время консультации, оценивается обоими - консультантом и человеком с проблемами, но инициатива принадлежит психологу. Потому, что он идентифицирует проблемы, намечает цели, определяет необходимые совместные действия для их достижения, анализирует реакцию и обратную связь для того, чтобы скорректировать свои шаги и в конце определить соотношение цели и результата, т.е. определить была ли встреча эффективной.
Настоящее психологическое консультирование с точки зрения Ролло Мэя состоит вовсе не в раздаче советов, даже если к этому активно подталкивает клиент. Развитие человека, если он и одет в военную форму, не бывает без кризисов, трудностей и ошибок и лучшая помощь - это та, которая учитывает здоровое, естественное развитие, возможности личнотного роста, умение человека быть самим собой. Поэтому советы, которые в основном опираются на личный опыт консультанта, не учитывают индивидуальность человека обратившегося за помощью и очень становятся фрустрирующим обстоятельством, так как они увеличивают разрыв в представлении человека о себе "Я-реальном" и "Я-идеальном".
В отечественной практической психологии существует несколько подходов к пониманию сущности психологического консультирования.
Так, по мнению Обозова Н.Н., психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установки клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
С точки зрения Копьева А.Ф., ключевым событием консультирования является момент "диалогического прорыва", который представляет собой кульминационную точку консультативного процесса, в котором происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия. Консультация, правильно построенная, прямо или исподволь подводит клиента к диалогу, с одной стороны раскрывает болезненную ситуацию, а с другой - высвечивает здоровые силы, способные к изменению.
Суть психологического консультирования Столин В.В. рассматривает через общие принципы работы психолога. Среди них он выделяет следующие:
1. Принцип анализа подтекста.
2. Принцип стереоскопического
диагноза (учет мнения всех сторон,
принимающих участие в
3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принимать решение о своей жизни).
4. Принцип системности
(в ходе консультации должна
быть вскрыта система причин,
обусловливающих предложенную
5. Принцип уважения личности клиента.
6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта.
Психологическое консультирование в рамках клинической, медицинской психотерапии понимаются Кочаряном А.С. и Кочаряном Г.С. как аспект семейной психотерапии. В соответствии с этим они выделяют следующие модели консультирования, связанные с задачами: мобилизации, успокоения, личностной реконструкции и др. Они различаются уровнем сложности проведения как диагностического, так и терапевтического этапов.
Энергетическая модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза. Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения