Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа_Мусина.docx

— 282.75 Кб (Скачать файл)

Включение темперамента в более организованную структуру индивидуальности, с точки  зрения Л. И. Анциферовой (цит. по [70]), позволяет  значительно глубже понять не только те психологические механизмы, которые ответственны за формирование собственно личностных качеств человека, но и способы их функционирования.

Предполагается существование четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека. Первый – характеризует «широту – узость» афферентного синтеза или степень напряженности взаимодействия со средой. Второй – отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие. Третий – показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Четвертый базальный параметр поведения характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с «акцептором» и связанные с этим эмоциональные нагрузки. В настоящее время доказано не только существование указанных компонентов, но и их строгая биологическая

обусловленность.

Выводы  в разделу 1

Как показал анализ литературы, спектр исследований, посвященных проблематике беременности весьма обширен. Выделяются экологические, психологические, генетические, онтогенетические, социальные и другие факторы, детерминирующие осложнения при вынашивании беременности.

Суммируя  выводы, которые делают исследователи  различных направлений, можно сказать следующее:

•  В контексте генетического подхода невынашивание беременности рассматривается как полиэтологическое заболевание, причины которого весьма многочисленны. Данные о роли генетических факторов изучены недостаточно и противоречивы. Решению прогностических задач по предсказанию возникновения нарушений в течении беременности посвящено незначительное число исследований, что связано с трудностями разработки количественных признаков, ассоциирующихся с заболеваниями.

•  В психологических исследованиях выделяются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь, это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.

•  В исследованиях, ориентированных на медико-биологические аспекты беременности, обсуждается связь психологического состояния женщины во время беременности с успешностью вынашивания ребенка и патологией беременности и родов. Невозможно провести строгое разграничение психических, психосоматических и чисто соматических заболеваний. Они трактуются как мультифакторные проявления. В принципе, целесообразным считается придерживаться в этиологии, терапии и прогнозе любой болезни мультифакторного подхода.

•  В работах, выполненных в русле культурно-исторического подхода, отмечается «потеря модели материнства». Констатируется снижение ценности материнства для женщины, при повышении значимости таких позиций, как самореализация, карьерный рост, социальный статус.

•  В рамках комплексного подхода авторы констатируют необходимость продолжения психологических исследований материнства как целостного явления и подчеркивают отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования.

В целом, в существующих на сегодня подходах, факторы, выбираемые для исследования особенностей адаптивности (и успешности адаптации) к состоянию беременности, часто выделяются в пределах одного «слоя» индивидуальности (при признании значимости других составляющих) либо определяется рядополагаемый список субъективных и объективных критериев.

Практически не существует, работ, посвященных изучению тех случаев осложненной беременности, которые можно объединить термином «этиология неизвестна». Т. е. таких случаев, где осложнения соматического характера манифестируют вне связи с конкретным заболеванием, неблагоприятной экологией, наличием стрессогенных факторов или социального неблагополучия. Отсутствуют исследования, в которых проводится исследование адаптивности к состоянию беременности при сравнении нормальной и осложненной динамики.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

АНАЛИЗ  МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТИВНОСТИ ЖЕНЩИН К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ В ОТЧЕСТВЕННОЙ И ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

2.1 Техника построения  генограммы.

На рис. 1 представлен общий вид генограммы с расшифровкой условных обозначений. На схеме отмечаются имена, важные даты в жизни семьи, краткие характеристики, любая значимая информация. 
Рис. 1 Генограмма семьи












 






 


В процессе построения генограмм выделялись и  анализировались (качественно и  количественно) трансгенерационные модели коммуникаций и тиражируемые в поколениях законы и правила семьи и семейносправедливости. В общем массиве информации были структурированы для дальнейшего анализа и возможного межгруппового сравнения следующие позиции:

1. Паттерн незавершаемого действия. Незавершенные действия (состояния), повышающие уровень неопределенности в коммуникативном и проблемном пространстве. Возможно, некие вялотекущие, незавершаемые действия и процессы позволяют семье или отдельным ее членам ощущать собственную значимость и занятость, создают эффект востребованности при низкой самооценке. По мнению К. Ч. Тойча в основе подобной незаконченности лежит страх изменения статуса, связанный с необходимостью начать новое действие, и символизирующий завершение жизненного цикла.

2. Паттерн дистанциирования. Физическое и/или моральное удаление из семьи, разрыв отношений или сведение их к минимуму, односторонняя закрытость в отношениях. М. Боуэн говорит, прежде всего, об эмоциональном разрыве , то есть о состоянии отчуждения между членами семьи. Фактически, разрыв позволяет избегать эффективной коммуникации между людьми и может стать универсальным ответом на определенные жизненные ситуации. В семьях разрывы могут быть использованы в качестве способа определения границ, а также для достижения сепарации (например, в детско-родительских отношениях).

3. Паттерн негативных случайностей. Нецеленаправленные действия, повлекшие тяжелые или фатальные последствия для индивидуума и/или его близких. В семьях может тиражироваться полезависимое поведение, близкое к тому, что демонстрируют маленькие дети: тактильное познание мира без логического осмысления последствий импульсивных действий. В данном случае можно говорить о слабой или невыраженной способности к рефлексии логического уровня. Иными словами, члены такой семьи не склонны учиться на ошибках.

4. Паттерн «непрощенной несправедливости». Обида на близких за неспра ведливое обращение и чувство вины, проистекающее из невозможности простить обиду. Запуск специфических форм поведения несчастной жертвы, выражающихся в пассивной агрессивности. Несправедливость может являться следствием банального факта получения награды одним из членов семьи в ущерб (кажущийся или реальный) другим. Как получивший, так и пострадавшие могут постоянно вспоминать об этом сами и напоминать детям, часто в нескольких поколениях.

5. Паттерн «Долга лояльности». Выполнение замещающих ролей (вместо умершего, не родившегося, уехавшего родственника). Члены семейной группы могут действовать через внешнее принуждение, через признание интересов быть членом данной группы, через сознательно признанные чувства и обязательства, а также через неосознаваемую обязанность принадлежать этой семейной группе. Лояльность, по мнению Ив. Бузормени-Надя предполагает социальное единство, которое зависит от лояльности группы (семьи) и мотивации каждого члена группы как индивида. Отсюда вытекают понятия справедливости и семейной справедливости. Нарушение семейной справедливости проявляется в неверии, эксплуатации одних членов семьи другими, иногда – в бегстве, реванше, мести.

6. Паттерн повторения моделей функционирования  в поколениях: алкоголизм, особенности физического развития, разводы, следование правилам семейной системы. Семейный миф: «В нашей семье так принято – проявляется через паттерн функционирования, то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения. Эти правила, ритуалы образуют некий гештальт отношений, структурируемый неосознаваемо, и вовлекающий всех членов семьи в единообразное взаимодействие.

7. Паттерн «отложенного решения»: откладывание действий, связанных с изменением состояния, боязнью неудачи, необратимостью последствий. Этот паттерн соотносится с паттерном незавершаемого действия (п. 1) в части, связанной со страхом изменения состояния или положения. Однако для паттерна отложенного решения характерным является низкая фрустрационная толерантность по отношению к состоянию неопределенности. Решение о начале действия или процесса может откладываться насколько возможно, но затем человек действует достаточно четко и целенаправленно, не растягивая процесс сверх необходимого.

8. Паттерн долженствования «Внутренний» - Я должен – определяющий, внутренний стандарт поведения. Широкий личностный стиль, в котором сосуществуют аффективные, поведенческие и мотивационные компоненты, включающий постоянное самоцензу-рирование и самооценивание .

9. Паттерн долженствования. «Ожидаемый» - Мне должны – стандарты ожидаемого поведения социума по отношению к индивиду. Этот вид долженствования предполагает жесткие стандарты для значимых других, можетпорождать дефицит доверия и чувство враждебности по отношению к людям.

10. Паттерн долженствования «социально-предписываемый» – Ты должен – стандарты поведения индивида, задаваемые и ожидаемые средой. Предполагается (там же, с. 26), что социально-предписываемое долженствование может иметь множество негативных последствий в виде гнева, страха негативной оценки, повышенной значимости чужого внимания и одобрения.

11. Паттерн перфекционизма – завышенный уровень притязаний; функционирование по типу все или ничего; сосредоточение на неудачах; оценка людей и ситуаций как центрированная на себе и своих долженствованиях; завышенный уровень ожиданий от значимых других; склонность к избирательной концентрации на настоящих и прошлых ошибках; генерализация стандартов во всех областях жизнедеятельности.

12. Схемы поведения в экстремальных  (дистрессовых) ситуациях: замирание, активные действия. Речь идет о припоминании собственной реакции на опасность в первые секунды. Так, человек может реагировать на ситуацию, распознаваемую как весьма опасную, двигательной паникой при блокировке механизмов когнитивной обработки информации. Другие люди наоборот, испытывают физический ступор, активизируя схемы поиска возможных путей разрешения проблемной ситуации, либо активно демонстрируют собственную беспомощность.

13. Отношение к собственному имени. Информация о значении и значимости имени в семье, о причинах выбора имени, об отношении к человеку, в честь которого (или в память о котором) имя было дано. Родственные связи обозначаются указанием фамилии и отчества. Фамилию и отчество передают. Дают только имя. Возможно, именно поэтому, имя так важно для человека в контексте самоидентификации и идентичности.

14. Синдром годовщины. Повторение травмирующих или счастливых событий в семье, идентификация со значимым другим. Главные события в семье (рождения, свадьбы, болезни или смерти) могут происходить в период – по возрасту и дате – годовщины события, важного для семьи или одного ее члена. Наличие синдрома годовщины в семейной истории и его устойчивость отмечается многими исследователями этого направления, хотя задача научного обоснования и полного объяснения явлений повторения все еще не решена.

15. Лозунг/завет: интегративная идея, наследуемая у наиболее значимого в детстве или ранней юности человека, согласно которой индивид строит (осознанно или неосознаваемо) свою модель личностного функционирования.

16. Семейная тайна: закрытость, замалчивание информации о каком-либо члене семьи или о некотором периоде в жизни семьи. Такие тайны могут определять выбор профессий, времяпровождения, увлечений, хотя источники повторений не осознаются и даже не рационализируются. Когда подобные тайны раскрываются, пропадают некоторые аффекты, связанные с тяжелым прошлым, негативными повторяющимися ситуациями и травмами. Остается невыясненным вопрос, как передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят. По мнению Н. Абрахама (N. Abraham, 1994), действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием.

При определении  паттернов долженствования применялась  авторская разработка структуризации модальностей, представленная в приложении.

 

2.2 Определение формально-динамических свойств индивидуальности.

Темпераментальные характеристики определялись по опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова. Метод ОФДСИ позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы). Метод ОФДСИ не имеет аналогов в мировой психологической литературе. Так называемые биологически- ориентированные методы (EPI, EPQ Айзенка, PTS Стреляу или лексикографические факторные, как например 16-ти факторный опросник Кеттела) не имеют изначальной теоретически обоснованной модели формально-динамических свойств индивидуальности, не обладают четкими критериями для дифференциации формально-динамических свойств от содержательных, имеют низкую конструктную валидность и, как следствие, обладают низкой кросс-культурной эквивалентностью, т. е. не могут быть корректно использованы в разных культурных популяциях. Метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В. М. Русалов, 1986). Согласно данной модели имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально-динамических свойств индивидуальности, а именно – 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). Тест предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека в возрасте от 18 до 60 лет. Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х балльной шкале, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные типы. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значения от 12 до 48 баллов. В опроснике имеется также контрольная шкала (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует то 6 до 24 баллов. Опросник позволяет определить 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека: индексы активности – психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной, общей; индекс общей эмоциональности и индекс общей адаптивности.

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности