Индивидуальные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения1. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Содержание

Введение
Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.
Общая характеристика внимания.
Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте
Внимание детей во время занятий.
Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Обследование состояния внимания у старших дошкольников (концентрация и объём).
Результаты диагностической работы, направленной на исследование особенностей внимания.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

87451.rtf

— 389.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

В своей работе я дала понятие внимания, выделила его виды и особенности, подходы к проблеме природы внимания. Рассмотрела способы тренировки и развития внимания. Но это не предел. Изучение психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию, к развитию самоконтроля.

По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в более подробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихся в развивающих занятиях.

Например, дети, которые делают большое количество пропусков в корректурной пробе, будут затрудняться правильно списать упражнение с доски или из учебника в школе. Таким детям необходим набор заданий для самостоятельной тренировки внимания дома. Это набор корректурных проб (надо в 5-6 строчках вычеркнуть 2-3 буквы разными способами). Выполнять эти задания надо в течение двух месяцев, желательно не менее 5 дней в неделю, по 3-5 минут в день, с обязательной проверкой или самопроверкой. В регулярном выполнении этих заданий ребенок заинтересован не меньше родителей, так как по истечении двух месяцев проводится контрольное тестирование, позволяющее оценить эффективность занятий.

Детям, которые постоянно отвлекаются на уроке, не могут усидеть на месте, с трудом включаются в работу, рекомендуется посещать индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия должны проходить не менее двух раз в неделю.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет концентрация и объём внимания ребенка еще очень низкие.

К 6-7 годам они значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания старших дошкольников является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

При поступлении в школу к развитию индивидуальных особенностей внимания стоит отнестись достаточно серьёзно. Ведь от этого может зависеть и успеваемость ребёнка в дальнейшем.

 

 

Литература

 

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974 г.

Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.

Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002г.

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.

Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М., 1973 г.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М, 2001 (Овладение вниманием: 205-239.).

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974 г.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.

Грановская Р.М. Элементы практическорй психологии. Л., 1988 г.

Детская практическая психология. Учебник/Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2000 г.

Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. с. 50-103.

Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965 г.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола,1999. - 336 с.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995 г. 144 с.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002 (Виды внимания: 30-37, 69-80.).

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников - Минск., 1997 г.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Детская психология: Учеб. пособие/ - М. : Университетское, 1988г. -399с.

Корчемлюк О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. М.: Начальная школа,1994.

Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.

Лаврентьева Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности..- М.: Новая школа, 1996г.-144с.

Леонтьев А. Н. , Гиппенрейтер Ю. Б. Практикум по психологии -М., 1997.

Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1995 г.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. - Л., 1990г.

Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития 2000 г.

Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста М., Академия, 1997 г.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие М., Академия, 1997 г.

1 Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)

22 См.: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208.

3 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1995. С. 12

4 Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. С. 32

5 Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1995 г С 45


Информация о работе Индивидуальные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста