Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ



1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7

1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16



ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.



2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23

2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28

2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЕКТdocx.docx

— 223.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

  1.1 Понятие интеллектуальной  готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7

            1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 

2.1 Диагностика интеллектуальной  готовности к обучению в школе...23

          2.2  Проведение коррекционно-развивающей  работы……………….....28

         2.3 Анализ эффективности проведения  коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема готовности ребенка  к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими  факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов  сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]

Практическая значимость исследования состоит в выявлении  и использования комплекса методик, направленных на изучение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению в  школе детей 6-7 лет. Поступление в  школу — это начало нового этапа  в жизни ребенка, вхождение его  в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. В отечественной психологии при  изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе  акцент делается не на сумму усвоенных  ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок  должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и отличное; он должен научиться  рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Современная ситуация в образовании  напрямую связана с тенденциями  к вариативности и дифференциации. Вариативность образования проявляется  в том, что школьники учатся по разным учебным планам, программам и учебникам. Тенденция к дифференциации находит свою реализацию, в частности, в создании классов для младших  школьников, в которых обучение организовано с применением разных педагогических технологий; различным оказывается  и уровень требований к отдельным  сторонам психики ребенка. Наряду с  классами, в которых обучение организовано по традиционным программам, существуют классы, в которых обучение осуществляется по усложненным программам. Кроме  того, создаются классы интегрированного обучения. Предполагается, что в  этих классах помимо обучения осуществляется коррекционная и развивающая  работа с детьми, имеющими трудности  в обучении. Уже до комплектования классов важно знать психологические  особенности и возможности детей  с тем, чтобы с самого начала создать  максимально благоприятные условия  для обучения и развития ребенка.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество  работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте закладывается  фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Дошкольное детство  является оптимальным периодом в  интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального  развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно  познавать  не только внешние, наглядные  свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи  и отношения , овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом , сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. кроме того в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно –следственные связи между предметами и явлениями. разрешать найденные противоречия, что играет важнейшую роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

Старший дошкольник может  многое, но не следует переоценивать  умственные возможности шестилеток.

Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.

Объект:  дети 6-7 лет.

Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.

 Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.

Гипотеза исследования состоит в том, что существующие диагностические методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе имеют неодинаковую прогностическую валидность, так как с разных сторон подходят к изучению особенностей психического развития детей. При этом не все психологические качества, которые изучаются при определении интеллектуальной готовности ребенка, одинаково востребуются в процессе обучения и в равной степени влияют на успешность овладения школьной программой. Следовательно, могут быть найдены такие критерии интеллектуальной готовности, которые в большей степени определяют успешность школьного обучения.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы, посвященной особенностям  интеллектуального развития и  его диагностики у старшего  дошкольника.

2. С помощью разных  диагностических программ исследовать  связь между результатами диагностики  интеллектуальной готовности и  успешностью обучения ребенка  в школе.

3. По результатам исследования  разработать комплекс психодиагностических  заданий, обладающий высокой способностью  прогнозировать школьную успешность.

 В работе использовались  следующие методики:

Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).

Методика «Графический узор».

Методика «Мозаика».

Методика «Лабиринт».

Методика «Исключение  лишнего».(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

1.1 Понятие интеллектуальной  готовности к школьному обучению.

 

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком смысле как мышление. [19]

Можно выделить три наиболее часто встречавшихся определения  интеллекта:

1) интеллект как способность  к обучению;

2) интеллект как способность  оперировать абстрактными символами  и отношениями; 

3) интеллект как способность  адаптироваться к окружающему  миру.

В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.

Французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности, посредством специальных тестов, прагматически трактуя интеллект как способность справляться с определенными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться.

Ж. Пиаже считает, что интеллект - высший универсальный способ уравновешивания  субъекта со средой (Ж. Пиаже, 1994).

Р. Стернберг впервые предпринял попытку определения интеллекта на уровне описания поведения. Он выделил три формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект  (запас слов, эрудиция, умение понимать  прочитанное);

2) способность решать  проблемы (способность строить планы,  применять знания и т.п.);

3) практический интеллект  (умение добиваться поставленных  целей и пр.).

В российской психологии XX века исследования интеллекта развивались  в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих  умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (O.K. Тихомиров), когнитивных стилей (М.А. Холодная) как "способности действовать в уме" (Я.А. Пономарев).

Большой вклад в изучение интеллектуального развития внес Жан  Пиаже, создавший Женевскую школу  генетической психологии, которая изучает  умственное развитие ребенка. Объектом генетической психологии является изучение происхождения и развития интеллекта. Она исследует, как формируются  у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Генетическая психология занимается изучением  перехода от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой  структуры умственной деятельности к более сложной и причин этих структурных преобразований.

Ж. Пиаже при изучении интеллектуального развития ребенка  открывает ряд стадий:

1) сенсомоторный интеллект; 

2) презентативный интеллект и конкретные операции;

3) репрезентативный интеллект  и формальные операции.

Фактор равновесия выступает  в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.

В отечественной психологии психическое развитие понимается как  качественно своеобразный процесс  и характеризуется возникновением определенных новообразований  [5]. Развитие, таким образом, заключается в изменении связей между отдельными психическими процессами, а не как развитие исключительно одной какой-либо функции. Следуя за теорией Л.С. Выготского, при рассмотрении интеллектуального развития дошкольников мы выделяем следующие интеллектуальные способности: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.

В дошкольном возрасте ребенок  может решать жизненные задачи тремя  способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логическою рассуждения, опирающегося на понятия. Если в раннем детском возрасте мышление осуществляется в процессе предметных (в частности, орудийных) действий, то у дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими пробами, чем он старше, тем больше прибегает к наглядно-образным и затем логическим способам [27]

Когда ребенок достигает  возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с  его поступлением в школу. Что  делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими  многочисленными вопросами в  психологии возникли термины «школьная  зрелость» и «готовность ребенка  к школьному обучению» [1].

Наиболее полное понятие  «готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющие этого набора прежде всего являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.[3]  Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника[2].  М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе.[24] В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно – волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника. [4]

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста