Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Кундро.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

6. Поиск участия. Недостаток  подлинной душевной близости  в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенсации "на стороне", в частности - в общении с психологом-консультантом по поводу тех или иных личных психологических проблем.

У клиентов данного типа сильно выражено стремление к установлению близких эмоциональных отношений с другим человеком, притом, что их личная жизнь нередко отмечена одиночеством. Объективные жизненные трудности и присущая этим людям склонность к "самокопанию", делают их уязвимыми для настроений безнадежности и отчаяния. Их первый визит к психологу нередко происходит под "аккомпанемент" этих чувств. Однако, в отличие от состояния потрясения, когда человек весь находится во власти переживаний, вызванных исключительными обстоятельствами, и ему важно,  чтобы кто-то его выслушал, понял и принял, чтобы он мог кому-то об этом рассказать (и потому вопрос и повторной и последующих встреч, если они необходимы, встает в этих условиях порой лишь на последних минутах работы). Для клиентов в поисках участия - при всей важности и для них названных выше мотивов - необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изначально настроены на длительное, "углубленное" сотрудничество.

Идя навстречу этим тенденциям, консультант становится для клиента  как бы неким "эмоциональным костылем", необходимым на данном этапе его жизни, существенным фактором психологической поддержки. И здесь сама по себе регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и о своих проблемах, приобретает значение не меньшее, чем само содержание и качество анализа рассматриваемых проблем.

Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей клиента, в силу чего альянс с психологом постепенно утрачивает для него свою актуальность, оттесняемый событиями  и общениями реальной жизни.

7. Психологическая интоксикация. Распространенность этого состояния является относительно недавним "завоеванием"  нашей культуры и связана, наряду с прочим, с распространением психологических знаний о личности, о конфликтах и т.д. в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия, будто психология, так хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы ошибок не допускать.

Находящийся в этом состоянии  клиент, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы "впрок". Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование.

Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает "зону поиска" уровнем психологических закономерностей. В результате, подлинные обстоятельства его жизни, его поступки, мысли и чувства оказываются более или менее "зашумленными" теми психологическими диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качестве "материала" для совместной работы.

8. Управление-манипуляция.  Находясь в этом состоянии,  клиент, главным образом, сосредоточен  на других людях – конкретных  лицах из своего жизненного  окружения, или вообще на всех, с кем ему приходится общаться. В консультировании он ищет возможности психологически "оснаститься" теми или иными знаниями или приемами общения, которые бы помогли ему добиваться желаемых результатов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит перед собой в общении, клиент, он менее всего склонен обсуждать с консультантом и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление.

В подтексте стремления к манипуляции нередко можно  найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойственен этим клиентам в их стремлении добиться своего. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому "смысловому полю".

Следует отметить еще  раз, что хотя одновременно у человека могут наблюдаться признаки сразу  нескольких из перечисленных состояний, в процессе психологического консультирования, как правило, в данный конкретный момент времени на первый план с достаточной очевидностью выступают лишь какое-то одно (редко больше) состояние. С нашей точки зрения, именно оно и может являться исходной диагностической основой для консультативной работы.

Исходя из практики психологического консультирования военнослужащих, необходимо отметить, что большая часть случаев обращения за психологической помощью приходится на состояния 1-6, что можно объяснить спецификой проблем, возникающих перед военнослужащими и вызывающих именно данные психологические состояния. Менее распространенным является обращение к психологу-консультанту в состоянии 7 и только незначительная часть военнослужащих характеризуется состоянием, представленным в данной классификации под номером 8.

Данная классификация причин обращения за помощью может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога-консультанта в практике своей деятельности

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В своей работе мы хотели  показать, что одно из важнейших мест в психологии несомненно принадлежит психологическому консультированию. Оно направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент жизни человека, психолог может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять жизненную ситуацию и принять верное решение.

Психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь посмотреть на характер взаимоотношений с другими людьми со стороны, обсудить те их стороны, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, изменить свое отношение к происходящему и собственное поведение.

Целью данной работы было определение основания и порядка проведения индивидуального консультирования. Исходя из цели были выдвинуты следующие задачи

1.Определить цели и задачи психологического консультирования.

2.Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;

3.Проанализировать в чем суть процесса, возникающего между военнослужащим, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в психологической помощи (клиентом) и человеком, ее оказывающим (консультантом);

4.Определить приемы и техники, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи;

5.Изучить  динамику процесса психологического консультирования;

6.Проанализировать в чем различие между психотерапией и консультированием;

Данная  работа может быть полезна военным  психологам в качестве алгоритма, который  может использоваться в независимости  от теоретических предпочтений консультанта. Данная классификация причин обращения за помощью военослужащими, которая представлена в работе может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога в практике своей деятельности.

Психологическое консультирование рассматривается нами как способ оказания психологической помощи военнослужащим, направленный на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации. Психологическое консультирование имеет свою стратегию, т.е. психолог сам определяет, что происходит во время консультации, намечает определенные подходы, этапы, шаги. То, что происходит во время консультации, оценивается обоими - консультантом и человеком с проблемами, но инициатива принадлежит психологу. Потому, что он идентифицирует проблемы, намечает цели, определяет необходимые совместные действия для их достижения, анализирует реакцию и обратную связь для того, чтобы скорректировать свои шаги и в конце определить соотношение цели и результата, т.е. определить была ли встреча эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

1. Постановление ГПК РБ № 30 от 7.12.06 " О совершенствовании деятельности психологической службы ПВ РБ"

2. Абрамова Г.С. Введение  в практическую психологию. - Екатеринбург, 1995.

3. Адлер А. Практика  и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию  для врачей, психологов и учителей. - М., 1993.

4. Алешина Ю.Е. Семейное  и индивидуальное психологическое  консультирование. - М., 1993.

5. Бенард Г. Психотерапия  супружеско-семейных отношений.  М., 1992

6. Вебер.В. "Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте" / Под общей редакцией В. Кагана и Е. Креславского.–СПб., 1998.

7. Караяни  А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная  военная психология. Питер, 2006.

8. Копьев А.Ф. Диалогический  подход в консультировании и  вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - N 1.

9. Кочарян Г.С., Кочарян  А.С. Психотерапия сексуальных  расстройств и супружеских конфликтов. - М.: Медицина, 1994.

10. Мэй Р. Искусство  психологического консультирования. - М.:

Класс, 1994.

11. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб., 1993.

12. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998.

13. Роджерс К.Р. Взгляд  на психотерапию: Становление человека. - М., 1994.

14. Франкл В. Человек  в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

15. "Стресс жизни" (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”. Г.Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.

16. Тобиас  Л. Психологическое консультирование  и менеджмент: взгляд клинициста. М., 1997.




Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения