Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (целиком).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Кант характеризует воображение как одну из «способностей» [11] человеческого сознания, при этом сохраняя один из основных языковых смыслов – «вселение в образ»: «...Воображение должно сводить многообразное [содержание] созерцания в один образ...» [11; 856 - 857].

Но дальнейший анализ показывает, что Кант вскрывает такие  характеристики этой способности, заметить которые обычный язык, будь он даже великорусский, не способен. Вот эти характеристики в аспекте воображения – как: 1) Априорность. «…Воображение есть способность a priori определять чувственность…» [11; 224]. 2) Спонтанность.  «…Мы должны… отличать простую восприимчивость внешнего созерцания от спонтанности, характеризующей всякое воображение» [11; 328]. Спонтанность – это субстанциальная самостоятельность и естественная самодеятельность воображения. 3) Синтетичность. «Синтез многообразного», пожалуй, одна из главнейших характеристик воображения. «Под синтезом… я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания» [11; 232]. 4) Ассоциативность. Ассоциативность (связывание) близка к синтезу. «...Воспроизведение представлений должно подчиняться правилу, согласно которому представление вступает в связь в воображении скорее с одним, чем с другим представлением. Это субъективное и эмпирическое основание воспроизведения согласно правилам называется ассоциацией представлений» [11; 857]. 5) Продуктивность. «Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю её иногда также продуктивной способностью и тем самым отличаю её от репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинён только эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний…» [11; 224 - 225].

Л. Ю. Субботина определяет воображение как присущую только человеку возможность создания новых  образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта [23; 6]. В данной курсовой работе мы будем придерживаться именно этого определения воображения. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение пятилетнего ребёнка позволяет ему воспринять как реальные самые фантастические, сказочные образы и ситуации [23; 6-7].

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение во многом помогает человеку в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Воображение – один из самых загадочных феноменов человеческой психики. В психологии, дидактике, методике существует множество работ о  данном психическом процессе. Но, не смотря на это, до сих пор очень немногое известно о механизме воображения, о его физиологической основе [15; 38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции и виды воображения

Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых [23; 7].

Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста. Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределённости» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы  ребёнок  может  только с  привлечением  воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно  чувствовать  себя  в  сложном и  изменчивом мире [23; 7 – 8].

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают индивидуальный жизненный опыт [23; 16].

Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его  преобразование [28].

     Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

—  построение образа конечного результата его деятельности;

—  создание программы  поведения в ситуации неопределенности;

—  создание образов,  заменяющих деятельность;

—  создание образов  описываемых объектов [23; 17].

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду   с   воображением,   мышления   и   памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышления [23; 17].

Воображение выполняет две основные функции – познавательную и эмоциональную [4].

Эмоциональная функция  реализуется в ситуации противоречия между складывающимся у ребёнка образом «Я» и реальностью, и направляется на регуляцию этого образа. Воображение может выступать в качестве защитного механизма, действующего двумя основными способами. Во-первых, через многократное вариативное проигрывание или изображение травмирующего опыта, в результате чего ребёнок избавляется от негативных переживаний. Во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию (неудачу), в которой ребёнок будет успешен [4].

Что касается познавательной функции, то она связана с возможностью построения другой воображаемой реальности. Оказывается, эта деятельность необходима для успешного школьного обучения [4].

Уже доказано, что дети с низким уровнем интеллектуального развития успешнее решают учебные задачи, если опираются на воображение, и менее успешны, если следуют обычной учебной программе. Значит, воображение может быть эффективно использовано в школьном обучении [4].

Всем известно, что  одна из наиболее сложных форм школьного обучения — это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими   результатами   и   по   другим   предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи  не   так   заметно   на   первый   взгляд.   Вместе   с   тем  психологические исследования убедительно доказывают,    что    именно    воображение    выходит    на    первое место и характеризует  всю умственную деятельность ребёнка,   особенно   в   подростковом   возрасте.   В  частности,   именно   такой   точки   зрения   придерживался Л.   С.   Выготский [23; 16 – 17].

Также выделяют и другие функции воображения:

  1. Образное представление действительности.
  2. Регулирование эмоциональных состояний.
    1. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  1. Формирование внутреннего плана действий [25].
  2. Планирование и программирование деятельности.

Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями [23; 18]. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путём специальной системы упражнений, позволяющей расслабить отдельные группы мышц.

Существует достаточно много видов воображения. Многие психологи и педагоги, занимающиеся проблемой развития воображения, выделяют различные виды воображения.

С. Л. Рубинштейн различает воспроизводящее и творческое, или преображающее воображение. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием [20; 299].

С точки зрения Л. Ю. Субботиной, воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) [23; 39].

У детей дошкольного  возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение  широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в  игре, конструировании, рисовании. В  словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребёнок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии расценивается как отрицательное качество, характеризующееся отсутствием критичности ума. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (Могло ли так быть?) [28].

Также необходимо различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью» и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности [20; 300].

Специализация различных  видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. [20; 300].

Также выделяют и другие виды воображения:

  1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение – в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в  образе она всё же творчески преобразуется.
  4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [25].

В воображении проявляются  все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотёком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное отношение человека к формированию образов [20; 299].

В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является ничем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности [20; 299].

Активное воображение  – свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Цель активного воображения – познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. «Отправной точкой» для активного воображения может стать всё что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор [14].

В зависимости от характера  образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное воображение [20; 299].

Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, генерализованными образами — схемами, символами (в математике) [20; 300].

О. М. Дьяченко выделяет два  вида воображения и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение [7; 53].

Анализ аффективного воображения можно обнаружить в  работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врождённых тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения — это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень [7; 53].

Другое направление  в развитии воображения — исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось  с развитием символической функции у ребёнка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности [7; 53].

Л. С. Выготский в своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд аффектов», а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов [7; 53].

Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста