Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа_Мусина.docx

— 282.75 Кб (Скачать файл)

В представленной автором схеме организации адаптивного взаимодействия индивида со средой определены варианты поведенческих реакций в условиях неопределенности и соотносимость ресурсо-затратных способов реагирования с формированием чувства беспомощности. Используемое в рамках проведения основного исследования методическое пособие Тест на оптимизм обладает надежными психометрическими показателями и может применяться как фиксация состояния приобретенной беспомощности; соматические проявления как средство реагирования на неразрешимую ситуацию. Метод эффективен как средство для уменьшения левополушарного доминирования и снятия стереотипического подхода к ситуации. По итогам диагностики основной выборки было отмечено, что медицинские показатели, характеризующие наиболее тяжелое состояние здоровья, сочетаются как с высоким уровнем пессимизма, так и с применением индивидом дезадаптивных поведенческих и когнитивных стратегий.

Данные, полученные автором при анализе генограмм, показали, что модели подавления адаптивных (для конкретной ситуации) реакций с заменой на доминантные когнитивные и поведенческие схемы являются характерными для наиболее тяжелых в соматическом плане случаев, анализируемых в данном исследовании. То есть имеет место устойчивость аномалий, неосознанно возникающих в силу сбоя механизма трансляции сценариев, в результате чего позитивные сценарии сменяются негативными. Эксплицированная и осознанная, проработанная на уровне логической рефлексии, программа утрачивает свою силу. Вернее, человек обретает возможность выработать свое отношение к наследию предков и сознательно выбирает изменение или повтор в своем жизненном сценарии.

В данном исследовании были определены индивидуально-психологические  особенности женщин с осложненной  беременностью и беременных женщин с ВИЧ статусом, в контексте адаптации к внешней и внутренней динамике. Было показано, что поведенческие стратегии, обладающие высоким онтологическим статусом, тиражируются для женщин в исторических семейных вертикалях по женской линии. В исследовании определено соотнесение уровня корреляционных связей между темпераментальными и атрибутивными характеристиками со степенью и характером соматических осложнений при беременности. Выявлены такие сочетания разноуровневых характеристик индивидуальности, которые могут являться факторами риска, затрудняющим адаптацию женщины к состоянию беременности.

При выборе методик и техник психотерапевтического  воздействия для основной выборки был сделан обобщенный вывод: в динамике процесса беременности нарастание ситуативного стресса, препятствующего нормальной адаптации к этому состоянию проходит в три этапа: развитие интрапсихического конфликта; фиксация состояния приобретенной беспомощности; соматические проявления как средство реагирования на неразрешимую ситуацию. Причем, внутренний конфликт развивается из-за несрабатывания генетически закрепленных генеральных стратегий поведения при предъявлении их в изменившихся условиях функционирования. Главная задача психотерапии для данной выборки заключалась, таким образом, в работе по устранению состояния приобретенной беспомощности, формировании адаптивных стратегий жизнедеятельности и приобретению навыков принятия решений.

Применявшиеся автором схемы и модели психотерапевтического воздействия оказались весьма эффективны, что определялось на основании изменений в соматическом состоянии беременных женщин. Важно отметить, что вся работа проводилась при активном взаимодействии с лечащими врачами.

Обобщая важность комплексного подхода к  психологической поддержке и сопровождению беременности, можно сказать следующее: проведенное исследование позволяет создавать достоверные модели диагностики возможных нарушений адаптации к состоянию беременности и успешные версии фоновой психологической коррекции при соматических осложнениях различной этиологии.

В настоящее  время представляется крайне необходимой  государственная программа системного сопровождения беременности, включающая совместную работу медиков, психологов, социологов, и направленная как на обеспечение нормальной адаптации к состоянию беременности (возможно, следует начинать с планирования беременности), так и на патронаж в постнатальном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000.
  2. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека. Тенденции и перспективы исследований. М.: Москва, 1998.
  3. Анохин А. П. Изменчивость и наследуемость нейродинамических характеристик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Дисс. докт. психол. наук. М. 1987.
  4. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс 1993, №4.
  5. Безрукова О. Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременных женщин. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  6. Блазер А., Хайм Э. Проблемно-ориентированная психотерапия. М.: Класс, 1998.
  7. Брехман И. И. Введение в валеологическую науку о здоровье. М.: Мысль, 1998.
  8. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, №7, с.38 – 47.
  9. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.
  10. Волков В. Г., Садкова Ю. С., Шабалина Н. В. Индивидуально- психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Акт. вопросы трансфуз. и клин. мед.: матер. н-п. конф. Киров: НИИ гематол. и перелив. крови по итогам работы в г. Киров, 1995, с. 74-75.
  11. высшей нервной деятельности, т. 39, вып. 3, М.: 1989, с. 403 – 414.
  12. Гилинский М. А. Механизмы эмоциогенной регуляции адаптационных процессов. Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1994.
  13. Гостев А. А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М.: ИП РАН, 1998.
  14. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. СПб.: НИПИ им. Бехтерева В. М. 1997.
  15. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.
  16. Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000.
  17. Захаров А. И. Ребенок до рождения. С-Пб.: Союз, 1998.
  18. Зденек М. Развитие правого полушария. Минск: Поппури, 1997.
  19. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999.
  20. Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1998.
  21. Кочубей Б. И. Влияние генотипа и среды на формирование индивидуальных особенностей ориентировочной реакции человека. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
  22. Ладенко Н. Г. Направления изучения рефлексии. М.: Москва, 1980.
  23. Лефевр В. А. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе. // Межд. научно-практ. междисципл. журнал: Рефлексивные процессы и управление, 2001, №1, с. 34-46.
  24. Лефевр В. Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003.
  25. Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении российских и американских традиций. М.: Смысл, 1998.
  26. личности, СПб.: Питер, 2002.
  27. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Психосоматический больной на приеме у врача. СПб.: Санкт-Петербургский НИИ им. Бехтерева В. М., 1996.
  28. МакМалин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
  29. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
  30. Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики эмоциональных расстройств. М.: Медицина, 1973.
  31. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Москва, 1986.
  32. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
  33. Московский психотерапевтический журнал //спец. выпуск по когнитивной психотерапии, №4, 2001.
  34. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  35. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996.
  36. Перинатальная психология и медицина. Мат. Межд. конф. Иваново, 2001.
  37. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику; исследование форм репрезентации в обыденном сознании, М.: МГУ, 1983.
  38. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания, М.: МГУ, 1988.
  39. Под ред. Бека А. и Фримена А. Когнитивная психотерапия расстройств
  40. Под ред. Карвасарского Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998.
  41. Под ред. Петрова В. В. Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна, 1998, с.317-381.
  42. Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Эдиториал УРС, 2000.
  43. Пузько В, Ушакова Е. Кризис материнства как ценности в современном мире. // Моск. Психотерп. журнал, №3, 2002.
  44. Равич-Щербо И. В., Марготина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика, М.: Аспект Пресс, 1999.
  45. Ресурс. // Психологическая консультация, 1998, №1, с.110 – 125.
  46. Рудина Л. М. Оптимизм, как принципиальная психологическая составляющая инновационной деятельности. Мат. Всерос. симп. Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе, М. 2001, с.67.
  47. Рудина Л. М. Психо-социальные технологии в адаптационной терапии эндокринных нарушений различной этиологии. Мат. Межд. конгр. Психология инновационного управления социальными группами и организациями, Кострома, 2001, с. 143-145.
  48. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности, методическое пособие, М.: ИП РАН, 1997.
  49. Русалов В. М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека. М.: Наука //Журнал
  50. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. М.: Наука, // Психологический журнал, 1986, т.7, №4, с. 23 – 35.
  51. Русалов В. М., Рудина, Л. М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью. // Психологический журнал, т. 25, №6, 2003.
  52. Селигман М. Э. П. Как научиться оптимизму. М.: Персей, 1997.
  53. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ,1998, с. 141-217.
  54. супружеской терапии. М.: Класс, 1997.
  55. Тойч Дж. М., Тойч К. Ч. Второе рождение. М.: ВНИТЦ, 1998.
  56. Толмачев В. С. Генетические факторы риска невынашивания беременности. Дисс. докт. мед. наук, Алма-Ата, 1986.
  57. Филиппова Г. Г. Психология материнства Учебное пособие. М.: Институт психотерапии, 2002.
  58. Филиппова Г. Г.Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001, №2, с. 22 – 37.
  59. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
  60. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума М.: ПЕР СЭ 2002.
  61. Черников А. Генограмма и категории анализа семейной жизни. М.:
  62. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и
  63. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  64. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Москва, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Метод структуризации модальностей

На основе методик развития правого полушария  М. Зденек

Первое упражнение

Составляется  Список желаний под заголовком «Я хочу». Работа идет под медитативную музыку, записи делаются левой рукой. Дается указание: мысленно сказать – «Я хочу», и ждать появления любых мыслей, которые следует записывать, не редактируя, не анализируя их целесообразность, полезность, осуществимость и пр. Затем снова произнести «Я хочу», сделать следующую запись и т. д.

Полученный  список ранжируется по приоритетам на данный момент, и на чистом листе под заголовком «Мне придется» составляется план действий, необходимых для достижения «Желания №1». Запись ведется правой рукой. План составляется максимально конкретно и подробно с логическим обоснованием каждого пункта.

Третий  список под заголовком «Я готов» составляется из пунктов списка «Мне придется» в той последовательности, которая определяется сочетанием объективных возможностей и внутренней настроенности на действие.

Второе упражнение

Под заголовком «Я должен» на листе, разделенном на три колонки записывается: в левой колонке – что должен, в средней – кому должен. Правая колонка остается пустой.

Аналогично  оформляется лист с заголовком Мне должны (что должны и кто должен) и Ты должен. Все записи делаются правой рукой. Таким образом, определяются: внутренний стандарт поведения, включающий самоцензурирование и самооценивание; стандарты ожидаемого поведения социума по отношению к индивиду (жесткие стандарты долженствования для значимых других); стандарты поведения индивида, задаваемые и ожидаемые средой.

Затем в  правых колонках каждого листа, делается соответствующий подза-\головок: Что будет, если… я этого не сделаю…. они не сделают,… от меня этого не дождутся…». Колонки заполняются левой рукой. Указание: для каждого пункта представить мысленно ситуацию и возможный сценарий развития событий. Сделать соответствующую запись. Снова включается правая рука и идет проработка полученных результатов по всем спискам с применением техник.

Примечание: Методика письма левой рукой применяется в данном упражнении для уменьшения левополушарного доминирования и снятия стереотипического подхода к ситуации. Метод направлен на повышение эффективности при поиске решения в проблемных ситуациях и при взаимодействии с социумом.

Для исследуемой  выборки заключение о желательности беременности делалось с учетом позиционирования пунктов, связанных с будущим ребенком в списках первого или второго упражнения.

 

«Тест на оптимизм»

На отдельном  листе выпишите номера пунктов от 1 до 48. Выберите в каждом пункте тот ответ, который кажется Вам наиболее подходящим, и запишите цифру, стоящую справа от выбранного ответа. Не обращайте внимания на буквенные коды. Время ответов не ограничивается. Среди ответов нет правильных или неправильных.

1. Проект, за который Вы отвечали, оказался весьма успешным.    PsG

А. Я обеспечил(а) успех проекта грамотной организацией работы. 1

В. Успех был обеспечен усилиями всего коллектива.    0

2. Вы и Ваш(а) супруг(а), (друг, подруга) миритесь после ссоры.    PmG

А. Сегодня я быстро уладил(а) все разногласия.     0

В. Обычно я легко улаживаю конфликты.     1

3. Вы заблудились, когда ехали  к дому приятеля.      PsB

А. Я неточно записал(а) адрес.       1

В. Приятель неправильно объяснил дорогу.     0

4. Вы прекрасно провели время  в туристической поездке.     PsG

А. Мне повезло с погодой.        0

В. Я удачно выбрал(а) время и маршрут.      1

5. После переполненного событиями  дня Вам никак не удается  уснуть.   PmB

А. Мне бывает нелегко уснуть после  сильных волнений.   1

В. Я чересчур возбужден(а) сейчас, чтобы легко заснуть.   0

6. На улице Вас догоняет человек,  возвращая оброненный Вами кошелек с крупной суммой денег.           PvG

А. Мне встретился порядочный человек.      0

В. Это естественный поступок для  большинства людей.   1

7. Результаты психологического тестирования  говорят, что уВас отличные  нервы.  PvG

А. Я удачно ответил(а) на вопросы теста.     0

В. Я действительно спокойный, уверенный  в себе человек.   1

8. Вы не прошли собеседование  при приеме на работу и очень  расстроились.  PvB

А. Я трудно переживаю неудачи.       1

В. Эта неудача была особенно болезненной.     0

9. На людном перекрестке Вы столкнулись  с другим пешеходом.    PsB

А. Я смотрел(а) в сторону.        1

В. Куда он смотрел!        0

10. На Вас смотрят с восхищением.         PmG

А. Я обаятелен (обаятельна). На меня часто обращают внимание.  1

В. Сегодня я в прекрасной форме.      0

11. В гостях в малознакомой компании  Вы слышите массу комплиментов в свой адрес.

PsG

А. Какие приятные люди здесь собрались!     0

В. Что ж, я – личность незаурядная!      1

12. В этом году Ваше здоровье  было особенно хорошим.     PsG

А. Обстоятельства позволили мне достаточно отдыхать и нормально питаться. 0

В. Я организовал(а) свой режим так, чтобы мой образ жизни был здоровым.     1

13. Вы обидели собеседника резким  замечанием.      PmB

А. Нередко, я говорю, не подумав.      1

В. Я высказался (высказалась), необдуманно.     0

14. Вы блестяще сдали серьезный  экзамен.       PmG

А. Я уделил(а) много времени подготовке.     0

В. Я всегда упорно работаю для  достижения своей цели.   1

15. Вы оказались юбилейным姣 покупателем магазина и получили ценный подарок.    

PmG

А. Как вовремя я оказался (оказалась) в этом магазине.   0

В. Удачные совпадения случаются  в моей жизни нередко.   1

16. Фирма, на которой Вы работаете,  видимо, закроется, но Вы откладываете поиск новой работы.           PvВ

А. Страшновато менять работу.       0

В. Меня пугают серьезные перемены в жизни.     1

17. Пожилая тетушка одолевает Вас  бесконечными просьбами.    PvB

А. Мне сложно отказывать людям  в помощи, даже если моей добротой злоупотребляют.          1

В. Я не могу отказать больной родственнице.     0

18. Вас напугала сцена дорожной  аварии.       PvB

А. Я очень впечатлительный человек.      1

В. Я был(а) напуган(а) внезапностью происшедшего.    0

19. Вы купили своему супругу (супруге,  другу) подарок, а он ему (ей)

не  понравился.           PsB

А. Я недостаточно продумал(а) покупку.      1

В. Уж очень он(а) привередничает.      0

20. Коллега снова надоедает Вам  жалобами, отвлекая от работы.    PmB

А. Он постоянно чем-то недоволен.      1

В. Сегодня он совершенно невыносим.      0

21. В ожидании очень важной встречи  Вы буквально не находите себе  места.  PmB

А. Я, как правило, волнуюсь в подобных ситуациях.    1

В. Сегодня – особая ситуация.       0

22. Вас обманули.           PvB

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности