Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа_Мусина.docx

— 282.75 Кб (Скачать файл)

3.4. Практические рекомендации к психотерапевтической работе с каждой группой

Группа Fatum. Диагностические критерии: Тотальный паттерн агрессивно-пассивного зависимого поведения, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают, по крайней мере, 5 признаков из следующих:

•  неспособна принимать повседневные решения без большого количества советов или поддержки со стороны окружающих;

•  ощущает дискомфорт или беспомощность в одиночестве либо идет на все, чтобы не остаться одному;

•  часто озабочена боязнью, что его бросят;

•  уязвима к критике или неодобрению;

•  становится мрачной, плаксивой и раздражительной или начинает спорить, когда ее просят сделать то, что она делать не хочет;

•  голословно утверждает, что другие предъявляют к ней необоснованные требования;

•  не выполняет обязательств, ссылаясь на забывчивость;

•  полагает, что работает намного лучше других;

•  необоснованно критикует или презирает других.

Проблемы: высокая тревожность, подверженность приступам паники, демонстрация фобий для вызова заботы и защиты со стороны других, а также избегание ответственности, обеспечение вторичной выгоды, которая полностью согласуется с основной зависимой ориентацией этих людей.

Соматические жалобы – от конверсионных симптомов до ипохондрии и соматизации – для привлечения внимания со стороны семьи и специалистов. Отсутствие мотивации к изменениям («Мне и так плохо»); дефицит навыков реагирования либо боязнь или нежелание использовать имеющиеся навыки. «Эмоциональная Аргументация» – ответ на вопрос о доказательности своих суждений: «Я так чувствую».

Проблема  в отношениях к психотерапевту: зависимость и требование помощи, при том, что объем, характер и формы этой помощи пациент желает держать под контролем.

Основные  убеждения и когнитивные искажения  в подобных случаях: Пациентки с пассивно-агрессивной зависимостью ищут негативную интерпретацию большинства событий и сосредотачиваются на ней. Они полагают, что другие не оценивают их по достоинству или пытаются их контролировать. Пациентки этой группы часто настаивают на том, что все должно происходить определенным образом, и эти необоснованные требования приводят к низкой устойчивости этих людей к фрустрации. Типичные автоматические мысли в этом случае: « Я не могу, у меня все равно ничего не получится …Жизнь полна несчастий, и с этим ничего не поделаешь … Люди стремятся меня использовать …Люди должны относиться ко мне с большим уважением…». Катастрофизация оценок ситуации и дихотомичность мышления по поводу зависимости (предположение, что человек может быть либо полностью беспомощен и зависим, либо независим и одинок). Также существует дихотомия по поводу своих способностей: такой человек либо делает все правильно либо полностью неправильно. Обычными негативными эмоциональными состояниями являются обида, раздражение.

Основная  цель: Уменьшение цикличности общения, автономия – как способность к независимым действиям при возможности сохранять близкие отношения, тренировка собственных стратегий принятия решений и ответственности за свои действия.

Задачи  – построить работу так, чтобы пациентки понимали, что они сами принимают решения по поводу сессий и терапевт не направляет их и не манипулирует ими (такие пациенты редко думают о том, как когнитивные структуры влияют на их эмоции и поведение, т.е. необходимо потратить время на логическое обоснование когнитивной модели).

Конкретные  техники:

•  Методы провокативной терапии при работе с синдромом жертвенного поведения, применяемого пациентками этой группы с целью манипулирования окружающими.

•  Последовательность в консультировании (время, сроки и т. д.) – так как эти пациенты склонны обвинять других в своих проблемах.

•  Исследование методов мщения другим, путем пассивного сопротивления и выработка других альтернативных стратегий.

•  Анализ поведения с точки зрения цены и выгоды (сопротивление пациента как выражение его недовольства несправедливостью ситуации).

Группа LogiсAIDS. Диагностические критерии: Тотальный паттерн перфекционизма и негибкости, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают, по крайней мере, 5 признаков из следующих:

•  перфекционизм, препятствующий выполнению задачи;

•  озабоченность деталями до утери главного смысла деятельности;

•  необоснованное настаивание на том, чтобы другие делали все так, как она считает нужным;

•  чрезмерное увлечение работой в ущерб досугу и дружбе;

•  нерешительность, затягивание принятия решений;

•  ригидность в вопросах нравственности или ценностей;

•  ограниченное выражение любви.

Проблемы: Жалобы на депрессию, подавленность, недостаток энергии, сопутствующие соматические расстройства (как последствия повышенной внутренней тревожности и возбуждения) – головные боли, проблемы пищеварения; сексуальные дисфункции как следствие чрезмерного контроля и подавленной эмоциональности.

Цель: Уменьшение внутренней тревожности, навыки расслабления, повышение чувства уверенности в себе.

Конкретные  техники

•  Высокая структурированность каждой сессии, постановка терапевтических целей (конкретно), очередность сроков их достижения.

•  Ознакомление пациентки с теоретическими основами техник и методов, используемых в процессе консультирования (в частности – соотнесение чувств и поведения со значением, приписываемом событиям).

Для данной группы эти методы были особенно эффективны, так как способствовали восстановлению сил, лучшему самочувствию и уменьшению беспокойства. Но, поскольку именно подобные техники встречали у этих пациенток неприятие или сопротивление (страх потери контроля над ситуацией и предубеждение против шаманства), оказалось полезным предлагать их в качестве поведенческого эксперимента – например, домашнего задания с последующим обсуждением.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к разделу 3.

Проблема  данного исследования заключалась  в установлении индивидуально-психологических особенностей адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности. В исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте от 17 до 35 лет, из них: 10 женщин с ВИЧ статусом, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. и стоящих на учете в БО «Рука помощи», пгт Любашёвка, Одесская обл; 10 женщин, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. с различными патологиями беременности; 10 женщин, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. с диагнозом «практически здорова».

В результате исследования была выявлена следующая тенденция:

Существенная  особенность пациенток группы Fatum состоит в тотальном паттерне зависимого и покорного поведения. Эти женщины не способны или не хотят принимать повседневные решения, если не имеют большого количества советов и поддержки от других. Необходимо отметить, однако, что подобное поведение часто является достаточно демонстративным. О поддержке и помощи просят настойчиво или требуют их до тех пор, пока предложения и советы других не будут соответствовать собственным желаниям. Несмотря на то, что пассивно-агрессивная зависимость – это в целом не лучшая форма взаимодействия, оно не слишком дисфункционально, пока не становится паттерном, препятствующим достижению жизненных целей.

Другими характерными особенностями пациенток  группы Fatum являются соматические жалобы, от конверсионных симптомов до соматизации. Это соответствует клиническим наблюдениям А. Бека для пациентов с зависимыми формами поведения. Дж. Валльянт и А. Хинкл обнаружили связь между зависимыми чертами личности и общей предрасположенностью к болезни. Р. Гринберг и С. Бронштейн пришли к выводу, что человек с зависимой ориентацией личности более подвержен различным соматическим заболеваниям, а не предрасположен к одному специфическому типу симптома. Во многих исследованиях установлена связь между зависимым поведением и предрасположенностью к депрессии.

Вывод: факторами  риска для пациенток группы Fatum будет являться следующее сочетание индивидуально-психологических характеристик:

•  ожидаемый паттерн долженствования – «Мне должны» – на генетическом уровне;

•  пессимистичный стиль объяснения по шкале постоянства – на атрибутивном уровне;

•  низкая пластичность, ригидность в коммуникативной и когнитивной сферах, способствующая неэффективному функционированию с высокой цикличностью – на темпераментальном уровне;

•  соматизация, как привычный способ достижения цели. Наличие подобной когнитивно-поведенческой стратегии, характерной для пациенток данной группы – наиболее серьезный фактор риска на фоне беременности.

Группа Logic AIDS демонстрирует определенные дисфункциональ-ные установки по поводу негативных эмоций: «Плохо чувствовать себя – плохо… Я не должна беспокоиться… и по поводу своих взаимодействий с социумом: Я не должна совершать ошибок… Если что-то получилось плохо, это моя вина и это ужасно…». У пациенток этой группы в генограммах ярко выражен паттерн долженствования. Это полностью согласуется с данными, полученными Д. Шапиро, который определяет когнитивную структуру «я должен», как фундаментальный аспект переживания при искажении чувства автономии и деформации «нормальной регуляции собственного поведения». Шапиро отмечает, что при подобном отношении к структурированию мира любое ослабление осмотрительности или целеустремленной деятельности переживается как неправильное и опасное. Весьма интересным представляется еще одно сопоставление. И. Смоклер и Х. Шеврин в исследованиях по изучению стилей личности, в связи с работой полушарий мозга, отмечали, что испытуемые с отчетливым конструктом долженствования больше смотрят вправо, что указывает на более высокую активность левого полушария.

В проведенном  исследовании отмечена (помимо выраженных схем долженствования) высокая повторяемость  паттернов дистанциирования и отложенных решений, высокий уровень пессимизма по поводу причин ответственности за неудачи и повышенная эмоциональная  тревожность. Это совпадает с  мнением В. Гидано и Дж. Лиотти о причинах формирования таких дезадаптивных компонентов, как перфекционизм и сильное убеждение в существовании абсолютно правильного решения человеческих проблем, что ведет к неуверенности в принятии решений, чрезмерному сомнению или гипертрофированной заботе о деталях.

Вывод: факторами риска, усугубляющими соматические состояния, характерные для группы LogicAIDS может быть такое сочетание особенностей индивидуально-психологических характеристик, как:

•  выраженность паттернов долженствования – на генетическом уровне;

•  фундаментальная ошибка атрибуции и перфекционистские тенденции – на атрибутивном уровне;

•  высокая фоновая тревожность в когнитивной и эмоциональной сферах – на темпераментальном уровне.

Для всей выборки в целом можно отметить результат, который вряд ли покажется неожиданным: пессимистичный стиль объяснения (особенно с позиций персонализации и широты) соответствует большей степени соматических осложнений.

Практическая значимость работы. В данном исследовании были определены индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью и беременных женщин с ВИЧ-статусом, в контексте адаптации к внешней и внутренней динамике. Было показано, что поведенческие стратегии, обладающие высоким онтологическим статусом, тиражируются для женщин в исторических семейных вертикалях по женской линии. В исследовании определено соотнесение уровня корреляционных связей между темпераментальными и атрибутивными характеристиками со степенью и характером соматических осложнений при беременности. Выявлены такие сочетания разноуровневых характеристик индивидуальности, которые могут являться факторами риска, затрудняющим адаптацию женщины к состоянию беременности.

Проведенное исследование позволяет создавать достоверные модели диагностики возможных нарушений адаптации к состоянию беременности и успешные версии фоновой психологической коррекции при соматических осложнениях различной этиологии, в том числе и медицинское и психологическое сопровождение беременных женщин с ВИЧ-статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мнению академика С. Капицы, демографический  переход, то есть

переход к  контролируемой рождаемости – это  самый серьезный кризис в истории человечества. Культурно – обусловленный переход к нуклеарной

семье, отрыв  от корней, привел к утрате модели материнства  и отношению к беременности и родам, как к исключительному и пугающему событию. Стрессогенность восприятия ситуации беременности усугубляется за счет

пессимистичного стиля мышления, неумения принимать  быстрые и адекватные решения в условиях высокой плотности информационных потоков. В этих условиях коррекция атрибутивного стиля, выработка навыков принятия решений будут факторами, которые повышают как общую адаптивность женщины к жизни в трансформирующемся мире, так и процесс адаптации к состоянию беременности.

В предлагаемой работе обосновано выделение разноуровневых характеристик в структуре индивидуально-психологических особенностей. Обоснована важность выделения и изучения высокостатусных жизненных стратегий, предъявляемых как адаптивные, в режиме автоматического реагирования. Показано, что эти стратегии формируются на базе семейно-генетического наследования и особенностей атрибутивного стиля, который строится в рамках опыта взаимодействия индивида со средой. Темпераментальные характеристики при этом являются структурой, обеспечивающей фоновую, базовую регуляцию поведения человека в различных условиях жизнедеятельности. Таким образом, при исследовании адаптивности к процессу беременности и сравнении осложненных и нормальных случаев следует учитывать три фактора или, соответственно, три уровня индивидуальности: онтогенетически значимые поведенческие стратегии; особенности атрибутивного стиля; темпераментальные характеристики (формально-динамические свойства индивидуальности).

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности