Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44
Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Интервью может начинаться с вступления, заданным вопросом-предложением психологом-консультантом:
- Слушаю Вас...
- Что привело Вас ко мне...
Создаются условия для разговора о проблеме.
Клиент на этой стадии психологического консультирования достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.
В конце этапа "уяснения проблемы" психолог-консультант может обсудить с клиентом различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя насколько эффективна каждая из этих форм. Хотя это может показаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия клиентом своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.
Клиент способен перенести
многие трудности благодаря
Вторая стадия психологического консультирования обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы, отношение к ней клиента.
Психолог-консультант ищет ответы на следующие вопросы:
- Зачем клиент пришел?
- Как видит свою проблему?
- Что может сделать сам клиент для решения этой проблемы?
При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, переживаниях клиента. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста проблемы и его роли в происхождении психологической ситуации.
Примерно 15-20 минут идет исповедь клиента.
Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда клиента можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у нас достаточно".
С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверено и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.
К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово "проблема". Употребление его в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Проблема" может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих консультантов, - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.
В это время психолог-
- что знает клиент о возможностях своих действий;
- что знает клиент о своих целях;
- что знает клиент о своих мыслях;
- что знает клиент о своих чувствах,
а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гармоничным.
Задавая вопросы, психолог-консультант ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание его проблемы; на невербальные сигналы.
Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.
На этой фазе беседы часто выясняется, что то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво, негативно характеризует других людей, выставляя в положительном свете рассказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога нет еще достаточной информации, опираясь на которую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока лишь только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал несогласия с тем, что говорит клиент о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии противоположного мнения на этапе коррекционного воздействия будет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной концепции происходящего.
О стимулировании клиента на рассказ уже немного говорилось выше. К этому можно добавить, что к полезной для психолога информации следует отнести прежде всего следующее:
- историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась);
- отношения клиента со всеми действующими в его рассказах лицами, их отношения к проблеме;
- представление о том,
чем именно вызвана проблема
с точки зрения самого
- происходившие когда-либо ухудшения ситуации и с чем они могли быть связаны;
- чем именно вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.
Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должно быть достаточно широким, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.
В ходе психологического консультирования психолог-консультант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами на свои вопросы.
Отвечая на вопросы психолога-
1.2 Технология
взаимодействия психолог-
В любой деятельности существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов и во многом обуславливает эффективность их деятельности. Ниже сформулированы базовые правила организации диалога с клиентом, использования некоторых техник работы в консультировании, знание и понимание которых сможет во многом помочь начинающим консультантам. Эти правила взаимодействия "психолог-консультант - клиент", основаны на традициях гуманистической психотерапии.
Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психического воздействия. Остановимся на некоторых из них.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Необходимо принимать людей такими, какими они есть.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
Она подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.
3. Запрет давать советы.
Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный устный совет другому практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли "учителя", что может привести к формированию и фиксации пассивной позиции клиента во время консультирования. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, что приводит к снижению его авторитета и мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность.
Она означает, что любая
информация, сообщенная клиентом психологу,
не может быть передана без его
согласия ни в какие общественные
или государственные
5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам.
Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
В зарубежной практической психологии активно обсуждались и анализировались различные последствия вступления консультанта и клиента в личные отношения, а также возможное влияние этого фактора на процесс психотерапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии
1.3. Особенности
консультации клиента в
Выделяют три важных
качества для эффективности
Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую необходимо достигать – это принятие решения.
Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины.
Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему.
Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой
стадии – облегчить клиенту
Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь.
Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и конгруэнтность.
Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения