Исследование жизненой перспективы в период взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

     40-70 лет – работа на благо общества. Работники достигают пика профессиональной  карьеры. Начинают задумываться  о той социальной и гражданской  ответственности, с которой сопряжен  их труд, и находить время для  выполнения своих обязанностей  перед обществом (Слободчиков, Исаев, 2000).

     Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую  стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это  время продолжается во многом благодаря  влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

     По  Эриксону в период средней зрелости (от 26 до 64 лет) человек сталкивается с проблемой выбора между продуктивностью  и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Это утверждение Эриксона основано на его убежденности в том, что эволюционное развитие "сделало человека в равной степени обучающим и обучающимся животным" (Эриксон, 1968, с. 291). Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство само-осуществления, возникающее у человека в связи с достижениями его потомков. Однако продуктивность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство молодыми людьми. Взрослые, отдающие свое время и силы молодежным движениям, таким как Лига молодежи, бойскаутские и герлскаутские организации и другие, также могут быть продуктивными. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (например, технические изделия, идеи и произведения искусства). Итак, основной темой психосоциального развития личности во второй фазе зрелости является забота о будущем благополучии человечества.

     Если  у взрослых людей способность  к продуктивной деятельности настолько  выражена, что преобладает над  инертностью, то проявляется положительное  качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или  что-то имеет значение; забота –  это психологическая противоположность  безразличию и апатии. По Эриксону, она представляет собой "расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет  интерес" (Эриксон, 1982). Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

     Те  взрослые люди, кому не удается стать  продуктивными, постепенно переходят  в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом  заботы являются личные потребности  и удобства. Эти люди не заботятся  ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой  продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена  общества – жизнь превращается в  удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление  – "кризис старшего возраста" –  общеизвестно. Он выражается в чувстве  безнадежности, бессмысленности жизни. Согласно Эриксону, главным психопатологическим  проявлением в возрасте средней  зрелости является нерасположенность  заботиться о других людях, делах  или идеях. Все это имеет самое  прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разрушительным явлениям, жестокости и "влияет не только на психосоциальное развитие любого индивидуума, но и имеет отношение  к таким отдаленным проблемам, как  выживание рода" (Эриксон, 1982).

     Таким образом, анализ зарубежных и отечественных  исследований по проблемам взрослости показал, что среди значимых характеристик  данного возрастного периода  можно выделить: преодоление зависимости, способность брать на себя ответственность, приверженность высшим ценностям, способность  успешно приспосабливаться к  новым условиям, социальные и культурные ориентиры.

 

     

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 

2.1. Описание организации  процедуры исследования 

     Целью данного эмпирического исследования является выявление особенностей представлений  о собственной жизненной перспективе  в период взрослости. Объектом исследования выступила жизненная перспектива  личности,  а предметом – представления  о жизненной перспективе в  период взрослости.

     Эмпирическое  исследование проводилось в индивидуальной форме с соблюдением принципов  психодиагностических исследований.

     Использовалась  методика Ж. Нюттена «Метод мотивационной  индукции».

     Процедура измерения временной перспективы  проходит в два этапа: во-первых, необходимо выявить набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта; во-вторых, эти объекты следует  расположить на темпоральной шкале, чтобы измерить протяженность и  другие аспекты временной перспективы  субъекта.

     Методика  состоит из двух маленьких буклетов объемом соответственно 40 и 20 страниц. Имеются также два сокращенных  варианта, первый из которых содержит 30 и 15 страниц, второй – 20 и 10. Мы использовали  второй, сокращенный, вариант буклета. На верхней строчке каждой страницы напечатано начало предложения (мотивационный  индуктор). Все начала предложений  сформулированы в первом лице единственного  числа, так что испытуемые спонтанно  относят их к самим себе (например: Я пытаюсь...). Используемый глагол всегда выражает склонность, усилие, желание, намерение и т.д. Испытуемые завершают  каждое предложение и, делая это, формулируют объекты, которые их мотивируют. В первом буклете индукторы сформулированы так, чтобы побуждать к формулированию позитивных мотивирующих объектов. С помощью второго буклета выявляются негативные объекты – те, которых человек избегает, боится и т.п.

     Вместе  с этими буклетами испытуемые получают листок с инструкцией. В  инструкции, которую экспериментатор  зачитывает вслух, подчеркиваются конфиденциальный характер, анонимность и чисто  научные цели исследования. Испытуемым также объясняют, что их высказывания не обязаны быть грамматически правильными, но они должны выражать любые объекты  их индивидуальных склонностей, желаний  или намерений, которые приходят в голову при чтении мотивационных  индукторов.

     Рассмотрим  измерение временной перспективы  с помощью  темпорального кода.  Позитивные и негативные мотивационные  объекты, называемые испытуемыми, расположены  в психологическом времени. Это  события, которые могут произойти, ситуации, которые могут возникнуть, цели, которые должны быть достигнуты, намерения, которые человек собирается осуществить. Некоторые из этих объектов1 могут относиться к способу жизни  и поведения, реализуемому в течение  более или менее длительного  периода (например, «поддерживать себя в форме»), или к качествам, которые  человек хотел бы иметь, начиная  с данного момента и на более  или менее неограниченное время (например, «быть менее импульсивным»). Другие объекты не так прочно привязаны  к какому-то периоду индивидуальной жизни человека, но соотносятся, например, с развитием его семьи, бизнеса, социального класса или человечества в целом (например, обеспечение продовольствием  «стран третьего мира»; безработица  и т.д.).

     Вообще  говоря, объекты метода мотивационной  индукции могут быть расположены  в психологическом прошлом, будущем  и настоящем. Но мотивационные объекты, в силу самой своей природы, относятся  к близкому или отдаленному будущему, и анализ темпорального измерения  мотивационных объектов касается психологического будущего. Поэтому метод не предназначен для изучения преимущественной или доминирующей ориентации субъекта на прошлое, настоящее или будущее (его временной ориентации).

     Основной  принцип временного кодирования  основывается не на личном мнении испытуемого  о том, когда может случиться  данное событие или достигнута данная цель, а на «нормальной», «средней»  темпоральной локализации данного  объекта в той социальной группе, к которой принадлежит испытуемый. Например, временная локализация  высказываемого индивидом мотивационного намерения «жениться» кодируется не с точки зрения его личного  темпорального планирования (которого мы не знаем, о котором не спрашиваем и в отношении которого сам  испытуемый может быть совершенно не уверен), а с точки зрения периода  времени, когда такого рода события  происходят в среднем у членов той группы, к которой принадлежит  наш испытуемый.

     «Объективная» темпоральная локализация события  является, конечно, приблизительной. Базовое  правило состоит в том, чтобы  в отношении каждого мотивационного объекта задаваться вопросами: какой  временной период неявно подразумевает  средний испытуемый, когда называет этот целевой объект? Как далеко в будущее проникает «интенциональный взгляд» субъекта, когда он думает об этом объекте?

     Рассмотрим  основные периоды жизни испытуемых. Измерение временной перспективы  испытуемого предполагает две точки  отсчета: временной период, в котором  этот испытуемый находится в настоящий  момент (время испытуемого), и временной  период, в котором должны быть локализованы мотивационные объекты испытуемого (время объектов). В нашей системе  кодирования время объектов выражается либо в абсолютных единицах (днях, неделях  или месяцах, отделяющих эти объекты  от настоящего момента), либо в единицах социально или биологически определяемых периодов жизни.

     Первая  часть темпоральной шкалы построена  в календарных единицах, а вторая в единицах социальных часов. К календарным  единицам относятся:

     Т (тест) –  момент заполнения методики;

     D (день) –  в пределах одного-двух  дней от настоящего момента;

     W (неделя) –  в течение недели  от настоящего момента;

     М (месяц) –  в течение месяца от настоящего момента;

     У (год) –  в течение года от настоящего момента;

     Уà – в течение периода, который может длиться несколько дольше года (в течение одного-двух лет).

     К единицам социальных часов относится:

     Ео  –  возраст до начала обучения в  школе (0-6 лет);

     E1 –  обучение в начальной  школе (6-12);

     Е2  – обучение в средней и старшей  школе (12-18); испытуемых этого возраста, не посещающих среднюю школу, мы также  относим к этому периоду жизни, если только они не вступили в брак;

     Е3 –  период послешкольного образования, включая профессиональное образование (18-25 лет);

     A1 –  первая половина профессиональной  карьеры или взрослой жизни  (25-45);

     А2 –  вторая половина профессиональной карьеры, до возраста ухода на пенсию (45-65 лет);

     O – старость, начинается с возраста ухода на пенсию, то есть с 65 лет.

     К перечню символов были добавлены  еще два символа:

     L (жизнь) –  когда испытуемый  явно упоминает всю свою будущую  жизнь как целое (например: Я  бы хотел всю оставшуюся жизнь  прожить здесь).

     X –  относится к объектам, локализующимся  в периоде после смерти испытуемого  (например, испытуемый может быть  озабочен тем, что случится  с его детьми после его смерти).

     Довольно  много мотивационных объектов относится  к характеристикам личности, способностям и модальностям бытия в целом. Например: «Я хотел бы быть более  дружелюбным»; «Мне хочется быть счастливым»; «Я хочу, чтобы меня понимали», и  т.д.  Какой период времени имеют  в виду испытуемые, думая о мотивационных  объектах такого типа? Наш ответ  состоит в следующем: они имеют  в виду то, какими они хотели бы быть или что хотели бы иметь прямо  сейчас, и чтобы это продолжалось в будущем. Мы относим ответы такого типа к категории открытое настоящее, иными словами, настоящее, открытое в будущее. Поскольку оценить  временную протяженность таких  мотивационных целей нелегко, мы не принимаем их в расчет при измерении  средней протяженности временной  перспективы будущего испытуемых.

     Система темпорального кодирования предназначена, прежде всего, для кодирования временной  перспективы будущего, но она включает в себя и некоторые временные  категории для объектов, относящихся  к прошлому. Ведь формулируя свои мотивационные  объекты, вполне можно, явно или неявно, ссылаться на события прошлого.

     Некоторые объекты не могут быть локализованы во времени. По большей части, это  чистые фантазии (Я хочу жениться на Луне). Мы относим такие объекты  к разряду неподдающихся классификации (код «?»).

Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости