Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
Прежде чем предлагать детям игры и упражнения, необходимо знать базовые принципы, правила для взрослых по развитию воображения ребёнка. Эти принципы предложены в рамках исследования одарённости детей по Американской национальной программе М. Карне [23; 37].
Принципы для развития творческого воображения:
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости [23; 18].
Воображение избавляет ребёнка, да и взрослого от внутреннего одиночества. Человеку «с воображением» интересен не только окружающий мир, но и другие люди, а главное: он сам. С этим отчасти связана, например, острейшая проблема подросткового алкоголизма и наркомании. Растущий человек, у которого сформировано воображение, не нуждается во внешних «допингах». Его согревает «свет изнутри». Это не значит, что развитие воображения - панацея. Но это, безусловно – ключ к решению многих психологических и педагогических проблем. Отсюда – и значение игры в детском развитии [13].
1.5 Связь воображения с творчеством и личностью
Воображение важнее знания (А. Эйнштейн) [1; 47].
Как уже было сказано, воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности [23; 116]. Воображение является основным «нервом» творчества, его центром. Его специфическая черта — особое отношение человека к миру, выражающееся в определённой независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия. Оно позволяет наглядно представить себе такие объекты, стороны и отношения действительности, которые не отражаются в данный момент в восприятиях [21; 27].
Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего продукты творчества второго рода [23; 116].
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества [6; 5].
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем возрасте можно увидеть у детей творческие процессы, которые лучше выражаются в их играх. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом. Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра [6; 7].
Воображение создает в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стёртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображённый и, тем не менее, как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии [20; 302].
В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности [20; 302 - 303].
Отойти от действительности, чтобы проникнуть в неё, — такова логика творческого воображения [20; 303].
Любой вид художественного творчества детей основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Всё это способствует обогащению деятельности – изобразительной, художественно-речевой, игровой, конструктивной [10; 88].
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка [23; 116].
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Также она развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая продукты творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. У ребёнка формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного. Все дети, особенно старшие дошкольники и младшие школьники, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки и т.д. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах [23; 116 - 117].
Педагог должен способствовать развитию воображения у дошкольников, поощрять их фантазию. Дети в дошкольном возрасте должны творить, и именно воображение помогает им в этом [15; 42].
Итак, развивая воображение детей, мы способствуем совершенствованию психических процессов, эмоциональной сферы, творчества, а значит, личности в целом [1; 52].
Воображение тесно связано
с личностью, её развитием. Воображение
обогащает интересы и личный опыт
ребёнка, через стимулирование эмоций
формирует осознание
Занимаясь творчеством, ребёнок формирует у себя такое качество, как одухотворённость. При одухотворённости воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождается особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм [23; 145].
В подростковом возрасте,
когда личностное развитие становится
доминирующим, особое значение приобретает
такая форма воображения, как
мечта – образ желаемого
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые и взрослыми сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их называют богато одарёнными личностями [23; 145].
Для характеристики личности и её отношения к миру очень показательна степень лёгкости или трудности, с которой ей даётся преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Для других всякая данная ситуация — это исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности [20; 307].
В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключён какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему [20; 308].
1.6 Роль воображения в науке
В результате преобразования по определённым умственным правилам наглядного материала создаётся добавочная информация, которая является главным моментом творческого воображения. Значение этого процесса для научного мышления неоценимо. По справедливому мнению французского физика Л. де Бройля, творческое воображение, оперирование наглядными образами лежит в основе всех истинных достижений науки [21; 30 – 31].
Сила творческого воображения, фантазия человека поистине безгранична. Воображению ничего не стоит произвести любой невероятнейший эксперимент, осуществить который в реальности невозможно. Причём с помощью «фантастического» мысленного эксперимента, проводимого в рамках определённой теории, можно добиться замечательных открытий. «Действительно, приходится удивляться тому,— писал М. Планк,— что все эти смелые приёмы рассуждения приводят к результатам, которые хорошо оправдываются па опыте». Вспомним, например, мысленный эксперимент Эйнштейна с огромным лифтом, свободно падающим по направлению к земле без сопротивления воздуха и трения, и помещённым в нём наблюдателем. Несмотря на всю фантастичность, этот эксперимент дал очень ценные указания для объяснения общей теории относительности [21; 255].
Творческое воображение даёт возможность представлять, опережать многие действия. Человек в отличие от животного не действует обычно методом проб и ошибок. Это возможно потому, что он мысленно может создавать разнообразные связи и тут же их тормозить, если они не дают необходимого эффекта. Он мысленно проверяет многие варианты предварительных гипотез, прежде чем несколько вариантов, кажущихся ему наиболее удачными, будут положены в основу эксперимента [21; 256 – 257].
Представители почти всех сколько-нибудь значительных психологических направлений сделали попытку решить основную проблему фантазии - ответить на вопрос о причине возникновения нового [19; 72].
Выработка научного подхода к проблематике фантазии связана прежде всего с преодолением двух противоположных взглядов на сущность фантазии: крайнего идеалистического взгляда, согласно которому фантазия представляет собой изначальную спонтанную творческую силу, и крайнего механистического взгляда, рассматривающего возникновение нового как следствие чистой случайности или рекомбинации. Но ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить всю проблематику фантазии. Вследствие этого отдельные психологи прилагали усилия к тому, чтобы эклектически соединить различные концепции [19; 72].
В самой теории фантазии должна быть заложена идея возможности появления ошибочных решений и таких вариантов, которые не могут быть сведены к полученным знаниям, выработанным навыкам и усвоенным алгоритмам. Таким образом, создание адекватной теории фантазии зависит от выбора основополагающих фактов и от рациональной организации экспериментальных исследований, т.е. от решения ряда методологических проблем [19; 75].
Именно в развитии проблемы воображения наметилась тенденция познания, постижения и понимания в методологии гуманитарных наук. Причину этого можно с определённостью видеть в назревшей потребности перейти от аналитических процедур к синтезу, к методологиям воспроизводящим целое, сложные целостные системы, такие как культуры, общественные организмы, личности, художественные феномены, исторические эпохи и т.д. [22; 92].
Историческое прошлое одновременно и обнаруживается источниковедческой, археологической и иной техникой, но оно одновременно и создаётся силой продуктивного воображения [22; 93].
Воображение предметно в том понимании, что не является универсальной и чистой способностью. Художественное воображение, само дробясь на типы, не равно воображению учёного. «Социологическое воображение» мало действенно в сфере чистой философии. Историческое воображение не обеспечивает творчество в области языкознания, и т.д. [22; 93].
Без воображения невозможна история как наука, в своей продуктивной части, и историк, как теоретик [22; 93].
Д. И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать вперёд и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни...» [20; 300].
Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста